Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/Albatros/Albatros.htm
Дата изменения: Wed May 14 15:29:10 2014 Дата индексирования: Sat Apr 9 23:52:34 2016 Кодировка: Windows-1251 |
"АЛЬБАТРОС" ОХОТИТСЯ ЗА ПОДЛОДКАМИ
Виктор Литовкин, "Известия", 110, 15 июня 1993г.
Новость, которую сообщили английские газеты, можно без натяжки назвать сенсационной. Королевские ВМС Великобритании собираются закупить у России, точнее, у Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Георгия Бериева 25 боевых самолетов-амфибий А-40, или, как их еще называют, "Альбатросов". |
На снимке: А-40 в полете. |
Это действительно уникальный случай. Никогда раньше страна-член НАТО не покупала у своего, хоть и бывшего, но все же потенциального противника военную технику.
Информацию англичан подтвердил в разговоре со мной и генеральный конструктор ТАНТК Геннадий Панатов.
- Да, такие переговоры прошли. Можно сказать, что контракт практически подписан, осталось согласовать лишь некоторые детали.
Примечательно тут и то, что руководство НАТО тоже не возражает против покупки Великобританией такого самолета. В марте нынешнего года Панатов выступал в Брюсселе на заседании комитета по вооружениям Североатлантического блока, рассказывал им о боевых качествах А
-40, - там тоже выразили полную поддержку английскому контракту. "Альбатрос" после небольших переделок сможет заменить в строю самолет-разведчик, охотник за подводными лодками "Нимрод".Американцы, кстати, тоже заинтересовались "Альбатросом". У них ничего подобного турбореактивному самолету-амфибии нет. Как нет такого ни у кого в мире. В США в конце 50-х годов проходили эксперименты по созданию аналогичного летательного аппарата. Проект, между прочим, тоже назывался "Альбатрос", но после двух катастроф во время преодоления гидродинамического барьера они бросили эту затею.
Таганрогские конструкторы, - их возглавлял тогда Георгий Бериев
(Бериашвили), - упорно и настойчиво шли к преодолению этого препятствия, которое сравнимо с достижением сверхзвуковых скоростей. Их первый гидросамолет с реактивным двигателем Р-1 поднялся в воздух в 1951 году, второй Бе-10 встал в строй в 1957-м, а самый большой в мире уникальный А-40, который может быть и гидросамолетом (т. е. взлетать с воды и садиться на нее), а также амфибией (использовать и обычный аэродром с твердым покрытием), принят на вооружение в 1990-м.На "Альбатросе" установлено 126 мировых рекордов. В том числе по скороподъемности (на 3000 метров с грузом 10 тонн он взлетает за 3 минуты), по крейсерской скорости (с 10 тоннами 745 км/час), по высоте горизонтального полета (с тем же грузом-13 тысяч метров). Его гидро- и аэродинамические качества, уникальные инженерные конструкции, - при высоте киля в 11 метров и размахе Т-образных крыльев в 42 метра, - продолжают и по сей день оставаться самыми лучшими в мире авиации.
Американский профессор Даниэль Савицкий, признанный мировой авторитет в гидродинамике, побывав в прошлом году впервые на некогда совершенно секретном военном заводе, где делают "Альбатросы", назвал А-40 "гидродинамическим совершенством".
Но "Альбатрос", кроме высоких эстетических и инженерно-конструкторских качеств, обладает и уникальными боевыми возможностями. Он - не просто "летающая лодка", а военный самолет, охотник за подводными лодками. А-40 входят в систему противолодочной обороны России.
Они могут улетать в океан за 2 тысячи километров от родных берегов (это радиус действий, а по прямой - до 5500 км), барражировать в воздухе над предполагаемым районом действий АПЛ 5-8 часов (с дозаправкой 12 часов), опуститься на воду, как их живой прототип - самая большая в мире птица, заглушить двигатели и слушать подводные шумы, проводить другие, как говорят военные, "поисковые операции".
Найти подлодку, зафиксировать ее местонахождение специальными сигнальными буями (обложить, как волка, красными флажками), вести ее по всему маршруту преследования, - взлетать, не теряя с ней контакта, а потом опять садиться на воду, где она надолго зависнет в глубине, - и даже, если потребуется, потопить ее.
Для этого у А-40 есть все необходимое: гидрофонное и гидроакустическое оборудование, радиоэлектронные и вычислительные средства, ракеты типа "воздух - вода", торпеды, мины, глубинные бомбы и многое-многое другое, что позволяет ему решать боевые задачи самостоятельно или в связке с надводными кораблями, своими подлодками, самолетами типа АВАКС. "Альбатрос" может защитить себя и от истребителей, - для этого у него тоже есть свои уникальные возможности.
Он выпускается не только, как противолодочный самолет. Под маркировкой Бе-42 это поисково-спасательный летающий комплекс, который оснащен всем необходимым оборудованием для эвакуации терпящих бедствие в штормовом море или в океане людей и средств. Используется и как патрульный пограничный самолет для охраны российских экономических зон. Его собственный взлетный вес 86 тонн. Длина разбега на воде 1000-1200 метров, на суше 700-900 м.
Генеральный конструктор А-40 академик Геннадий Панатов пришел в Таганрогское КБ после окончания Куйбышевского авиаинститута в 1963 году. По специальности он - аэродинамик. Вел А-40 с первого чертежа.
Он считает, что за амфибиями - большое будущее. Недавно "Альбатрос" летал в Сингапур, Новую Зеландию, Австралию. Он произвел там настоящий фурор.
Планета готова принять российскую амфибию в трудовой и боевой строй.