Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/dk.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:17 2012
Кодировка: Windows-1251
Дискуссия о деструктивных культах (список рассылки PSL-L)

Дискуссия о деструктивных культах
(список рассылки PSL-L)


Date: Wed, 04 Feb 1998 22:26:14 +0200
From: "Leonid V.Vlasenko" mind@online.alkar.net
Subject: [psl-l] "Деструктивные культы" и конструкты

Уважаемые коллеги!

Не знаю как вы, а я приятно удивлен активностью рассылки. Это очень хорошее начало. А заинтересовали меня материалы на страничке Евгения Волкова http://www.sci-nnov.ru/socio/people/volkov/ касательно "деструктивных культов". Тема довольно скользкая и всегда вызывает массу споров, плавно переходящих в флеймы. Одно время конференция relcom.religion была наводнена публикациями по этому вопросу. Особенно старались защитить нас от вредоносных сект представители православной церкви. Попало всем: от кришнаитов до последователей Порфирия Иванова и гербалайфистов. Жаль, не были они на некоторых групповых тренингах, а то бы список пополнился :))
     Ну батюшек понять можно - все-таки отбирают у них хлеб насущный конкуренты, а чего академической братии переживать? Какая нам разница, чем вызваны проблемы клиентов: деструктивным культом, деструктивной семьей или деструктивным государством? Наше дело быть на стороне клиента и блюсти его интересы. Честно скажу, за мою 17 летнюю психиатрическую практику, не часто попадались "жертвы" сект. Было несколько шизофреников ( совершенно классических не "вялотекущих"), у которых болезнь носила больше наследственный характер, и совешенно не была связана с религиозной практикой. Знаю об экспертизе нескольких кришнаитов, которая проводилась еще во времена застоя, как я понимаю с подачи КГБ, но доктора не нашли у них никакой серьезной патологии за исключением акцентуаций личности. Один из сектантов (кришнаит) был лечен мною по поводу алкоголизма. Из анамнеза: по молодости употреблял наркотики, безуспешно лечился, потом пришел в ашрам и в течении трех лет вел совершенно трезвый образ жизни.
     Потом начал выпивать и ушел из общины, за два года стал алкоголиком с алкогольной эпилепсией. После лечения опять вернулся в общину, где остается и по сей день. Вот и думай, деструктивный этот культ или конструктивный.
     Вообще, все наши определения имеют смысл, когда им что-либо противопоставляется и логично было бы поинтересоваться, а что автор понимает тогда под не-"деструктивным культом"? И предполагает ли конструкт "деструктивный -не деструктивный" возможность ранжирования всех религиозных организаций и других организованных групп по этому конструкту? Или это строгая дихотомия, деление на "чистых" и "нечистых"? Тогда неплохо бы уточнить процедуру и основания такого деления.
     На мой взгляд гораздо точнее было бы говорить не о "деструктивных культах", а о нарушениях закона в той или иной религиозной организации. Тогда из-за батюшки, который растратил церковную кассу или занимался растлением малолетних не назовут всю православную общину "деструктивным культом".

Regards, Leonid V.


From: "Андрей Дерябин" #@psy.nsu.ru
Date: Sat, 7 Feb 98 12:18:39 +0700
Subject: [psl-l] Re: Leonid Vlasenko 06/02/98 "Деструктивные культы" и конструкты

