III Конференция "Новые образовательные программы МГУ и школьное образование"

Материалы

Конференция Новые образовательные программы 2013

Общая информация

Тип открытого мероприятия: 

  • Конференция

Дата проведения: 

16.11.13

Время начала: 

10:00

Время окончания: 

18:00

Категория участников: 

  • Учителя
  • Преподаватели СПО

Описание: 

Регистрация участниковљ9.45?10.30

Пленарное заседаниељ10.30?12.00

Межсекционные заседания и работа секцийљ12.30?14.00;љ14.15?15.45;љ16.00?17.30

љ

Пленарное заседание
ауд. 01 Главного здания МГУ

МодераторыљМиньяр-Белоручев Константин Валерьевич;љСамоненко Илья Юрьевич

Доклады

Приветственное словољорганизационного комитета конференции

(проректор МГУ П.В. Вржещ, проректор МГУ И.Б. Котлобовский)

СеменовљАлексей Львович (академик РАН и РАО, д.ф.-м.н., ректор Московского педагогического государственного университета)

Перспективы развития школьного образования в области математики и информатики

ТкачукљВсеволод Арсеньевич (академик РАН и РАМН, д.б.н., декан факультета фундаментальной медицины МГУ)

Выдающиеся достижения биологии в медицине

ПодольскийљАндрей Ильич (д.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ)

Образовательные стандарты нового поколения и ?Навыки 21-го века?: благие намерения и реальные возможности

Межсекционное заседание по предметно-тематическим направлениям ?Математика?, ?Информатика?
ауд. 02 Главного здания МГУ

МодераторыљСергеев Игорь Николаевич; Панферов Валерий Семенович;љФедотов Михаил Валентинович

Доклады

АтанасянљСергей Львович (д.пед.н., профессор, зав. кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания Института математики и информатики МГПУ)

Проблемы модернизации высшего педагогического образования

БосоваљЛюдмила Леонидовна (д.пед.н., зав. лабораторией математического, естественнонаучного образования и информатизации Научно-исследовательского института столичного образования МГПУ)

Математические понятия в курсе информатики основной школы

ШейпакљИгорь Анатольевич (д.ф.-м.н., профессор механико-математического факультета МГУ)

Олимпиады по математике, проводимые при участии МГУ имени М.В.Ломоносова

ГалатенкољВладимир Владимирович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

ЕГЭ: в ловушке собственных правил

Обсуждение докладов и дискуссияљ.

Секция 1. Математика
ауд. 1610 Главного здания МГУ

МодераторыљСергеев Игорь Николаевич; Панферов Валерий Семенович

Доклады

БутузовљВалентин Федорович (д.ф.-м.н., профессор физического факультета МГУ, преподаватель геометрии СУНЦ МГУ)

О новом учебно-методическом комплекте по геометрии для общеобразовательных школ

ПосицельскаяљЛюбовь Наумовна (к.ф.-м.н., профессор кафедры высшей математики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета);љГорбачеваљНина Александровна (учитель математики ГБОУ ЦО ?Технологии обучения? г. Москвы)

Подходы к внедрению новых ФГОС по математике в старшей школе

КалачеваљНаталья Анатольевна (учитель математики МОУ СОШ ? 8 г. Клина Московской области)

Проектная деятельность по математике в рамках реализации ФГОС

КостенкољЕлена Игоревна (учитель математики ГБОУ СОШ ? 444 г. Москвы)

Роль математических конкурсов при становлении математического мышления школьников

ЛобановаљАнастасия Денисовна (аспирант психологического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ ? 261 и СОШ ? 91 г. Москвы)

Трудность в решении текстовых математических задач у пятиклассников

ПанфиловаљОльга Владимировна (учитель ГБОУ СОШ ? 188 с углубленным изучением экономики г. Москвы)

Модульное обучение на уроках математики

ПомеранцеваљЛариса Александровна (учитель математики ГБОУ Государственной столичной гимназии г. Москвы)

Программа математического кружка в 8 классе ГБОУ Государственной Столичной Гимназии г. Москвы

РябоваљТамара Юрьевна (зам. директора по УР, учитель математики МОУ СОШ ? 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области)

Некоторые проблемы использования современных педагогических технологий при обучении математике в профильных классах старшей школы

ПанферовљСемен Валерьевич (к.ф.-м.н., доцент, с.н.с. НИЦ математического образования МИОО)

Повышение квалификации учителей ? необходимое условие успешной реализации концепции математического образования

БегунцљАлександр Владимирович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ ? 54 г. Москвы)

Школьные математические состязания и профессиональное ориентирование учащихся

СеменовљПавел Владимирович (д.ф.-м.н., зав. кафедрой математического анализа и методики преподавания математики МГПУ, профессор механико-математического факультета МГУ)

Существует ли ?реальная? математика?

