Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://sp.cs.msu.ru/courses/ooap/sampletasks.doc
Дата изменения: Wed Dec 23 21:09:36 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:46:09 2012
Кодировка: koi8-r

Указание: для ответа на вопросы сделайте отметки в ( рядом с правильными
вариантами ответов (верными могут быть один или более вариантов).

I. Какой вариант верно описывает зависимость класса A от класса B:

a) ( в методе класса A используется локальный объект класса B;
a) ( в методе класса B используется локальный объект класса A;
b) ( методы класса A могут переопределять реализацию операций класса B;
c) ( методы класса B могут переопределять реализацию операций класса A;
d) ( экземпляры класса A являются частями экземпляров класса B;
e) ( экземпляры класса B являются частями экземпляров класса A;
f) ( операция класса A возвращает экземпляр класса B;
g) ( операция класса B возвращает экземпляр класса A.

II. Диаграммы компонентов используются для моделирования:

a) ( связей между классами;
b) ( реализации системы;
c) ( структуры потоков управления;
d) ( жизненного цикла экземпляров класса;
e) ( потоков событий вариантов использования;
f) ( расположения компонентов распределённой системы по узлам.

III. Укажите виды связей, допустимые на диаграммах вариантов использования:

a) ( соединение;
a) ( коммуникация;
b) ( включение;
c) ( исключение;
d) ( расширение;
e) ( обобщение.
II. Атрибуты класса Dragon (Дракон): colorOfScales (цвет чешуи)
и colorOfFlame (цвет пламени). Атрибут класса Head (Голова) - colorOfEyes
(цвет глаз). Как можно записать на OCL следующее утверждение: все головы
любого дракона имеют один и тот же цвет глаз
a) ( context Dragon inv: self.heads->collect(colorOfEyes)->size() = 1;
b) ( context Dragon inv: self.heads->collect(colorOfEyes)->AsSet()->size()
= 1;
c) ( context Head inv: self.body.heads->forAll(colorOfEyes =
self.colorOfEyes).

IV. Укажите образец проектирования, позволяющий организовать раздельные
иерархии наследования для интерфейсов и их реализаций:
a) ( Компоновщик (Composite);
b) ( Интерфейс удаленного доступа (Remote Interface);
c) ( Цепочка обязанностей (Chain of Responsibility);
d) ( Адаптер (Adapter);
e) ( Итератор (Iterator);
f) ( Мост (Bridge).
g) Укажите элементы динамического представления технологии RUP:

h) ( стадия;
i) ( роль;
j) ( итерация;
k) ( рабочий продукт;
l) ( контрольная точка;
m) ( дисциплина (процесс).
V. Способность объекта сохранять свое существование во времени и/или
пространстве называется:

a) ( модульностью;
b) ( инкапсуляцией;
c) ( индивидуальностью;
d) ( сцеплением;
e) ( устойчивостью;
a) ( независимостью.
VIII. Укажите верные утверждения о бизнес-моделировании в рамках технологии
RUP:

a) ( аналитик бизнес-процессов отвечает за модель бизнес-анализа;
b) ( бизнес-разработчик координирует работу аналитиков бизнес-процессов;
c) ( аналитик бизнес-процессов координирует работу бизнес-разработчиков.
IX. Сколько таблиц будет в нормализованной схеме БД при объектно-
реляционном отображении трех классов, связанных N-арной ассоциацией (N =
3):
a) ( 1;
b) ( 2;
c) ( 3;
d) ( 4;
e) ( 5;
f) ( > 5.
IX. Укажите, что является истинным для приведенной диаграммы:
a) ( класс C1 -- подкласс класса С2;
b) ( класс C2 -- подкласс класса С1;
c) ( класс C3 -- подкласс класса С1;
d) ( класс C1 -- подкласс класса С3;
e) ( экземпляр класса С1 может использоваться вместо экземпляра класса
C2;
f) ( экземпляр класса С2 может использоваться вместо экземпляра класса
C1;
g) ( экземпляр класса С3 может использоваться вместо экземпляра класса
C1;
h) ( экземпляр класса С1 может использоваться вместо экземпляра класса
C3.

«Классы и связи»

Для каждого из перечисленных ниже пунктов постройте диаграмму классов
(имена классов выделены курсивом). На диаграммах нарисуйте связи между
классами, какие считаете уместными: обобщения, композиции, агрегации или
ассоциации. Укажите мощности связей, роли полюсов, квалификаторы. Имейте в
виду, что ассоциации могут быть n-арными (n > 2), также могут быть классы-
ассоциации.
a) Папка для бумаг может быть пуста, в нее может быть вложен лист бумаги
(один или несколько) и другие папки (одна или несколько).
b) Любой организм принадлежит к одному из надцарств: прокариот или
эукариот. Надцарство эукариот состоит из царства животных, царства
растений и царства грибов. Надцарство прокариот состоит из царства
археобактерий и царства бактерий.
c) На каждых летних олимпийских играх проводится Олимпийский турнир по
футболу, в котором участвуют 16 сборных команд разных стран. По итогам
турнира одна команда получает золотую медаль, одна - серебряную
медаль, одна (или две, если сыграют вничью) - бронзовую медаль.

«Пешка»

Нарисуйте диаграмму состояний шахматной пешки, указав на ней
необходимые события, сторожевые условия и действия на переходах и в
состояниях.
В начале партии белые пешки находятся на второй горизонтали, черные -
на седьмой.
Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное
непосредственно перед ней на той же самой вертикали. С исходной позиции
пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба
эти поля не заняты.
Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой противника, которая расположена
по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру. Пешка
может быть взята фигурой противника, если находится на поле, которое та
бьет.
Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнёра, который продвинул
ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку,
как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть
сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе».
Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной
позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего»
цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается
фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру
называется «превращением».