Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/Orlenok/Orlenok.htm
Дата изменения: Wed May 14 15:29:11 2014 Дата индексирования: Sat Apr 9 23:51:53 2016 Кодировка: Windows-1251 |
"МОНСТР КАСПИЯ" ПОДАЕТ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ
Известия, 227, 24 декабря 1992г.
Виктор ИЛЬИН. Из газеты "We/Мы".
В свое время американские спутники-шпионы засекли несколько необычный летательный аппарат - экраноплан, названный "монстром Каспия". Предполагалось, что он может взять на борт от 400 до 800 "пассажиров" в касках.
ЭМБЛЕМА - АТАКУЮЩИЙ ОРЕЛ
Сооружение и впрямь было необычным, и не только для непосвященного взгляда. Капитан ВМФ США Аустин Уэпмен, ознакомившись с "монстром", сказал: "Это невероятно. Я никогда не видел ничего подобного".
Экраноплан с бортовым номером 21 и эмблемой, изображающей атакующего орла, даже в хорошо осведомленное сугубо специальном английском журнале "Джейнз интеллиджейс ревью" окрестили "каспийским драконом".
На Каспии было несколько "драконов". Американские спутники смогли с высокой степенью точности получить данные об их размерах, скорости движения, высоте полета, о возможности движения над сушей в режиме... ползания. Данные космической разведки впечатляли: на снимках фигурировал самолет-гигант длиной 100 метров и крыльями 40 метров, с несколькими реактивными турбинами. Монстры двигались со скоростью 400- 500 километров в час в зависимости от высоты полета.
Но снимки не могли передать самое главное. Благодаря использованию влияния близости поверхности земли или воды, известному в науке под названием экранного эффекта, если короче-экрана, монстры обладали огромной грузоподъемностью.
Их создателю российскому конструктору Ростиславу Алексееву (1916-1980 гг.) удалось построить головные образцы экранопланов, которые могли брать на борт целый батальон десантников. Они поднимали два танка или мощные ракеты с ядерными боеголовками. Радиус их полета составлял несколько тысяч километров над водной поверхностью, заболоченной равниной, снегами, над любым бездорожьем.
При движении на высоте от двух до десяти метров экраноплану требуется топлива в пять раз меньше, чем транспортному самолету. Он в состоянии взлететь и выше, правда, потеряв при этом в скорости и дальности. И, что еще особенно важно, опытная эксплуатация подтвердила расчеты Алексеева: чем больше масса экраноплана, тем выше его аэродинамическое качество, или, проще говоря, летучесть.
Сегодня Центральное конструкторское бюро его имени в Нижнем Новгороде готово к созданию высокоскоростных аппаратов со скоростями до 600 километров в час, пассажировместимостью до 500 человек, с дальностью хода до 10 тысяч километров.
Не вина конструкторов, что до самого последнего времени все работы по экранопланной тематике находились под строгим контролем. Последствия этого режима ощущались до того самого дня, когда "Орленок-21" вылетел с базы в Каспийске в свой последний полет.
Целью полета была подготовка к показу иностранным посетителям гаммы экранопланов, находящихся в составе военно-морской авиации на Каспии. Среди гостей ждали американцев из авиаконструкторской фирмы "Аэрокона" (штат Вирджиния), которая недавно приступила к совместный работе с российскими инженерами над проектом океанского экраноплана.
УДАР О ВОДУ
На пятой минуте полета при выполнении разворота командир Александр Коробкин почувствовал, что экраноплан "проваливается". Опытный летчик, в прошлом водивший гидросамолеты, он сделал то, что делают в такой ситуации пилоты, то есть взял ручку на себя. Экраноплан круто взмыл вверх, достигнув высоты сорока метров.
При этом он, потерял скорость, в результате чего произошел срыв потока воздуха на крыльях, как следствие - резко упала подъемная сила. "Монстр" стал падать...На скорости более 350 километров в час "Орленок" ударился о поверхность воды, подскочил, ударился еще раз. От удара отлетел стабилизатор, разрушилась обшивка хвостовой части, получила повреждения носовая оконечность. Через незакрытые люки главной палубы днища внутрь корпуса стала поступать вода. Перед полетом внимание командира было обращено на эту неисправность, но он ответил, что закрыть люки не представляется возможным из-за неполадок в системе закрытия.
Десять человек ушли в полет на "Орленке". В кабине пилотов в те минуты находилось девятеро, в том числе командир части, офицеры подразделения и двое гражданских лиц, о которых упоминалось выше. Десятым был бортмеханик, он находился в десантном хвостовом отсеке. Девять человек, получив ранения, ушибы и переломы, уцелели. Десятый погиб. В хвостовом отсеке, где произошел разрыв обшивки и продольных связей экраноплана, была обнаружена лишь одна нога бортмеханика, остальное поглотило море.
Пострадавшие вели себя мужественно, оказавшись на грани жизни и смерти. Один из участников полета инженер-кораблестроитель Сергей Волков рассказывает: "Испугаться я не успел, так все произошло мгновенно. После ударов подумал, что у меня повреждены ноги, но убедился - целы. Острая боль чувствовалась в спине. Командир приказал выбираться из кабины через боковую форточку. Я разделся, снял обувь и выбрался на крыло..."
На воду были сброшены три спасательных плотика. Два, не раскрывшись, утонули. Третий раскрылся, ко волнами его ударило о штырь антенны, он тоже оказался непригодным.
Волков спросил штурмана, далеко ли они от берега? Штурман ответил: миль пятнадцать.
