Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/loneano2.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 19:47:51 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон
Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.
Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его. Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Мы нередко слышим такие замечания: 'Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различно'. Есть доля правды в утверждении уникальности любого одиночества и невозможности дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество - только мое. Никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Последние заключены в самом понятии одиночества и могут быть отмечены при внимательном наблюдении за поведением одиноких людей. Одна из самых ярких черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно всеохватно. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей 'самости'; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного элементов приводит к пониманию того, что одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать свое состояние, однако одиночество - это одно из явлений, требующее самого серьезного внимания.
В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество - это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключенности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.
Значение этой специфической формы самосознания особенно важно для человека, когда она имеет отношение к сокровенным, глубинным чаяниям личности. Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Надежда требует того, чтобы ее разделяли, чтобы к ней кто-то был причастен. Социализация содействует ощущению соотнесенности и соучастия; строя свои планы на будущее, мы заранее предвидим общение. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединением связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде 'не на своем месте'. С точки зрения личностного ощущения времени одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.
Одиночество может представлять такую угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования, что возможно появление одного из самых страшных переживаний - 'голого ужаса', на что ссылается Бинсвангер [Binswanger, 1942, р. 445]. Как указывала Фрида Фромм-Рейхман, одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности. Мы отвечаем на одиночество стремлением к близости, общению, желая заполнить пустоту поисками связей, уз для воссоединения разорванной сети отношении, поисками участия, которое поможет превозмочь отсутствие вовлеченности в групповую деятельность.
Учитывая сказанное, мы можем предложить следующее определение одиночества. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. Наше предварительное определение может показаться слишком сложным, но ведь оно должно одинаково эффективно 'работать' и в теории, и на практике.
Определяя одиночество как специфическое переживание, представляющее собой особую форму самосознания, его одинаково легко и отождествить с другими родственными ему переживаниями, и отличить его, например, от печали или депрессии. Кроме того, предлагаемое определение дает основание для противопоставления элементов, которые присутствуют в феномене одиночества лишь частично, оно делает возможным различение переживания одиночества как такового и чувств, имеющих к нему частичное отношение. В современном обществе чувство страха, например, часто ассоциируется с одиночеством. В некоторых случаях страх может повергнуть человека в состояние одиночества, в других случаях одиночество продуцирует страх. Но нельзя согласиться с тем, что страх - неотъемлемая часть одиночества. Зададим вопрос: почему одиночества так боятся в контексте нашей культуры? Есть важный довод в пользу того, что его не обязательно нужно страшиться. Например, в культурах, где кочевой или охотничий образ жизни требует продолжительных и частых периодов одиночества, люди приспосабливались к изолированности и, по-видимому, в конце концов принимали в какой-то степени одиночество как неизбежную часть своей жизни. Даже в американском обществе молодые люди были подготовлены своими семьями предстать перед жизнью один на один и рассматривать одиночество как необходимый момент в погоне за достижением успеха. Напомним читателям, что 'ориентированная изнутри' личность у Д. Рисмена [Riesman, Denney & Glazer, 1950] именно такова. Почему же американцы так боятся одиночества сегодня? Обусловлено ли это изменением общественного характера, как предполагает Рисмен? Отличается ли природа сегодняшнего одиночества от того, каким оно было раньше? Существуют ли факторы, усложняющие переживания одиночества и делающие его более угрожающим? Несомненно, эти важные вопросы заслуживают тщательного изучения. Приведенное выше определение дает основание для плодотворных исследований и большего понимания проблемы.
Можно выработать более специальное определение одиночества и анализировать его переживание в различных измерениях. Понятие измерения имеет фундаментальное значение для нашей модели и употребляется в особом смысле. Перед тем как развить модель одиночества, будет полезно дать краткую характеристику феноменологических данных, которые были использованы для ее построения. Несмотря на то, что требования различных теорий феноменологии личности различны, феноменологическое направление в целом, идущее от европейской традиции, служит типичным примером возврата к опыту переживания для воссоздания его основных структур. Феноменология развила одно важное понимание переживания как чувства, имеющего интенциональную структуру. Указывая на интенциональность, феноменология подчеркивает, что переживание не является полностью субъективным или внутренним чувством; напротив, переживание неотделимо от контекста жизненных отношений и связей. Поле переживания сложно, оно включает в себя значения и ценности как природы, так и общества. Более того, поле интенциональных отношений - это динамический процесс, где переживание всегда направлено вовнутрь формы взаимосвязи. Экзистенциальная версия феноменологии, развитая М. Хайдеггером [Heidegger, 1967] и М. Мерло-Понти [Merleau-Ponty, 1962, 1964], которую уместно здесь применить, подчеркивала динамический и временной аспекты событий и изменений, происходящих во внутреннем мире личности. Дальнейшие последователи этой философии делали попытки усовершенствовать основные ее положения и соединить их с достижениями социальных наук. В их числе можно, например, назвать работы Бинсвангера [Binswanger, 1942, 1957, 1963], Шюца [Schutz, 1962, 1964] и Садлера [Sadler, 1969 а, b].
