Первая мировая война: 1914-1918
1914
Уотсон публикует "Поведение: введение в
сравнительную психологию" и "Поведение
простых и черных крачек".
1915
Уотсон избирается Президентом Американской
психологической ассоциации. Президентское
обращение озаглавлено "Место условного
рефлекса в психологии". Он предлагает принять
рефлекторную дугу за основной элемент поведения.
Это то, против чего предостерегал Дьюи в 1896 г.
Де Соссюр в Швейцарии издает свой "Курс общей
лингвистики", где обосновывает возможность
науки о знаках - семиологии (семиотики):
"Возможна наука, которая будет изучать жизнь
знаков в обществе; она могла бы быть частью социальной
психологии. Я назову ее семиологией."
Между двумя войнами: 1919 - 1939
Если до Первой мировой войны миграция
психологов шла преимущественно из США в
Европу - в престижные германские университеты,
то после войны начался отток европейских ученых
в Штаты. С приходом к власти Гитлера целые группы
ученых начали искать убежища в Америке.
Лазарсфельд покинул Вену и, основав в Штатах
Бюро прикладных социальных исследований, в
послевоенные годы стал главным лидером в данной
области. Знаменитая Франкфуртская школа целиком
переместилась в США после того, как в Германии
Гитлер закрыл их исследовательский институт.
Сразу после войны эта группа выпустила
монументальную, заметно повлиявшую на
американскую социальную психологию работу
'Авторитарная личность', посвященную изучению
корней антисемитизма.
Среди других беженцев этого периода - Хайдер,
Брунсвик и Ичхайзер из Австрии и берлинская
группа гештальтпсихологов - Коффка, Вертгеймер,
Левин и Келер. Эмиграция ученых из
континентальной Европы сыграла также свою роль в
развитии психологии в Великобритании - сюда
прибыли Генри Таджфель (Бристольский
университет), Хельга Химмельвейт (Лондонская
школа экономики), Густав Ягода (Манчестер, Глазго)
и, позднее, Мэри Ягода (Брунель, Сассекс).
В 1979 г. американский психолог Д. Картрайт
напишет: 'Если бы меня спросили, какая личность в
истории более всего повлияла на развитие
социальной психологии, я бы ответил: Адольф
Гитлер'.
1918-20
Томас и Знанецки публикуют 5-томник
"Польский крестьянин в Европе и Америке".
Томас определяет социальную психологию как
научное исследование социальных установок
(attitudes). Он вынужден оставить свое место в Чикаго.
1919
Данлоп публикует статью "Существуют ли
инстинкты?", в которой ставит под вопрос
инстинкт как объяснительный конструкт.
1920
Академическая карьера Уотсона заканчивается
после его развода. Томас, чикагский социолог,
оказывает ему финансовую поддержку и помогает
ему найти работу в рекламной компании
J. Walter Thompson. Начинается
чрезвычайно успешная работа Уотсона в рекламе,
он даже становится вице-президнтом компании
(1924-36).
Макдугал публикует "Групповой разум" (The
Group Mind), и подвергается нападкам со стороны
Флойда Олпорта (1890-1978) за то, что присваивает
свойства агента сущностям отличным от индивида
(см. 1924). Макдугал перебирается
из Берлина в Гарвардский университет.
Хайдер (1896-1988) защищает диссертацию под названием
Ding und Medium.
1921
Фрейд публикует "Массовую психологию и
анализ человеческого Я" - первую из серии книг,
в которых он перемещает свое внимание с анализа
клинических случаев на анализ культурных
феноменов. В "Массовой психологии" Фрейд
развивает идеи Лебона и Тарда о психологии
толпы.
Основывается Psychologische Forschung - журнал
гештальт-группы под редакцией Вергеймера,
Келера, Коффки, Годштейна (1878-1965) и Грюле (1880-1958).
Ф. Олпорт и М. Принс основывают Journal of Abnormal Psychology
and Social Psychology. Опыт, который Принс пережил во
время Второй мировой войны, заставляет его
заняться социальной психологией. В 1925 г. название
журнала сокращается до Journal of Abnormal and Social Psychology,
и он становится главным периодическим изданием
по социальной психологии в мире.
1922
Леви-Брюль (1857-1939) публикует "Первобытное
мышление"
, где обосновывает свою мысль, что
ментальность примитивных народов носит
мистический и до-логический характер и
отличается от рационального и логического
мышления характерного для западной цивилизации.
1923
Фрейд пишет "Я и Оно".