Через какое-то время послышался рокот авиационного двигателя и над местом катастрофы появился вертолет. Покружив над "Орленком", он сбросил спасательный плот и улетел. Пострадавшие приободрились: с вертолета сообщат координаты гибнущего экраноплана и к ним на выручку
подойдет танкер, который они видели во время разворота за несколько мгновений до падения.Однако проходил час за часом, но помощи не было. Впоследствии выяснилось, почему моряки не спешили на помощь. Когда вертолет передал на танкер по радиосообщение о гибнущем экраноплане. капитан отказался изменить курс: танкер на хозрасчете, а поэтому не может терять времени. Он, увы, принадлежал уже не Советскому Союзу, а одной из независимых южных республик. Понадобились непростые переговоры командования с руководителями пароходства, потребовалось вмешательство руководства морского флота, и лишь после этого танкер подошел к тонущему экраноплану. К тому времени на море разыгрался шторм, наступила ночь. Все ждали, что с танкера спустят шлюпку и на ней доставят раненых, измученных, озябших людей на борт судна. Однако капитан отказался: дескать. шлюпка может затонуть, а судно находится на хозрасчете, кто будет платить за возможный ущерб? Пострадавшим пришлось вплавь (!) добираться до дрейфующего танкера и взбираться на его борт по штормтрапу! Раньше бы за такое по писаным и неписаным морским законам капитана судна судили бы.
Спустя одиннадцать часов с момента аварии пострадавшие были наконец доставлены в госпиталь. У некоторых врачи обнаружили переломы, рваные раны, обширные ушибы. Тяжелее всех пострадал Сергей Волков, у которого произошел перелом позвоночника.
Слава Богу, теперь все позади: в конце ноября его выписали из больницы, и он побывал в Москве, где решал вопросы, связанные со строительством младшего брата каспийского монстра - восьмиместного катера "Волга-2". Головной образец успешно закончил опытную эксплуатацию, получил высокую оценку специалистов-транспортников. По прикидкам конструкторов, только в России потребность в таких экранопланах-малютках составляет около
10 тысяч штук.А что с "Орленком"? Штормом "монстра" отнесло от места аварии более чем на сто километров. Там его взорвали, ибо судоподъемная служба пароходства заломила такую цену, что ее не выдержал бы никакой бюджет, а оставлять "Орленка" было опасно: плавающий экраноплан мог помешать судоходству. Черный ящик с корабля попал в сети к рыбакам и был передан в Каспийск. Там его заполучили военные летчики - и все дальнейшее покрыто завесой секретности. Разумеется, была создана комиссия по расследованию катастрофы, выводы которой должны помочь обезопасить дальнейшие полеты, и не только каспийских монстров.
РОКОВАЯ ЦЕПЬ НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Может возникнуть вопрос: насколько случившееся с экранопланом было неотвратимым? Произошла ли авария по вине проекта, недоработки создателей или нетребовательности тех, кто наблюдает за качеством? Ничего подобного! "Орленок" и его систершипы сработаны надежно, добротно, качественно, как все, что носит сормовскую марку. В свое время "Орленок-21" был принят дотошными военными представителями, находился в опытной эксплуатации. Все было о'кей! Экранопланы приняли в состав военно-морского флота, где для них был создан режим максимального благоприятствования. Но затем кому-то из руководства пришла мысль о передаче "летающих пароходов" в лоно морской авиации. Летчикам "монстры" не показались - и скорости не те, и, вообще, возни много, не зря же сказано: рожденный ползать летать не может. И, как говорится, раз нет удовольствия, то нет и довольствия. База, где располагаются экранопланы, стала
хиреть, снабжение, в том числе и материально-техническое, резко ухудшилось, количество полетов сокращено до минимума, так как нет керосина. Персонал, а это полторы сотни специалистов, был вынужден бездельничать, терять квалификацию и навыки управления....
Командир "Орленка" не стал фотографироваться перед полетом, усмотрев в этом дурную примету. Это, как говорится, факт его биографии. Но почему он отправился в полет без второго пилота? Должен был лететь специалист высшей квалификации из Нижегородского ЦКБ, которого специально направили в Каспийск, видимо, учитывая малый опыт командира "Орленка-21"? Может быть, более опытный пилот не забыл бы включить бортовую систему автоматического управления (САУ), чего не сделал командир, - и тогда не произошла бы трагедия.Случившееся на Каспии прискорбно, но оно, конечно, не остановит пришествия эры нового транспортного средства, каким является экраноплан.
Санкт-Петербург ЭКРАНОПЛАН - ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО
С деловым предложением о сотрудничестве в создании необычного транспортного средства - экраноплана - обратились американские предприниматели к российским специалистам. "Проект XXI века" - так можно, по мнению экспертов, оценить международную идею строительства "корабля-самолета" грузоподъемностью в пять тысяч тонн. Он сможет совершать коммерческие рейсы на трансатлантических линиях со скоростью до девятисот километров в час на границе водной и воздушной среды.
С российской стороны в проекте принимают участие ученые и проектировщики Нижегородского научно-производственного объединения имени Р. Е. Алексеева и Петербургского морского технического университета. Отечественные судостроители обладают высоким научным потенциалом, ими уже построен экраноплан "Орленок", созданный по заказу военных моряков.
На снимке: так выглядит отечественный экраноплан типа "Орленок", который стал прототипом "корабля-самолета", что сегодня разрабатывается российскими и американскими специалистами.
ИТАР-ТАСС, 1992г.