МирошинљВладимир Васильевич (к.пед.н., учитель математики ГБОУ гимназия ? 1522 г. Москвы)

О роли ключевых моментов в решении задач с параметрами

ЮмашевљМихаил Владиславович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

Внутренний экзамен по математике в МГУ

ЗеленскийљАлександр Степанович (к.ф.-м.н., доцент механико-математического факультета МГУ)

Роль и место в преподавании математики решений одной задачи разными способами

КузнецоваљТатьяна Ивановна (д.пед.н., профессор Институт русского языка и культуры МГУ)

Из истории российского предвузовского образования

Обсуждение докладов и дискуссияљ.

Секция 2. Информатика
ауд. 02 Главного здания МГУ

МодераторљФедотов Михаил Валентинович

Доклады

КиселеваљЕлена Юрьевна (учитель информатики гимназии ? 1516 г. Москвы)

Элементы суперкомпьютерного образования в школьном курсе информатики

БирюковаљТатьяна Евгеньевна (учитель информатики МАОУ ?Гимназия имени Н.В. Пушкова? г. Троицка Московской области);љРадченкољВладимир Вячеславович (заместитель директора НИИЯФ МГУ);љВеденкинљНиколай Николаевич (с.н.с. НИИЯФ МГУ)

Инновационный образовательный проект ?СanSat в России?

МоисееваљНадежда Николаевна (учитель информатики ГБОУ СОШ ? 1432 г. Москвы)

Преподавание темы ?Системы управления базами данных? в курсе ИКТ

СорокинаљТатьяна Евгеньевна (учитель информатики ГБОУ ЦО ? 1240 г. Москвы)

От свободного программного обеспечения к академической честности учащихся

ГончароваљИрина Вячеславовна (учитель информатики ГБОУ СОШ ? 1096 г. Москвы)

Проектная деятельность учащихся (из опыта работы)

СтариковаљДанута Евгеньевна (учитель информатики ГБОУ СОШ ? 169 г. Москвы);љГаниеваљАлсу Гаязовна (учитель информатики МБОУ СОШ ? 9 г. Москвы)

Дидактические возможности мультипликации

ЯрошевичљОльга Васильевна (учитель информатики НОЧУ СОШ ?Премьерский лицей? г. Москвы)

Использование технологии Microsoft Mouse Mischief для PowerPoint в урочной деятельности для повышения мотивации учащихся

ДединскийљИлья Рудольфович (ст. преподаватель кафедры информатики МФТИ (ГУ), ведущий лектор Образовательной лаборатории Intel)

Углубленное довузовское преподавание программирования

ШаталинаљВиктория Анатольевна (учитель информатики МАОУ Одинцовский лицей ? 6 имени А.С. Пушкина)

Обучение задачам оптимизации на уроках информатики

Обсуждение докладов и дискуссияљ.

Межсекционное заседание по предметно-тематическим направлениям ?Биология?, ?Экология?, ?География?, ?Геология?
ауд. 01 Главного здания МГУ

МодераторыљПивоварова Людмила Васильевна; Попова Людмила Владимировна

Доклады

ПивовароваљЛюдмила Васильевна (д.пед.н., к.б.н., в.н.с. биологического факультета МГУ)

Формирование биолого-экологической грамотности как необходимой составляющей жизненной и профессиональной компетентности

ПотаповаљТатьяна Васильевна (д.б.н., в.н.с. НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ)

Специальная образовательная программа НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ ? ?Человек и природа. Первые шаги?