Если относится к проблеме культа с позиции терапевта, то, действительно, я согласен с Леонидом Власенко, нужно "просто" лечить. Если же это исследовательская позиция, то хотелось бы, прежде всего, меньше эмоций. Нужно рассматривать культ как социально-психологический феномен, учитывать, какие идеологические и политические процессы вовлечены в конфликт и рассматривать все участвующие стороны в общем контексте:
     - культ;
     - антикультовые группы;
     - государство;
     - церковь;
     И тогда проблема начинает видиться под совершенно другим углом. Мотивами группы активистов, выступавших против НРТ на Украине, оказались не светлые антитоталитарные идеи, а более приземленные вещи.
     Я бы еще отметил вот какой аспект этой проблемы. В обоих случаях мы имеем дело с пропагандой. Пропаганда, в общем, определяется как целенаправленное воздействие на сознание с целью изменения установок. Именно целенаправленное. Ховлэнд и др. в Йельском ун-те, которые внесли важный вклад в исследования установки (заказчиком был Пентагон) использовали "военную" терминологию, напр., реципиент медиа-послания у них назывался "target" - "мишень, цель". И в случае "жесткого" "контроля сознания" НРТ, и в случае "мягких" клипов на канале ОРТ мы имеем дело с пропагандой. В национальных масштабах нам предлагается "мягкая" православная форма, как нечто безусловно позитивное, "наше", "исконное", "родное":

"...традиционные формы религиозной активности расцениваются как фактор, позитивно влияющий на психическое здоровье и духовное развитие личности. Таким образом, традиционная церковь рассматривается не только как идейный союзник в борьбе с "культами", но и как сторона, способная оказать практическую помощь в преодолении "вредных влияний" культов." [*]

     А.Черкизов ("Эхо Москвы") не случайно как-то говорил о скатывании России в сторону клерикального государства. Министр обороны Куликов не так давно клеймил "модернистские влияния" и противопоставлял им Церковь и Православие. Кампания за Храм Христа Спасителя, скандал вокруг "Последнего искушения Христа" М.Скорсезе (http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/scorcese.htm) ...
     Выбрать "мягкую" пропаганду, как противоядие против "жесткой" это то же самое, что сказать (простите за вольность): "*** меня, но только нежно".

Спасибо Леониду за великолепную статью Е.Карагодиной [*]. Еще одна цитата оттуда:

"... необходимо осознавать, что наличие "культового" и "антикультового" движений поддерживают социальное равновесие, однако их взаимоотношения должны иметь "цивилизованный характер". Если НРТ действует в рамках действующего законодательства, средствами противодействия такой активности могут являться предоставление альтернативной информации о НРТ и стимулирование критического отношения верующих к их жизненной ситуации, но никак не запретительство или меры принудительного психологического воздействия."

К сожалению, в России антикультовое движение (православное) само по себе становится культом, усиленным поддержкой государственной власти. В такой ситуации трудно говорить о стимулировании критического отношения к происходящему вокруг.

[*] Елена Карагодина (ogk@vrif.viaduk.net). Новые религиозные течения в Украине: психологические проблемы и вопросы правового регулирования. (В переводе на английский язык статья была представлена на конференции "21st Century Challenges to Religious Liberty in Europe",проведенную Институтом Разерфорда в Париже 2-3 августа 1997г.)

Andrey Deriabin
Department of Psychology, NSU
mailto:#@psy.nsu.ru
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/


From: yevgeny@volkov.sci-nnov.ru (Yevgeny N. Volkov)
Subject: [psl-l] К вопросу о деструктивных культах
Date: Mon, 09 Feb 1998 11:46:08 +0300 (MSK)

Уважаемые коллеги!

