Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://shamolin2.imec.msu.ru/zas106.htm
Дата изменения: Wed Oct 12 14:18:16 2011 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:03:28 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Заседание 106 (6 февраля 2004 г.)
Березкин М. Ю.
Пространственные структуры в географии: культурно-исторические аспекты.
Пространство как понятие имеет глубокие донаучные корни. Представление о пространства как и о времени менялось в истории - от 2-х мерного до 3-х мерного и до 4-х мерного. Время - суточный, сезонный ритм природных циклов, а пространства - это время для перемещения от одного объекта к другому. И только со становлением современной, европейской науки (после эпох Возрождения и Реформации) время стало представляться как равномерно текущий процесс (что, кстати, в природных системах не бывает). Так сложилось ньютоновское понимание пространства и времени: пространство - 'пустое вместилище всех вещей, объекты - самостоятельные сущности не связанные друг с другом, следовательно, время - равномерно текущий процесс. Отличное от этого было лейбницевское понимание пространства: пространство - это мир всех вещей, состояний взаимодействующих систем, следовательно, время - чередование состояний в системе.
В географии пространство принято понимать, как то, что находится вместе: города и страны, растительность и почвы. Поэтому географию часто принято считать как 'пространствоведение'. Это и так и не так. Зачастую термином пространство обозначают то, что относится к другому термину - 'территориальность'. Его используют для характеристики объекта, когда важна лишь протяженность или место в системе координат последнего, а временем можно пренебречь. Но если фактор времени существенен, то лишь тогда следует использовать понятие пространство.
Пространство - не является соотношением любых объектов (их взаимное расположение), а является соотношением только взаимодействующих объектов.
Таким образом, географическое пространство - совокупность отношения между объектами, расположенных на конкретной территории и развивающихся во времени. Географическое время течет быстрее в тех системах, в которых динамика процессов интенсивней.
В географических исследованиях этого часто не замечают, и это приводит ко многим неточностям и заблуждениям. Например, ландшафтная карта мира фиксирует 'летнее' состояние ландшафтов, что не отражает реальную картину мира. С вводом в характеристику ландшафтов времени, т. е. отслеживание динамики изменений состояний ландшафтов в течении года можно получить отвечающую реальному положению вещей картину. Таким образом была создана ландшафтно-этологическая карта мира (Беручашвили, 1986).
Ландшафт можно охарактеризовать определенной скоростью изменения или перемещения в пространстве и времени. Тогда ландшафт представляет собой некий клубок геосистем совместно движущихся по траектории пространство-время. Нет статичных ландшафтов, все они в каждый момент времени динамизируют, перемещаются в пространстве. Это крайне сложный процесс и география пока не в обладает адекватным теоретическим и практическим потенциалом. Поэтому в основном используется путь экспертных оценок с использованием набора и соотношения компонентов.
Основной вывод, сделанный по ландшафтно-этологической карте, можно свести к следующему. В основных чертах, ландшафты выделенный по этологическим циклам совпадают с культурно-историческими областями мира: 'арабский мир', т.н. 'черная Африка', Латинская Америка, однотипные с ландшафтно-этологической точки зрения территории Восточной, Юго-восточной и Южной Азии.
Пространство создается не только вещами, но и смыслами. В противном случае многомерные пространство, которые разрабатываются в математике, невозможно было бы признать реальными, а лишь фантазиями. Пространство не может существовать без идеи пространственности. Пространство может быть много, но пространственность - одна. Пространственность не просто пространство тел ('физическое' пространство), из чего исходит позитивизм, а пространство процессов, взятых вместе с мыслью о них.
Понятие пространство оказалось необходимым человеку для того, чтобы собрать, организовать свое знание о мире. Также поступает и география: она сознает свое пространство, но не просто как 'вместилище' всех наших земных 'где', а как наполненную смыслом эмпирическую реальность. Как говорит известный географ и культуролог Ю. А. Веденин - 'пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство'.
Библиография
1. Беручашвили Н. Л. Четыре измерения ландшафта - М., 1986.
2. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М., 1997.
3. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН, сер. геогр., 1997, ? 5.