КурилољЛюбовь Федоровна (д.б.н., профессор, руководитель лаборатории генетики нарушения репродукции медико-генетического научного центра РАМН)

Факторы, повреждающие репродуктивное здоровье человека

РыхликоваљМарина Евгеньевна (к.б.н., с.н.с. Института экологического почвоведения МГУ);љРахлееваљАнна Алексеевна (к.б.н., зам. декана факультета почвоведения МГУ)

Организация проектной научно-исследовательской деятельности школьников в рамках Российского образовательного телекоммуникационного проекта ?Экологическое Содружество?

Обсуждение докладов и дискуссияљ.

Секция 3. Биология
ауд. 01 Главного здания МГУ

МодераторыљПивоварова Людмила Васильевна; Белякова Галина Алексеевна

Доклады

РакитинаљНаталья Григорьевна (учитель биологии ГБОУ СОШ ? 192 г. Москвы)

Практикум по молекулярной биологии в школе

КуликоваљМарина Владимировна (к.б.н., ученый секретарь Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева)

Музей и школа: пути взаимодействия

ЧураковаљСветлана Валерьевна (учитель биологии, директор ГБОУ СОШ ? 119 г. Москвы)

Опыт использования технологии ?кейс стади? в преподавании биологии в школе

АндрееваљАлла Евгеньевна (к.б.н., с.н.с. ботанического сада биологического факультета МГУ)

Урок в ботаническом саду: новые возможности для привлечения школьников к исследовательской деятельности

ЖигановаљЛариса Петровна (к.б.н., с.н.с. Института США и Канады РАН, учитель биологии ГБОУ СОШ ? 171 г. Москвы),љСмирновљИван Алексеевич (к.б.н., учитель биологии ГБОУ СОШ ? 171)

Организация профильного изучения биологии в лицейских классах ГБОУ СОШ ? 171

КасаткинљМихаил Васильевич (зав. отделом общей биологии и эволюции Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева)

Непрерывное образование и естественно-научные музеи

ДмитриеваљМарина Тигриевна (учитель биологии ГБОУ СОШ ? 1353 г. Москвы)

Размышления о биологической олимпиаде школьников в свете освоения ФГОС третьего поколения

БалакинаљНаталия Анатольевна (учитель биологии ГБОУ гимназия ? 1541 г. Москвы);љЛипинаљСветлана Николаевна (учитель биологии ГБОУ СОШ ? 1214 г. Москвы)

Методология познания

СмирновљИван Алексеевич;љСеделкинљМихаил Александрович (методисты Городского методического центра Департамента образования г. Москвы)

Опыт проведения уроков географии и биологии на базе музеев г. Москвы в рамках системно-деятельностного подхода

ХайбулинаљКаринэ Владимировна (учитель биологии МБОУ СОШ ? 31 г. Мытищи Московской области)

Методические рекомендации по организации учебной деятельности на уроках биологии

БахолдинаљВарвара Юрьевна (д.б.н., профессор биологического факультета МГУ)

Соотношение достоверности и вероятности в разделах учебных курсов по антропологии для вузов и школ

БурцеваљОльга Игоревна (учитель биологии ГБОУ гимназия ? 1567 г. Москвы)

Научно-исследовательская лаборатория в школе

В обсуждении докладов и дискуссииљпринимают участие И.В. Авдеева, Н.А. Авдеева, В.В. Белоусова, И.С. Давыдова, Ф.О. Каспаринский, С.Ю. Курчашова, И.Е. Михайлов, В.В. Мурашев, М.Н. Пикуленко, Е.И. Полянская, Л.В. Попова, О.Н. Ридигер, Е.М. Шляева, И.Б. Ягодина и другие.

Секция 4. География, экология, геология
ауд. 415 Главного здания МГУ

МодераторыљПопова Людмила Владимировна; Косицкий Алексей Григорьевич

Доклады

Миньяр-БелоручевљКонстантин Валерьевич (к.и.н., доцент исторического факультета МГУ)

География для школы ? география для жизни

КоршуноваљМарина Петровна (директор Школы юного географа географического факультета МГУ)

Школа юного географа как пример профессионального ориентирования школьников

ЩербаковљВасилий Дмитриевич (к.г.-м.н., директор Геологической школы геологического факультета МГУ)

Дополнительное образование школьников в Геологической школе МГУ

БулдыгинаљСветлана Викторовна (учитель биологии ГБОУ лицей ? 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана)

Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников

РидигерљОльга Николаевна (к.пед.н., с.н.с. ФГНУ Институт семьи и воспитания РАО)

Социально-педагогические технологии формирования экологической культуры школьников

ПавловаљАлександра Андреевна (аспирант кафедры физики естественных факультетов Московского педагогического государственного университета, учитель ГБОУ гимназии ? 1505 г. Москвы)

Разработка лабораторного практикума по экологии с использованием цифровых лабораторий

ГорячеваљТамара Игоревна (учитель географии ГБОУ СОШ ? 546 г. Москвы)

Метаметодический подход как условие формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии

ФисенкољЛюбовь Григорьевна (методист Методического центра Восточного окружного управления образования г. Москвы)

Организация работы по экологическому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях Восточного округа г. Москвы

ЧараеваљИрина Владимировна (учитель географии школы ? 1498 г. Москвы)

Космическая география и школьное образование

ГригорьеваљАнастасия Владимировна (учитель географии ГБОУ СОШ ? 184 г. Москвы)

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС (на примере уроков географии)

Шилова Ољльга Викторовна (учитель географии МОУ лицей г. Фрязино Московской области)

Применение электронных средств обучения на уроках географии

В обсуждении докладов и дискуссииљпринимают участие Е.В. Стипаненко, С.А. Тетроева и другие.

Секция 5. Физика
ауд. 5-19 Физического корпуса МГУ

МодераторыљПарфенов Константин Владимирович; Воронцов Александр Сергеевич;љМасленникова Анна Дмитриевна

Доклады

ЗасовљАнатолий Владимирович (д.ф.-м.н., профессор, зав. отделом внегалактической астрономии ГАИШ имени П.К. Штернберга МГУ)

Космос как физическая лаборатория

ЕсиковљДмитрий Александрович (к.ф.-м.н., педагог дополнительного образования, зав. лабораторий ГБОУ школы-интерната ?Интеллектуал? г. Москвы)

Организация STEM-образования в школе

НиколаеваљОльга Константиновна (учитель физики ГБОУ СОШ ? 1155 г. Москвы, руководитель школьного космического музея ?Покорители вселенной?)

Использование элементов космического образования в школе с целью профессионального ориентирования в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

ПещеркинаљВалентина Валентиновна (учитель физики МОУ СОШ ? 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области)

Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики hчерез привлечение обучающихся к исследовательской деятельности

РыжиковљСергей Борисович (к.ф.-м.н., доцент, директор Вечерней физической школы при физическом факультете МГУ)

Развитие навыков устных докладов по физике у одаренных школьников 8-9 классов в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ

ШпилевскаяљТатьяна Ивановна (учитель физики, зам. директора МОУ СОШ ? 1 г. Фрязино Московской области)

Деятельностный подход в обучении физике

ЯстребовљЛеонид Иосифович (к.ф.-м.н., профессиональный репетитор)

ЕГЭ, как повод изучить физику. Элективный курс

КолтуновљРоман Павлович (учитель информатики и физики ГБОУ СОШ ? 1164 г. Москвы)

Моделирование с использованием ИКТ на уроках физики

ВагановаљАлла Витальевна (учитель физики МБОУ ?Гимназия? г. Новоуральска Свердловской области)

Формирование универсальных учебных действий у учащихся при обучении физике средствами технологии учебного проблемного исследования

ЛысоконьљАнна Анатольевна (учитель физики МОУ СОШ ? 20 имени Н.З. Бирюкова)

Повышение мотивации учащихся к изучению физики средствами проектной деятельности

ФилипповаљОльга Вячеславовна (учитель физики МОУ СОШ ? 11 г. Орехово-Зуево Московской области)

Преподавание в школе и профессиональное ориентирование в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

ОсиповаљЛюдмила Геннадьевна (учитель физики и информатики МБОУ СОШ ? 8 г. Щелково Московской области)

Применение контролирующих и обучающих программ по физике в школе

ПоляковаљСветлана Алексеевна (учитель физики МБОУ СОШ ? 8 г. Ступино Московской области)

Профильное образование через проектную деятельность

ТищенкољЛюдмила Викторовна (учитель физики МБОУ лицей ? 5 г. Зарайска Московской области)

Уроки-практикумы по физике как средство развития творческих способностей старшеклассников

ГолеваљНадежда Леонидовна (учитель физики МБОУ ?Школа ? 27? г. Балашихи Московской области)

?Рабочая папка учителя физики? как один из инструментов реализации ФГОС

КазаковаљЮлия Владимировна (к.пед.н., учитель физики, методист ГБОУ СОШ ? 546 г. Москвы)

Оценка результатов внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной системе образования

Обсуждение докладов и дискуссияљ.