По вопросу о деструктивных культах (я предпочитаю употреблять этот термин без кавычек, как и любое другое устоявшееся и получившее солидное обоснование понятие, например, личностные конструкты) существует, без преувеличения, громадная база научных, документальных и популярных работ, созданных на Западе за несколько последних десятилетий и практически неизвестных в России. Естественно, что созданы они отнюдь не только авторитарными родителями, пытающимися свалить свои грехи на некие внешние силы, умыкнувшие их детей. Абсолютное большинство этих исследований и разработок написаны профессиональными психологами, социологами, психиатрами и психотерапевтами, а также теми, кто сам прошел через эти ДК и смог осмыслить свой опыт. Нередко последние получали профессиональное образование и подготовку по психологии, становясь консультантами или исследователями этого феномена.
     Поэтому антикультовое движение ни в коем случае не следует ассоциировать только с деятельностью родительских инициатив и комитетов. К сожалению, некоторые из этих организаций действительно концентрируют вокруг себя не самые приятные и не самые разумные образцы материнства и отцовства. Мне приходится много общаться с такими объединениями в Москве и Петербурге, "ab`%g +ao я и с представителями "Порятунка" в Киеве, а также участвовал в "круглом столе" с представителями германских родительских и прочих инициатив в Дюссельдорфе в октябре прошлого года. Впечатления самые разнообразные, однако я бы подчеркнул, что надо четко различать саму проблему и ту неизбежную пену эмоций и глупости, которая в таких случаях образуется. Я знаю как родителей, усугубляющих негативные отношения с детьми своей антикультовой борьбой, так и тех, кто смог найти путь к сыну или дочери, не поступаясь объективной оценкой того или иного ДК. Кроме того, по разным данным, в ДК вовлекаются молодые люди и из благополучных семей с нормальными родителями, причем их доля практически соответствует общей доле благополучных семей в обществе.
     Западные источники усиленно подчеркивают, что проблема ДК - это проблема не только неблагополучных и авторитарных семей. В последние годы ДК рекрутируют своих последователей из представителей всех возрастов, и значительную часть обращений ко мне за консультацией составляют обращения по поводу одного из супругов. Пришлось столкнуться и с обращением детей по поводу одного из своих родителей. Так что в целом это не только проблема "отцов и детей".
     В отношении ДК нет специфических изолированных групп риска, как их нет в отношении любой преступности. И тут надо сделать еще одно существенное различение: даже явная виктимность пострадавшего не является оправданием преступления. Хотелось бы думать, что конструкты различения проблемы и шума вокруг нее и различения жертвы и преступника у нас в значительной степени совпадают.
     Учитывая информационную пустоту на уровне серьезных работ по этой теме в России, я предпринял попытку заполнить ее переводом наиболее интересных американских исследований. Список моих переводов помещен по адресу: http://www.scinnov.ru/socio/people/volkov/descult/booksinf.html
     К сожалению, кроме одной книги, изданной на мои собственные средства, все остальные пока дожидаются своего издателя. В издательствах Москвы и Петербурга к ним неизменно проявляют большой интерес, но до реальных действий дело пока не дошло. Возможно, мощный антиманипулятивный заряд этих книг сильно контрастирует с нынешней атмосферой нашего общества и вызывает подсознательное отторжение.
     Это мои самые предварительные замечания к дискуссии. Хотелось бы, чтобы вступающие в нее как-то отнеслись к материалам по культам, размещенным мною на сервере www.sci-nnov.ru

С уважением. Евгений Волков
Yevgeny N. Volkov (yevgeny@volkov.sci-nnov.ru)


Date: Mon, 09 Feb 1998 23:20:05 +0200
From: "Leonid V.Vlasenko" mind@online.alkar.net
Subject: Re: [psl-l] К вопросу о деструктивных культах

Уважаемые коллеги!

Yevgeny N. Volkov wrote:

> По вопросу о деструктивных культах (я предпочитаю употреблять этот
> термин без кавычек, как и любое другое устоявшееся и получившее
> солидное обоснование понятие, например, личностные конструкты)
> существует, без преувеличения, громадная база научных, документальных
> и популярных работ, созданных на Западе за несколько последних
> десятилетий и практически неизвестных в России.