В своих ранних работах, где природа явлений внутреннего мира человека разбиралась более детально, чем в данной статье, У. Садлер [Sadler, 1969a] называл элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, личностным миром. Эта концепция личностного мира развивала хайдеггеровскую интерпретацию концепции интенциональности Э. Гуссерля. Речь идет о попытке определить фундаментальную целостность личного опыта, а также то, что Э. Гуссерль в более поздних своих работах определил как 'жизненный мир'. Жизненный мир личности относится не просто к субъективному процессу реакции на внешнее окружение и не ограничен сферой каких-то интересов, подразумеваемых, например, выражением 'мир спорта'. Скорее он обозначает феномен 'мир Я', понимаемый как динамический процесс взаимодействия, который по своей сути историчен, он составляет контекст жизни человека, в котором и обнаруживается в виде событий, столкновений и становления личности то, что и наполняет ее переживания. Жизненный мир личности - это интенциональная структурированная сетка, устанавливающая всеобъемлющие рамки, внутри которых события становятся значимыми. Концепция интенциональности рассматривает жизненный мир личности как мир, имеющий плюралистическую структуру. Плюрализм раскрывает основные экзистенциальные возможности, следуя которым человек может ориентироваться в своей жизни. С другой стороны, жизненный мир личности несет в себе уникальную человеческую историю, способную развертываться в нескольких направлениях соответственно различным возможностям. Эти возможности определены типами отношений, они устанавливают круговой обзор нашего мира, внутри которого организуется наш опыт, его осмысление, смыслонаделенный жизненный путь человека. Экзистенциальные возможности формируют и обосновывают наши глубинные тревоги и заботы. Они создают тот фундамент, на котором покоятся сугубо личные ожидания, надежды и важнейшие ценности.
Главная задача экзистенциальной феноменологии У. Садлера - разъяснить природу этих возможностей для того, чтобы обозначить рамки, в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненный мир личности ориентирован на реализацию четырех определенных экзистенциальных возможностей:
Исходя из плюралистических структурных представлений о жизненном мире личности, можно исследовать существенные черты различных типов образа жизни с точки зрения природы их направленности соответственно перечисленным возможностям и сравнить основные аспекты жизненных ориентаций. Эти представления могут служить базисом для понимания личности, групп и культуры, они полезны также для понимания личностного развития человека и значения всевозможных столкновений, достижений, конфликтов, разочарований личности.
Доказано, что плюралистические структурные представления о жизненном мире личности исключительно плодотворны для уяснения значения любви и дают возможность внести ясность в проблему одиночества с точки зрения сферы его воздействия и внутренней композиции.
В прежних исследованиях метафора 'измерение' использовалась для того, чтобы указать на отличительные пространственно-временные характеристики рассматриваемого образа жизни. В настоящее время доказано, что метафора 'измерение' более всего подходит при исследованиях феномена одиночества. Сейчас представляется возможным указать на тот особый специфический смысл, в котором она употребляется. Понятие 'измерение' широко употребляется в обыденной речи для обозначения уровней факторов изменений и значений. В некоторых теоретических работах это понятие имеет и дополнительное пространственное значение, акцентируя различие между поверхностным и глубинным уровнями. В социальных науках 'измерение', как правило, применяется для определения внешних и внутренних факторов. Мы не используем понятие 'измерение' в общепринятом значении. Эта метафора употребляется как эквивалент специальных указаний на особые динамические возможности в плюралистической структуре личностного мира. В соответствии с четырьмя возможными направлениями, присущими развитию и распространению вовне личностного мира, измерения одиночества также четырехчленны и их можно обозначить как космическое, культурное, социальное и межличностное измерения. Модель четырехчленного измерения одиночества развивалась нами для того, чтобы объяснить потенциальную область переживания и ее сложность, а также аналитически высветить разнообразные значения, которые могут быть обнаружены в переживаниях одиночества. Как будет детально показано ниже, эти значения можно объяснить, описав основные типы одиночества с точки зрения его четырех измерений. Наилучшим образом соответствующая пониманию страданий, предопределяемых одиночеством, и проблем, сопровождающих его, такая четырехмерная модель дает возможность осознать, каким образом одиночество приводит к глубокому истощению личности. Мы пришли к выводу, что одиночество становится все более нестерпимым, когда оно затрагивает человека одновременно сразу в нескольких измерениях. Не имея общего представления, которое объясняло бы сложность одиночества, человек не может ни понять его источников, ни объяснить тяжесть своего состояния, что и показал нам пример с миссис Браун. Четырехмерная модель дает способ оценки сферы и интенсивности данного переживания. Из-за незнания человеком истоков своего переживания одиночество может долго удерживаться без адекватной развязки. Мы вернемся к этому важному вопросу после рассмотрения некоторых существенных характеристик измерений одиночества.
Прежде чем объяснить, что одиночество, испытываемое в одном измерении, отличается от одиночества, испытываемого в других измерениях, мы подчеркиваем, что все типы одиночества имеют общее - чувство, выражающее идею о самом себе. Каждый тип одиночества - это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношении и связей, составляющей жизненный мир личности. Одиночество вызывает стресс в главных сферах внутреннего мира человека. Ощущение угрозы наиболее полному раскрытию целостных качеств личности порождает страдания одиночества. Острая форма одиночества означает крах глубинных ожиданий личности относительно реализации основных возможностей, которые признаются важной составляющей человеческого бытия. Испытывая одиночество, человек осознает, что уходит что-то важное, ускользает то, во что он верил, чего ожидал. При этом каждое измерение одиночества отлично от другого. Так, например, степень фрустрации видоизменяется при переходе от одного измерения к другому. Ниже мы и попытаемся показать некоторые отличительные элементы в каждом из четырех измерений. Материалом для нас послужили описания одиночества в литературе, наблюдения из повседневной жизни, исследования по данной проблематике.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 Часть 5
Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии
[WWW-документ] URL
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/loneano1.htm