Секция 6. Химия
ауд. БХА Химического корпуса МГУ

МодераторыљКузьменко Николай Егорович; Рыжова Оксана Николаевна

Доклады

РыжоваљОксана Николаевна (к.пед.н., доцент химического факультета МГУ)

Естественнонаучное образование: взаимодействие высшей и средней школы

МакаркинаљМария Юрьевна (учитель химии МОУ СОШ ? 11 г. Орехово-Зуево Московской области)

Преподавание в школе и профессиональное ориентирование в контексте выбора образовательной и профессиональной траектории школьника

ПронинаљИнна Ивановна (к.пед.н, учитель химии МБОУ ?Школа ? 22? г. Балашихи Московской области)

Проверка достижения учащимися предметных и метапредметных результатов обучения химии

МолчановаљГалина Николаевна (к.х.н., учитель химии МОУ СОШ имени А.П. Чехова г. Истры Московской области)

Использование минисправочника ?Органическая химия в реакциях? при изучении химии в непрофильных классах

ГригорьевљАндрей Николаевич (к.х.н., доцент химического факультета МГУ, учитель химии ГБОУ СОШ ? 171 г. Москвы)

Школьная подготовка абитуриентов и результаты учебы студентов I курса химического факультета МГУ

ЗагорскийљВячеслав Викторович (д.пед.н., к.х.н., профессор СУНЦ МГУ)

Интернет-поддержка курса химии в классах физико-математического профиля СУНЦ МГУ

ТюльковљИгорь Александрович (к.пед.н., доцент химического факультета МГУ)

Современная структура химических олимпиад школьников и система подготовки к ним

МорозоваљНаталья Игоревна (к.х.н., доцент СУНЦ МГУ)

Особенности преподавания на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ

ОрловаљСветлана Игоревна (учитель химии ГБОУ СОШ ? 37 г. Москвы, аспирант факультета педагогического образования МГУ)

Система оценки остаточных знаний школьного курса химии

БелевцоваљЕлизавета Анатольевна (аспирант химического факультета МГУ)

Математика в задачах вступительных экзаменов по химии: опыт МГУ

В обсуждении докладов и дискуссииљпринимают участие Я.А. Грицюк, М.А. Сунцова, Е.Д. Демидова, О.В. Платонычева, Н.В. Саидова, И.Е. Михайлов, Н.В. Попова, Е.А. Менделеева, О.В. Колясников, А.М. Галин, В.В. Миняйлов, М.В. Ситникова А.А. Джатдоева, М.И. Эркенова, С.С. Марьясина, Н.А. Андреева и другие.

Секция 7. Психолого-педагогические технологии образования по естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе
ауд. 611 Главного здания МГУ

МодераторыљПодольский Андрей Ильич; Погожина Ирина Николаевна

Доклады

СидневаљАнастасия Николаевна (к.психол.н., н.с. факультета психологии МГУ; учитель начальных классов и зам. директора ГБОУ СОШ ? 261, г. Москвы)

Психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода

ДерябинаљНаталья Евгеньевна (к.пед.н., доцент факультета психологии МГУ)

Проблемы реализации ФГОС в средней школе

ГордееваљТамара Олеговна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ);љГижицкийљВиктор Владимирович (аспирант факультета психологии МГУ)

Школьный обман в учебном процессе и условия его предотвращения

БалакинаљНаталья Анатольевна (учитель биологии ГБОУ гимназии ? 1541 г. Москвы);љСтепановаљМарина Анатольевна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ)

Использование деятельностного подхода при формировании познавательной мотивации на уроках биологии

ГлотоваљГалина Анатольевна (д.психол.н., в.н.с. факультета психологии МГУ)

Подготовка специалистов исследовательского типа для работы с особыми категориями учащихся

ШебыроваљЛариса Геннадьевна (учитель химии ГБОУ СОШ ? 169 г. Москвы)

Метапредметный подход в школьном химическом образовании как средство формированияљу учеников единой научной картины мира

ШегуроваљВалентина Юрьевна (к.пед.н., зам. директора Московского лицея ?Ступени?)