Есть ученые и психологи, которые придерживаются самых противоположных точек зрения, и существование "конструктов" для психоаналитика столь же бессмысленно, как и аверсивная терапия в лечении фобий. Хотя сам фактический материал обычно мало вызывает споров. На мой взгляд все, что сейчас валится в одну корзину под видом "деструктивных культов" очень различно по своему генезу. Это:
     1.Проблемы психопатических личностей, которые приходят в религию (подчеркиваю в любую религию, без различия на вредную и не вредную) и соответственно приносят туда и свои проблемы
     2.Психические и психологические проблемы, возникающие у неофитов под влиянием изменившегося образа жизни, питания, круга общения, выполнения предписаний, межличностных контактов с адептами и, наоборот, реактивные состояния при разрыве с общиной.
     3.Проблемы, вызванные у верующих давлением окружающих (их осуждением, отторжением и наоборот, судорожными попытками спасти).
     4.Болезни эндогенного характера (типа шизофрении в ее узком понимании), связь которых с отправлением культа не может считаться доказанной.
     5. Уголовные преступления совершенные каким либо из членов общины воровство. обман, мошенничество, насильственное лишение свободы, убийства, сексуальное насилие.
     6. Мошеннические организации под видом религиозных объединений уклоняющиеся от налогов, проводящие незаконную врачебную деятельность, собирающие пожертвования, контролирующие проституцию и потребление наркотиков. У нас в Днепропетровске недавно арестовали несколько "монахинь" которые во всем своем облачении собирали пожертвования на храм, а на проверку оказались аферистками.
     7. Массовые самоубийства, совершаемые верующими. Именно это чаще всего и ассоциируется с деструктивными культами. Эти самоубийства могут быть вызваны репрессиями государства, как это было при самосожжении староверов в России или членов "Ветви Давидовой" в США. Кстати и голодовки "Белого братства", насколько я знаю носили чисто протестный характер. Могут быть варианты "расширенного суицида", когда верующий, чаще лидер общины, принявший решение уйти из жизни, убивает вначале своих близких (родственников или единоверцев).
     8. Акты террора, проводимые членами религиозных организаций. Обычно это политический террор, хотя есть и другие примеры (Аум Синрике, охота за ведьмами, инквизиция).
     9. Мифы общественного сознания порожденные ксенофобией (вроде известного процесса начала века о человеческих жертвоприношениях у иудеев).

> Поэтому антикультовое движение ни в коем случае не следует
> ассоциировать только с деятельностью родительских инициатив и
> комитетов.

У меня это больше ассоциируется с государственной политикой, направленной на подавление того, что государство контролировать не в состоянии. Если государство контролирует культ - то это "хорошая" религия. Хотя вполне может быть, что нравы в каком-нибудь православном монастыре гораздо более "деструктивны", чем в кришнаитской общине города Киева, например.

> Западные источники усиленно подчеркивают, что проблема ДК - это
> проблема не только неблагополучных и авторитарных семей. В последние
> годы ДК рекрутируют своих последователей из представителей всех
> возрастов, и значительную часть обращений ко мне за консультацией
> составляют обращения по поводу одного из супругов. Пришлось
> столкнуться и с обращением детей по поводу одного из своих родителей.
> Так что в целом это не только проблема "отцов и детей".

Полностью согласен - это проблема авторитета и власти, которая часто является ключевой в любых интерперсональных отношениях. К этим примерам я добавлю свой - был на консультации один умереннопьющий гражданин, которому его работодатель (адвентист 7 дня, абсолютно непьющий) поставил условие: или кодируйся, или я тебя увольняю. А вспомните, что творилось при горбачевской антиалкогольной кампании? Чем не "деструктивный" культ?

> В отношении ДК нет специфических изолированных групп риска, как их
> нет в отношении любой преступности. И тут надо сделать еще одно
> существенное различение: даже явная виктимность пострадавшего не
> является оправданием преступления. Хотелось бы думать, что конструкты
> различения проблемы и шума вокруг нее и различения жертвы и
> преступника у нас в значительной степени совпадают.

     Это может прояснить только эксперимент или обмен мнениями по конкретному хорошо известному нам обоим факту. Жертва и преступник - это больше юридические понятия, и для установления истины используется специфическая процедура судебное разбирательство. Без него оценка по шкале преступник - не преступник будет некорректна

> Список моих переводов помещен по адресу:
> http://www.sci-nnov.ru/socio/people/volkov/descult/booksinf.html

Я уже побывал там, информация действительно интересная, правда, хотелось бы почитать и альтернативные точки зрения в частности точку зрения членов Независимой ассоциации психиатров, которые как я понял, с одной стороны (Батаев В.Г., 1995) осуждают давление на "деструктивные культы" со стороны государства, а с другой (Гушанский Э.Л и Вроно Е.М., 1994) раскрывают их негативные стороны, в частности, группы Столбуна.
     А вообще, коллеги, религия потихоньку начинает осваивать непаханую целину нашего атеистического СНГ, и все чаще приходится уточнять верит ли клиент в Бога и какого именно. А как у вас?

