1945-47
Под руководством Левина в Массачуссетском
технологическом институте создается
Исследовательский центр групповой динамики.
1947
Смерть Левина. Исследовательский
центр групповой динамики перебазируется в
Мичиганский университет, где становится частью Института социальных
исследований. Директором становится Картрайт.
Хайдер в возрасте 51 года переходит из Смит
Колледж в Канзасский
университет, где и остается до конца своих дней
(1988).
Эш присоединяется к Келеру в Свартмор
Колледж и остается там до 1966 г.
1949
Публикуется "Приспособление к армейской
жизни" - I т. из серии "Американский солдат"
под редакцией Stouffer, Suchman et al. Публикуется II т. -
"Бой и его последствия". Эти работы
представляют собой результаты социологических
опросов, проводившихся в войсках во время Второй
мировой войны. III т. - "Эксперименты по массовой
коммуникации" - выходит под ред. Ховлэнда (1912-61)
и др. Эти экспериментальные исследования создали
основу для послевоенной программы по изучению и
изменению установок в Йельском
университете.
Густав Ичхайзер (1897-1969), венский социолог,
эмигрировавший в США, публикует в Чикаго свою
монографию "Природа непонимания в
человеческих взаимоотношениях". Ичхайзер на
20-30 лет предвосхитил многие идеи, касающиеся
аттрибуции, управления впечатлением, влияния
идеологических факторов на межличностное
восприятие. Его труды оказали влияние на Хайдера
и Гоффмана. Однако, не имея поддержки в научных
кругах, он был предан полному забвению до
середины 80-х гг. В 1952 г. Ичхайзер был
госпитализирован с диагнозом "параноидальная
шизофрения", провел в клинике 11 лет и через 6
лет после освобожения закончил свою жизнь в
полной нищете.
1950
Группа во главе с Адорно публикует
"Авторитарную личность" - фундаментальное
исследование предрассудков, особенно
антисемитизма, вдохновленное Институтом
социальных исследований во Франкфурте. Институт
был закрыт по приказу Гитлера. Историческая
работа в области социальной психологии и
психологии личности.
Выходит IV, последний том из серии
"Американский солдат", "Измерение и
предсказание". Касается, главным образом,
конструирования шкал установок, особенно шкал
Гуттмана.
1952
Эш издает свой текст "Социальная
психология". Он испытал сильное влияние
Вертгеймера, чьи лекции посещал в New School for Social
Research в Нью-Йорке. Данный текст, представляющий
собой гештальтистскую перспективу, оказал такое
же влияние на развитие когнитивной социальной
психологии, как работа Ф.Олпорта 1924 г.
на развитие бихевиористской социальной
психологии.
1953
Фестингер и Кац публикуют Research Methods in the Behavioral
Sciences - результат работы Института социальных
исследований Мичиганского университета.
Картрайт и Зандер публикуют книгу "Групповая
динамика: исследования и теория" - продукт
Исследовательского центра групповой динамики
(тоже Мичиган).
"Коммуникация и убеждение: психологические
исследования изменения мнений" публикуется
группой Ховлэнда. Это первая публикация йельской
программы по исследованиям коммуникации и
изменению установок.
Гоффман защищает докторскую диссертацию 'Communication
Conduct in an Island Community' на кафедре социальной
антропологии в Эдинбургском университете. На
основе этой работы в 1959 г. выйдет его знаменитая
книга "Представление себя другим в обыденной
жизни".
1954
Фестингер излагает свою теорию социального
сравнения в журнале Human Relations,
который издается совместно Тэвистокским
институтом в Лондоне и Исследовательским
центром групповой динамики Мичиганского
университета.
Линдзи редактирует новый "Учебник социальной
психологии" (Handbook of Social Psychology) - первый из
современной серии. Том I - "Теория и метод",
том II - "Специальные области применения".
Первый том открывается статьей Г.Олпорта
"Исторические корни современной социальной
психологии", в которой он пишет, что хотя ее
"корнями является традиция европейских
мыслителей, плоды - характерно американский
феномен".
1958
Хайдер публикует "Психологию межличностных
отношений".
1959
Гоффман публикует "Представление себя
другим в обыденной жизни", которая будет
воспринята как первая разработка в области
драматической модели социальных отношений.
1962
Выходит в свет "Структура научных
революций" Куна, которая потрясает
рациональные основания позитивистской науки и
идеи кумулятивного развития знаний. Научная
истина - результат социального соглашения в
научной среде, а не открытия "объективной"
закономерности имманентной природе. Начало
пост-эмпирицизма в психологии, по выражению
Гергена (см. 1973).
В Ленинградском
университете открывается первая в СССР
кафедра социальной психологии. Реабилитация
социальной психологии как самостоятельной
дисциплины.
1963
Витгенштейн в Philosophical Investigations
продемонстриовал, в какой степени использование
психологических предикатов зависит от
общепринятых лингвистических конвенций. Его
труды стимулировали философский анализ языковой
детерминации таких понятий как "разум",
"ощущение", "мотивация" и др. и оказали
серьезное влияние на становление движения
социального конструкционизма в психологии.
1966
Выходит в свет "Социальное конструирование
реальности" Бергера и Лукмана, в которой
артикулируется идея, что социальные объекты не
существуют сами по себе, но конструируются и
трансформируются в процессе коммуникации
людьми, активно осмысливающими окружающую
реальность. На Бергера и Лукмана значительное
влияние оказали идеи Шюца и Мида.
1972
Московичи в статье "Общество и теория в
социальной психологии" пишет: "Центральным
и эксклюзивным объектом социальной психологии
должно быть то, что относится к идеологии и коммуникации
с точки зрения их структуры, генезиса и функций.
Область нашей дисциплины - изучение культурных
процессов, которые отвечают за организацию
знаний в обществе, за установление
межиндивидуальных отношений в контексте
социальной и физической среды, за формирование
социальных движений (групп, партий, институтов),
через которые люди взаимодействуют, за
кодификацию межиндивидуального и межгруппового
поведения, которое создает социальную
реальность с ее нормами и ценностями, истоки
которых, опять же, следует искать в социальном
контексте. Параллельно больше внимания следует
уделять языку, который не рассматривался до
недавнего времени как область близко связанная с
социальной психологией" (ср. с взглядами
Ф.Олпорта, 1924).
1973
Герген
публикует в Journal of
Personality and Social Psychology широко цитируемую статью
"Социальная психология как история", в
которой показывает, как массовое
распространение научно-популярного знания в
современном обществе ставит под вопрос
валидность позитивистской парадигмы в
психологическом исследовании.
|