Формирование метапредметных компетенций в процессе преподавания физики в школе

ПодольскаяљТатьяна Афанасьевна (д.психол.н., г.н.с. Института психолого-педагогических проблем детства РАО);љПегушинаљТатьяна Васильевна (учитель ГБОУ СОШ ? 1294 г. Москвы)

Проектный метод при изучении экологических дисциплин в школе

ПогожинаљИрина Николаевна (к.психол.н., доцент факультета психологии МГУ)

Взаимосвязь уровня развития логического мышления и успешности усвоения естественнонаучных дисциплин

В обсуждении докладов и дискуссииљпринимают участие Н.А. Рождественская, Т.В. Габай, И.В. Коротаева, А.В. Грошева, Л.А. Сагитова, И.Н. Городничева, Е.В. Высоцкая, Е.С. Климина, С.Б. Хребтова Т.К. Гавриченкова, Ж.В. Беляева, М.А. Величкина, С.В. Каплевская, А.К. Ерофеев, С.В. Панферов, О.В. Панфилова, Н.Ю. Варгина, Д.В. Пшеничнюк, В.А. Негрий, А.В. Березина, И.В. Мельникова, И.А. Рязанов, Е.И. Родионова, А.В. Тихомиров, А.М. Пашинский и другие.

В очередной раз гостеприимно распахнул свои двери для учителей и преподавателей ВУЗов лучший университет России МГУ им. М.В. Ломоносова. 16 ноября 2013 г. в МГУ прошла Третья научно-методическая конференция ?Новые образовательные программы МГУ и школьное образование? по естественнонаучным дисциплинам.

На этот раз на повестке дня стоял ряд важнейших вопросов образования. На научно-методической конференции обсуждалось развитие новых образовательных программ МГУ и проблемы российского школьного образования, которые волнуют сейчас не только преподавательский эшелон России, но и неравнодушных родителей и всех активных граждан нашей страны. С приветственным словом от организационного комитета конференции выступил проректор МГУ Игорь Борисович Котлобовский, который отметил важность таких встреч преподавателей ВУЗов, школьных учителей, талантливых детей для совершенствования программ математического образования в высшей и старшей школе.

С докладом о перспективах развития образования в области математики и информатики выступил Алексей Львович Семенов, академик РАН и РАО, доктор физ.-мат. наук, ректор Московского педагогического государственного университета. Он подчеркнул, что главным национальным достоянием России является именно образование и особенно образование математическое, которое помогает каждому члену общества рационально, грамотно решать любые проблемы, с которыми сталкиваются люди в процессе своей жизнедеятельности. Главное не только быстро и правильно считать, а развить логическое мышление, сформировать все необходимые компетенции для успешной работы в любой отрасли промышленности, сельского хозяйства, экономики. В докладе была отмечена необходимость совершенствования не только процесса обучения учащихся, студентов, форм контроля знаний выпускников, но и процесса подготовки новых педагогических кадров.

С большим интересом участники конференции прослушали доклад Всеволода Арсеньевича Ткачука, академика РАН и РАМН, доктора биол. наук, декана факультета фундаментальной медицины МГУ, о выдающихся достижениях биологии в медицине. Он подчеркнул необходимость наличия системных знаний у учащихся, студентов и аспирантов в области математики и информатики, роль метапредметных связей в исследовательской и научной работе. В популярной форме, доступно для слушателей, преподавателей предметов естественнонаучного цикла, было рассказано о новейших достижениях в области генетики.