С уважением Леонид Власенко,
http://www.chat.ru/~psycho/


From: 'Александр Овруцкий' AlexO@maxim.rnd.su
Subject: [psl-l] DK
Date: Mon, 9 Mar 1998 18:50:29 +0300

Уважаемые коллеги !

Мне кажется, что первый этап жизни подписки уже завершен, народ завил о себе, померялся силами, поиграли в игры и т.д. И в данном случае могли быть смазаны некоторые важные вещи, в частности, на мой взгляд диалог на тему деструктивных культов можно было бы продолжить.

В связи с этим, хочу поделиться некоторыми своими соображениями по этому поводу.

     1. Мне показалось, что ряд проблем, поднимаемых в дискуссии по деструктивным культам не являются строго говоря психологическими, а относятся, скорее всего, к области права и взаимоотношения права и психологии. Например, мы получили список деструктивных культов, действующих на территории России. Тогда я говорю себе, что должен существовать некоторый экспертный совет, который наделен (юридически) полномочиями давать подобного рода оценку. Посмотрев действующий закон (Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г.), я ничего не нашел на этот счет. Законодатель не предполагает при регистрации религиозных объединений никакой психологической экспертизы. Нет ее, на самом деле, и в случае ликвидации организаций. Много всяких причин, почему возможно и необходимо закрыть ту или иную секту, от "грубых нарушений норм Конституции" до "нанесения ущерба нравственности" и "использования гипноза", но никаких вам тем о деструктивном влиянии на личность и массовое сознание...
     Возможен другой ход - психологическая/социально-психологическая экспертиза, которая назначается постановлением суда. Я слышал лишь о двух социально-психологических экспертизах, сделанных в судебном порядке. Первая связана с делом В. Новодворской и проводил ее С. Рощин. В. Новодворскую тогда обвиняли в разжигании национальной вражды и оскорблении национальных чувств. Отношусь с искренним уважением как к "профессиональному революционеру", так и к профессору психологии, но тогда они были оппонентами. Рощин проиграл и его экспертиза текстов статей Новодворской (если не ошибаюсь, контент-анализ) не была принята во внимание. Вторая, дело А. Бухановского против журнала "Огонек" о защите чести и достоинства... Здесь также проводилась психологическая экспертиза текстов и дело выиграли. Но суть не в том, какой счет. Когда мы предполагаем, что экспертиза должна иметь дело не с газетным текстом, а с определенным мировоззрением, пусть и отчасти объективированным в текстах, то мы вряд ли можем ожидать, что увидим в уставе религиозного объединения фразы о деструктивном влиянии на личность и т.д. и т.п., или что-то подобное бредовым "протоколам сионских мудрецов". Кто возьмется экспертнуть Библию и определить степень деструктивности христианства ?! Тем более, что по ней строят свою жизнь и православные и какой-нибудь богородичный центр и еще ... знает кто.
     С другой стороны, существуют ли сегодня в арсенале психологов методы, способные решать поставленные задачи? Ответ на этот вопрос, по крайней мере для меня, не является однозначным. Вспоминаю историю с MMPI. Я за несколько лет работы с тестом собрал небольшую коллекцию видов и подвидов профильного бланка 377-го опросника. Все знают, что существуют отличия Березинского варианта от СМИЛ Собчик, но существуют еще "казанский", "луганский" и др. профильные бланки и эти отличия могут существенно менять картину диагностики. Мои попытки получить от ИМАТОНа, который как бы является для нас (психологов) Госстандартом, информацию существует ли в России стандартизированный опросник MMPI, не увенчались успехом. Госстандарт (Иматон) отписал мне, что MMPI они не продают, из чего я сделал вывод, что такого стандарта у нас нет. Это значит, что любые заключения с использованием данного метода могут быть совершенно правомерно оспорены. То же самое можно сказать и про контент-анализ и про многое другое.
     Возвращаясь к списку... Лет пять назад в Ростове существовала организация "Дельта-информ" (не ручаюсь за правильность написания). И все это время в местной прессе публиковались негативные комментарии по поводу их деятельности - народ из семей уходил, было несколько случаев психозов у и т.д. Они проявляли большой интерес к психологам и как-то мне встретился один такой представитель, именуемый "биооператором". Поведал он мне прелюбопытную историю о том, что у них якобы есть хорошие связи в структурах исполнительной власти, а также в правоохранительных органах и силовых структурах и они подыскивают психологов для того чтобы ввести их в эти структуры в качестве своих агентов влияния. Идея, на мой взгляд, бредовая, но цель явно деструктивная.