1924
Флойд Олпорт (брат Гордона Олпорта) издает свою
книгу "Социальная психология", тем самым
закрепляя социальную психологию как
экспериментальную и поведенческую науку. Он
объясняет социальные феномены в чисто бихевиористских
терминах на уровне отдельного индивида. С его
точки зрения, нет необходимости менять научную
модель при переходе от изучения индивида к
изучению таких коллективных образований как
публика, социальные институты, культура и т.д.:
"Не существует психологии, которая не была бы
целиком и полностью психологией индивида.
Социальная психология не должна
противопоставляться психологии индивидуальной, она
является частью психологии индивида, и изучает
его поведение в связи с его окружением,
наполненным его собратьями: Так же не
существует и сознания кроме того, которое
принадлежит отдельным индивидам. Психология во
всех своих формах - наука индивидуального" (см.
противоположную точку зрения: 1972).
Терстоун (1887-1955) издает "Природу
интеллекта" (The Nature of Intelligence). В предисловии
он отмечает влияние на его работу мидовских
лекций по социальной психологии.
Выготский (1896-1934)
выступает с докладом "Методология
рефлексологического и психологического
исследования" на Втором Психоневрологическом
конгрессе в Ленинграде. Он отстаивает свою точку
зрения, что если рефлексологии суждено стать
общей теорией человеческого поведения, она
прежде должна признать существование сознания и
взять на вооружение методы психологического
исследования. Его подход схож с Дьюи (1896) и
противоположен Уотсону (1915).
Последний в своих представлениях о психологии
как объективной науке следовал модели Павлова.
1925
Блюмер (род. 1900), тогда магистр социологии,
поступает в аспирантуру в Чикагский университет,
где слушает лекции Мида.
1926-29
Дискуссии в советской психологии, касающиеся
марксистской перестройки психологического
знания, в результате которых социальной
психологии отказано в самостоятельном статусе.
Социальная психология отождествляется с
признанием социальной обусловленности психики,
что не требует "отдельной" научной
дисциплины (Блонский). Социальная психология как
изучение социальных групп, коллективов и
институтов "гражданства" в СССР не получает.
Начало изоляции советской психологии от мировой.
1927
Коффка становится сотрудником Смит колледж, где и остается до
своей смерти в 1941.
Принс основывает Психологическую клинику в
Гарварде. После его кончины на 75 году жизни
директором клиники становится его юный
ассистент Генри Мюррей (род 1893).
1929
Боринг (1896-1968) публикует "Историю
экспериментальной психологии", в которой
отстаивает "чистую" экспериментальную
психологию перед лицом недавно ставших
популярными ответвлений прикладной психологии.
Книга также является сильным выступлением за
размежевание психологии и философии.
Терстоун и Чейв публикуют "Измерение
установок". Методы, использованные Терстоуном
для конструирования его классической шкалы в
Чикаго в 1920-х гг., предполагают наличие у
разработчиков шкал коллективных репрезентаций
исследуемого объекта. Пункты, которые он
использовал для конструирования шкал измерения
общественного мнения, взяты из средств массовой
коммуникации. Выше (1924)
упоминалось, что на Терстоуна оказала влияние
социальная психология Мида.
1930
Хайдер присоединяется к Коффке в Смит колледж.
Первоначально собиравшийся в США с коротким
визитом, Хайдер женится на американке Грейс Мур и
остается в Штатах до конца дней.
1931
Мид умирает в Чикаго. Курс социальной
психологии в Чикагском университете вместо Мида
теперь читает Блюмер. Это истоки символического
интеракционизма в американской социологии.
Название "символический интеракционизм"
принадлежит Блюмеру, а не Миду, как многие
считают. Мид не был понят психологами при жизни
(см. 1904) - так же как в свое время Вундт (см. 1879), он
был отвергнут позитивистами. Очень близкие
мидовским, в России получили развитие идеи
Выготского. Оба пришли к своим выводам о
социальной природе языка и сознания почти
одновременно и совершенно самостоятельно. Они
даже не были знакомы с работами друг друга.
Бартлетт становится профессором
экспериментальной психологии в Кембридже.
1932
Бартлетт публикует "Запоминание:
экспериментальное и социальное исследование".
Очевиден междисциплинарный характер этой
работы, совмещающий как психологию так и
антропологию.
Лурия (1902-77), Выготский и Коффка отправляются в
экспедицию в Узбекистан и Киргизию для изучения
"зависимости психических функций от
историко-экономических условий". Результаты
этого исследования не были опубликованы до 1976 г.
(Лурия. "Когнитивное развитие: культурные и
социальные основы").
Блюмер проводит год в Париже, изучая феномен
моды. Он считает, что мода в современном обществе
- то же, что традиция (custom) в статических
обществах.
Левин читает лекции в Стэнфорде.
|