Пленарное заседание продолжил доклад Андрея Ильича Подольского, доктора психол. наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ ?Образовательные стандарты нового поколения и ?Навыки XXI века?: благие намерения и реальные возможности?. Впервые с такой высокой трибуны учителя услышали о необходимости создания благоприятного психологического климата в работе учителя. Много говорят о психологических нагрузках учащихся, студентов, но практически нигде не пишут о стрессах учителей от постоянных нововведений, смены форм контроля знаний учащихся, форм аттестации. Кафедра психологии МГУ занимается разработкой материалов по стрессоустойчивости педагогов. Особый интерес у учителей и преподавателей ВУЗов вызвали выступления известных ученых и педагогов на двух межсекционных заседаниях, одно из которых было посвящено математике и информатике, а второе ? наукам о жизни и Земле (биологии, экологии, географии и геологии).

На секции ?Математика? доктор физ.-мат. наук, профессор физического факультета МГУ, преподаватель геометрии СУНЦ МГУ Валентин Федорович Бутузов рассказал о новом учебно-методическом комплекте по геометрии для общеобразовательных школ. Интерес к новому пособию растет с каждым годом, дизайн страниц учебника, подбор опорных, стартовых задач, новый подход к доказательствам некоторых теорем и известных фактов ? все это побуждает переход учителей на преподавание по этому пособию. Апробация курсов геометрии 7 ? 9 класса идет полным ходом. Готовятся к выпуску учебники геометрии для 10-11 классов.

Александр Владимирович Бегунц (кандидат физ.-мат. наук, доцент механико-математического факультета МГУ, учитель математики ГБОУ СОШ ?54 г. Москвы), являющийся одними из организаторов олимпиад при МГУ, рассказал о путях совершенствования форм этих олимпиад. Необходимость этого вызвана, к сожалению, нечистоплотностью некоторых регионов, стремящихся любым способом попасть в число лучших. Конечно, много было выступлений, в которых уделялось немало внимания проблемам, связанным с ЕГЭ. В дальнейшем предполагается переход на систему двухуровневого экзамена. Речь идет о разделении заданий по математике обязательного уровня и профильного.

Особый интерес вызвали у математиков выступления практического содержания авторов известных пособий по математике Владимира Васильевича Мирошина, кандидата педагог. наук, поделившегося со слушателями идеей рационального решения уравнения с параметром, и Александра Степановича Зеленского, кандидата физ.-мат. наук, доцента механико-математического факультета МГУ. Александр Степанович показал учителям математики разные способы решения одной интересной задачи. В своем выступлении он подчеркнул, что решение таких задач улучшает гибкость мышления, повышает качество усвоения материала, устанавливает и укрепляет межпредметные и внутрипредметные связи, является элементом эстетического воспитания учащихся. Таким образом, сочетание разных способов решения (арифметических, алгебраических, геометрических, физических, аналитических, графических) в рамках одной задачи очень полезно, и значительно расширяет кругозор учащихся.

Выступали на конференции и дети. На встречу с участниками конференции пришла Марина Петровна Коршунова, директор Школы юного географа (Школа ЮНГ) географического факультета МГУ. Сами школьники, обучающиеся в школе ЮНГ, с увлечением рассказывали о своей исследовательской работе в Италии, Югославии и о желании поступить на этот факультет в будущем. Такая работа является ярким примером профессионального ориентирования школьников. Кандидат физ.-мат. наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ математического образования МИОО Семен Валерьевич Панферов отметил в своем выступлении, что повышение квалификации учителей ? это необходимое условие успешной реализации концепции математического образования. Он поделился впечатлениями об успешной работе с учителями Калининградской области и города Москвы. Собственно говоря, такие конференции и есть одна из форм повышения квалификации педагогов.

Участники секции ?Математика? выработали резолюцию, в которой подчеркнули, что математическое образование есть:

  • один из важнейших компонентов развития личности, необходимый как средство общения, основа интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания и подготовки к будущей профессии;
  • стратегический ресурс инновационного развития России, что многократно доказано отечественным и всемирным историческим опытом;
  • благо, на которое имеет право каждый человек и которое Российское государство должно гарантировать каждому своему гражданину.

Хочется поблагодарить всех преподавателей МГУ за такое замечательное содержание конференции. Особо хочется выразить признательность Панферову С.В. за организацию неоднократных встреч с известными математиками России, за организацию Летней школы, за щедрость, готовность помочь учителям в любой инициативе приобретения новых знаний.

Ланцева И.А., Шапарева Е.Г, учителя математики МОУ СОШ ?4 г. Брянска

Контакты

Адрес: 

Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, Главное здание