     2. Критерии определения деструктивности культа. Считаю, что критерии не операционализированы и поэтому непонятно что с ними делать и возникает масса вопросов.
     Задам один. Существует ли критерий культурного контекста? Скажем, может ли так статься, что кришнаиты в Индии или на Цейлоне являются "нормальным" конструктивным религиозным объединением, а попадая на среднерусскую равнину превращаются в деструктивный культ? Или православная церковь где-нибудь на земле племени пигмеев... Не становится ли она деструктивной ?!
     Ведь известна же проблема деструктивного влияния "цивилизации" на этносы крайнего севера - с радиоприемником и врачом спиваются и вырождаются. Не в этом ли причина отказа русской православной церкви от агрессивной стратегии миссионерства? Или это простое проявление ксенофобии?.. Спасибо.

Александр Овруцкий


From: "Valerij I. Gerasimov" valery@irga.vernet.lv
Date: Mon, 9 Mar 98 22:55:36 -0200
Subject: Re: [psl-l] DK

Уважаемые коллеги !

Письмо Александра очень интересно, поскольку в нем точно названы очень актуальные вопросы.

> быть смазаны некоторые важные вещи, в частности, на мой взгляд диалог на
> тему деструктивных культов можно было бы продолжить.
...
> 1. Мне показалось, что ряд проблем, поднимаемых в дискуссии по
> деструктивным культам не являются строго говоря психологическими

Вопрос, над которым все мучились: "психология-непсихология?" Я думаю, что он будет возникать постоянно и избавиться от него не удастся в принципе. Это только мы делим человека на "предмет психологии", "предмет социологии" и т.д., а он делиться не хочет. Так что просто нужно в каждом случае решать, хотим мы обсуждать конкретный объект или нет. Т.е. обсуждать не психологию "объекта", а рассматривать объект в его полноте КАК ПСИХОЛОГИ.
     Все это напрямую относится к проблеме культов. Она никак не укладывается только в психологические рамки. Процесс вовлечения человека в секту безусловно можно рассматривать в психологическом контексте, но следствия этого ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ. Михаил Илларионович Кутузов говорил, что мы будем живы как народ лишь до тех пор, пока бережем веру отцов (цитата неточная). А сегодня по дороге на работу, перечитывая в трамвае Розанова (как кстати!), наткнулся на такие слова в "Опавших листьях":

"Есть не своевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду и высокую правду. Однако, если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона."

Есть о чем подумать психологу? :-)

>
> относятся, скорее всего, к области права
>

Думаю, что при нынешнем режиме мы не увидим ничего, кроме демонстративной имитации интереса к возрождению страны и не более. И имитацию патриотизма, поскольку близятся выборы, а народ взыскует. Решение проблемы сект пойдет снизу. Пример: в г.Электроугли Московской области активную деятельность развила секта "Доркас Эйд". Проблему решила возродившаяся там "Черная сотня" - они выгнали секту из города. Я понимаю, что это покоробит чью-то либеральную и демократическую чувствительность, но уверяю вас, что сама проблема стоит совсем иначе [1]. Действительная психологическая задача не в том, чтобы получить грант и пять лет исследовать: "а в чем же деструктивность?", - что тоже интересно и неплохо, - а в том, чтобы предложить реальные пси-технологии, которые позволят остановить вторжение. В доме пожар, нужно тушить, а новую мебель будем обсуждать потом.
     Может потом, когда к власти придут другие люди и идеи, все отольется в правильные законы и детальные инструкции, а пока...

