Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://psyberlink.flogiston.ru/2000/h19451970.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:32:21 2012
Кодировка: Windows-1251
Век XX и психология: 1945-1970
Главная

"Психология имеет долгое прошлое, но довольно короткую историю" (Г. Эббингауз, 1908)
 


Век XX и психология

1870-1900    1900-1914    1914-1939    1939-1945    1945-1970   

Содержание


1945-47
К. ЛевинПод руководством Левина в Массачуссетском технологическом институте создается Исследовательский центр групповой динамики.

1947
Смерть Левина. Исследовательский центр групповой динамики перебазируется в Мичиганский университет, где становится частью Института социальных исследований. Директором становится Картрайт. Хайдер в возрасте 51 года переходит из Смит Колледж в Канзасский университет, где и остается до конца своих дней (1988).
Эш присоединяется к Келеру в Свартмор Колледж и остается там до 1966 г.

1949
Публикуется "Приспособление к армейской жизни" - I т. из серии "Американский солдат" под редакцией Stouffer, Suchman et al. Публикуется II т. - "Бой и его последствия". Эти работы представляют собой результаты социологических опросов, проводившихся в войсках во время Второй мировой войны. III т. - "Эксперименты по массовой коммуникации" - выходит под ред. Ховлэнда (1912-61) и др. Эти экспериментальные исследования создали основу для послевоенной программы по изучению и изменению установок в Йельском университете.
Густав Ичхайзер (1897-1969), венский социолог, эмигрировавший в США, публикует в Чикаго свою монографию "Природа непонимания в человеческих взаимоотношениях". Ичхайзер на 20-30 лет предвосхитил многие идеи, касающиеся аттрибуции, управления впечатлением, влияния идеологических факторов на межличностное восприятие. Его труды оказали влияние на Хайдера и Гоффмана. Однако, не имея поддержки в научных кругах, он был предан полному забвению до середины 80-х гг. В 1952 г. Ичхайзер был госпитализирован с диагнозом "параноидальная шизофрения", провел в клинике 11 лет и через 6 лет после освобожения закончил свою жизнь в полной нищете.

1950
Группа во главе с Адорно публикует "Авторитарную личность" - фундаментальное исследование предрассудков, особенно   антисемитизма, вдохновленное Институтом социальных исследований во Франкфурте. Институт был закрыт по приказу Гитлера. Историческая работа в области социальной психологии и психологии личности.
Выходит IV, последний том из серии "Американский солдат", "Измерение и предсказание". Касается, главным образом, конструирования шкал установок, особенно шкал Гуттмана.

1952
Эш издает свой текст "Социальная психология". Он испытал сильное влияние Вертгеймера, чьи лекции посещал в New School for Social Research в Нью-Йорке. Данный текст, представляющий собой гештальтистскую перспективу, оказал такое же влияние на развитие когнитивной социальной психологии, как работа Ф.Олпорта 1924 г. на развитие бихевиористской социальной психологии.

1953
Фестингер и Кац публикуют Research Methods in the Behavioral Sciences - результат работы Института социальных исследований Мичиганского университета. Картрайт и Зандер публикуют книгу "Групповая динамика: исследования и теория" - продукт Исследовательского центра групповой динамики (тоже Мичиган).
"Коммуникация и убеждение: психологические исследования изменения мнений" публикуется группой Ховлэнда. Это первая публикация йельской программы по исследованиям коммуникации и изменению установок.
Гоффман защищает докторскую диссертацию 'Communication Conduct in an Island Community' на кафедре социальной антропологии в Эдинбургском университете. На основе этой работы в 1959 г. выйдет его знаменитая книга "Представление себя другим в обыденной жизни".

1954
Фестингер излагает свою теорию социального сравнения в журнале Human Relations, который издается совместно Тэвистокским институтом в Лондоне и Исследовательским центром групповой динамики Мичиганского университета.
Линдзи редактирует новый "Учебник социальной психологии" (Handbook of Social Psychology) - первый из современной серии. Том I - "Теория и метод", том II - "Специальные области применения". Первый том открывается статьей Г.Олпорта "Исторические корни современной социальной психологии", в которой он пишет, что хотя ее "корнями является традиция европейских мыслителей, плоды - характерно американский феномен".

1958
Хайдер публикует "Психологию межличностных отношений".

1959
Гоффман публикует "Представление себя другим в обыденной жизни", которая будет воспринята как первая разработка в области драматической модели социальных отношений.

1962
Выходит в свет "Структура научных революций" Куна, которая потрясает рациональные основания позитивистской науки и идеи кумулятивного развития знаний. Научная истина - результат социального соглашения в научной среде, а не открытия "объективной" закономерности имманентной природе. Начало пост-эмпирицизма в психологии, по выражению Гергена (см. 1973).
В Ленинградском университете открывается первая в СССР кафедра социальной психологии. Реабилитация социальной психологии как самостоятельной дисциплины.

1963
Витгенштейн в Philosophical Investigations продемонстриовал, в какой степени использование психологических предикатов зависит от общепринятых лингвистических конвенций. Его труды стимулировали философский анализ языковой детерминации таких понятий как "разум", "ощущение", "мотивация" и др. и оказали серьезное влияние на становление движения социального конструкционизма в психологии.

1966
Выходит в свет "Социальное конструирование реальности" Бергера и Лукмана, в которой артикулируется идея, что социальные объекты не существуют сами по себе, но конструируются и трансформируются в процессе коммуникации людьми, активно осмысливающими окружающую реальность. На Бергера и Лукмана значительное влияние оказали идеи Шюца и Мида.

1972
Московичи в статье "Общество и теория в социальной психологии" пишет: "Центральным и эксклюзивным объектом социальной психологии должно быть то, что относится к идеологии и коммуникации с точки зрения их структуры, генезиса и функций. Область нашей дисциплины - изучение культурных процессов, которые отвечают за организацию знаний в обществе, за установление межиндивидуальных отношений в контексте социальной и физической среды, за формирование социальных движений (групп, партий, институтов), через которые люди взаимодействуют, за кодификацию межиндивидуального и межгруппового поведения, которое создает социальную реальность с ее нормами и ценностями, истоки которых, опять же, следует искать в социальном контексте. Параллельно больше внимания следует уделять языку, который не рассматривался до недавнего времени как область близко связанная с социальной психологией" (ср. с взглядами Ф.Олпорта, 1924).

1973
Герген публикует в Journal of Personality and Social Psychology широко цитируемую статью "Социальная психология как история", в которой показывает, как массовое распространение научно-популярного знания в современном обществе ставит под вопрос валидность позитивистской парадигмы в психологическом исследовании.


Copyright
PSyberLink 1999
admin@psy.nsu.ru