Бело-сине-красный флаг
стал в последние годы символом возрождения российского суверенитета,
стремления к независимости, самостоятельности. Именно его несут на
демонстрациях и митингах, поднимают на собраниях. Правительство
Российской федерации поручило Комитету по делам архивов при Совете
Министров РСФСР разработать концепцию государственных символов и
совместно с Министерством культуры создать проекты флага и герба.
Комитет минувшей
зимой 1991 года провел три "круглых стола" с участием специалистов в
области символики, историков, юристов, искусствоведов, художников,
народных депутатов. Наконец все пришли к единому мнению: в России должен
быть возрожден ее исторический бело-сине-красный флаг.
Чем руководствовались,
из чего исходили участники "круглых столов"? Из самой сути флага, из
того смысла, который изначально в него вкладывался, из его
предназначения.
Флаг - один из символов
государства, он - выразитель функционирования единого государства, его
независимости, самостоятельности, суверенитета, ему присуща историческая
преемственность, и он служит узнаваемости того или иного государства.
Какова же предыстория нашего российского флага?
Пока на Руси не было
единого государства, не могло существовать и государственного флага. С
образованием к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке,
Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах стали возникать и
первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. Стяги
представляли собой длинные шесты, на вершине которых укреплялись
древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем на стягах стали
укреплять большие куски тканей яркого цвета в форме клина. К верхнему
концу - навершию - прикрепляли металлический острожок.
Во время сражения стяги
находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник.
Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, к
нему направлялись все усилия нападающих; вокруг стяга сосредоточивались
и лучшие формирования обороны. В стяговники обычно выбирали богатырей.
Самые жаркие схватки, самые кровавые сечи происходили именно здесь.
Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и
обычно заканчивалось его поражением.
После введения
христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господень, и они
приобрели значение святыни. В XII-XV веках стяги уменьшились в размерах.
Под стягами стали отправлять церковные службы, приносить присягу,
заключать договоры. В конце XIV века на русских стягах появляется лик
Спасителя, что отражало определенную степень объединения русских племен
вокруг символа христианской веры. Стремясь помешать начавшемуся в XIV
веке объединению русских земель, хан Мамай вторгся в Московское
княжество. Два войска сошлись 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В
центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг. В древнейшем
документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия
Донского" говорится, что на стяге чермного, то есть красного, цвета был
изображен Иисус Христос. Впервые стяг называется "знамением".
К концу XVI века слово
"стяг" стало появляться все реже и реже и к началу XVII века вообще
заменяется словом "знамя".