Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://temporology.bio.msu.ru/RREPORTS/pavlyuts_absolyut.html
Дата изменения: Fri Feb 28 03:00:45 2014 Дата индексирования: Fri Feb 28 03:16:23 2014 Кодировка: Windows-1251 |
ÓПавлюц К.Н.
Пространство и Абсолют: компаративный аспект одной древнеиндийской
'философемы'
Постижение трансцендентного, абсолютного основания бытия составляло серьезную проблему в различных интеллектуальных традициях мировой мысли. В зависимости от социокультурной и исторической детерминации, поиск абсолютных основ сущего мог быть выражен в форме религиозно-философского('гностического') познания, или логико-метафизического дискурса.[1] В ряде учений Индии и Дальнего Востока изначальная 'мистическая' религиозно-философская направленность явилась основой дальнейшей концептуализации и создания категориального язык, что отразилось, в частности, в разработке такого всеобщего понятия как 'пространство'.
Именно через постижение безграничности и вездесущести пространства(акаша) в ходе йогических упражнений, если учитывать эзотерический характер текстов упанишад, приобретается опыт освоения бесконечности, столь важный для реализации Абсолюта.[2] Ощущение бесконечности пространства есть, по упанишадам, выраженная сущность блаженства(ananda), возникающего в экстатических состояниях(Тайттирия Упанишада II.7.1.).[3] Таким образом, данное понятие пространства в древнеиндийской мысли оказывается тесно связанным с поисками некой бескачественной, чистой субстанциальной опоры и отсюда с йогической психотехникой и образами бесконечности, возникающими в преддверии 'высших прозрений' абсолютной сущности(Брахмана). Данное положение подтверждает не только традиция брахманистских упанишад, но и ее антагонист в лице буддизма. ':Монах [достигает] преодоления всех материальных представлений, 'захода' сознания 'сопротивления' и, не допуская мысли о множественности [объектов, с мыслью: 'Все - ] бесконечное пространство' обретает ступень бесконечности пространства и устанавливается в ней. И прежние его материальные представления исчезают, порождается же в тот момент состояние счастья, опирающееся на пространство, и он наделяется тонко реальным [состоянием сознания], опирающимся на пространство. Так благодаря тренингу некоторые состояния сознания появляются, а другие исчезают:'(Поттхапада - сутта. 14).[4] Отметим один интересный аспект, еще ожидающий своего исследователя, - это переход к медитативным практикам с целью постижения индивидуальной сущности(Атмана), при котором медитация на пустое(развернутое) пространство является ступенью к(или взаимосвязана с) условно конкретному, локализованному пространству Атмана в теле человека (Брихадараньяка - уп. IV.4.22).[5] В конечном счете такое 'бескачественное'(nirguna) пространство служит переходной ступенькой к непосредственному созерцанию Брахмана. Очевидно, что подобный образ пространства-акаши строится по аналогии с образом чистой субстанции, в роли которого выступает Абсолют(единство Атмана и Брахмана).
Таким образом, древнеиндийская религиозно-философская традиция демонстрирует нам чрезвычайно интересный феномен, аналоги которого можно, до некоторых пределов, наблюдать и в иных исторических формах философии.[6] Опираясь на йогическую('мистическую') практику постижения всеобщности, мыслители концептуализировали результаты своего опыта в выведении категории пространства, которое являлось ступенью к постижению чистой, бескачественной субстанции-в-себе, основания мироздания, что свидетельствует о сложном характере связей различных форм познания бытия в пределах подобных традиций.
.
[1] К первому относятся многие традиции древности и средневековья, ко второму - такие мыслители, как Гегель, Вл. Соловьев и др. См. напр.: Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. - СПб., 2005, с.343-376
[2] 'Тот, кто почитает пространство, как Брахмана, поистине, достигает пространных миров, сияющих, неограниченных, широко раскинувшихся. В тех пределах, до которых простирается пространство, способен действовать, как пожелает, тот, кто почитает пространство, как Брахмана'(Чхандогья - уп. VII.12.2). Цит. по: Упанишады. Кн.3//Пер. А.Я. Сыркина. - М., 1992, с. 356
[3] Bronkhorst J. The two traditions of meditation in ancient India. - Stuttgart, 1986, p.76-77; Ranade R.D. A constructive survey of upanishadic philosophy. - Bombay, 1968; Шохин В.К. Первые философы Индии. - М., 1997, с.272
[4] Шохин В.К. Ук. соч., с.282, с.248
[5] Упанишады. Кн.1, с.127-128
[6] Наиболее близкие аналоги можно найти в неоплатонизме с его апофатическим Единым и катафатическим Единым-Благим, некоторых интуиций Мейстера Экхарта, хотя данные положения индийских учений представляются вполне уникальными. Лысенко В.Г. Универсум вайшешики. - М., 2003, с.114; Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1991, с.148-149