> Первая связана с делом В. Новодворской и проводил ее С. Рощин.
> В. Новодворскую тогда обвиняли в разжигании национальной вражды

     Что до Валерии Новодворской, то это отдельный случай и пример не совсем подходящий. Девственница, но совсем не орлеанская. Чистая паранойя по сути, но люблю мою тезку, признаюсь.
     Я бы не стал ее судить, она исключительно полезна. Такое гротескное, почти комичное, воплощение ВРАГА просто необходимо. Это вам не ласково улыбающийся Боровой, или скользкие Березовский, Гусинский и Чубайс, которые время от времени произносят вполне осмысленные фразы. А с Новодворской, как в "Трех мушкетерах" - вот мушкетеры, а вот - гвардейцы кардинала и никаких сомнений. Прочитаешь ее очередной пасквиль - и хорошая доза адреналина снова в крови, не даст привыкнуть и смириться. Мой московский дядюшка, зная мою слабость, всегда запасает к моему приезду пачку ее статеек из "Нового взгляда".
     А вот это здорово!

> Задам один. Существует ли критерий культурного контекста? Скажем может
> ли так статься, что кришнаиты в Индии или на Цейлоне являются
> "нормальным" конструктивным религиозным объединением, а попадая на
> среднерусскую равнину превращаются в деструктивный культ? Или
> православная церковь где-нибудь на земле племени пигмеев... Не
> становится ли она деструктивной ?!
> Ведь известна же проблема деструктивного влияния "цивилизации" на этносы
> крайнего севера - с радиоприемником и врачом спиваются и вырождаются. Не
> в этом ли причина отказа русской православной церкви от агрессивной
> стратегии миссионерства? Или это простое проявление ксенофобии?

... Сохраняю цитату в полном объеме, ибо в ней поднимается очень важный вопрос. Немало на эту тему думал, но я все-таки не психолог и не могу квалифицированно ее проанализировать. К тому же этот вопрос уж совсем междисциплинарный. Вспомните, что писал Лев Гумилев(!) о том, что народ образует единство с территорией.
     Кстати, интересный факт: в Российской Империи за Уральским хребтом была запрещена продажа спиртного, особенно автохтонам. Ведь действительно коренное население Сибири отличается повышенной чувстительностью к алкоголю. А вот англо-саксы поступали совсем наоборот - во время колонизации Америки использовали это свойство индейцев для их уничтожения.
     Вероятно каждое культурное явление действительно не инвариантно относительно места, где оно осуществляется. "То, что русскому здорово - немцу смерть!" Но и наоборот(!).
     Перенос разных восточных традиций на культурную почву, где они не поддержаны традицией, думаю, совсем не безопасен. Я сам когда-то немало увлекался разными йогами, медитациями, восточными единоборствами и т.д. - это же так таинственно и привлекательно. К счастью психика у меня оказалась устойчивая и Бог миловал, а вот среди тех, с кем пришлось сталкиваться я видел немало "рерихнутых". Жутковато даже.
     Причем в первую очередь видимо страдают культурно сложные этносы с развитой традиционной структурой. (В этом отношении упрощенное западное общество с атомизированным социумом наверное менее чувствительно к инокультурным инвазиям. Наверное я несколько упрощаю.)
     Что происходит с человеком, выросшим в обществе с четкой иерархической структурой, с неписанными и обычно очень сложными правилами поведения, с исключительным авторитетом старейшин, когда он попадает в огрубленную ситуацию "европеизированного" общества с гораздо большей "свободой" и довольно условными правилами поведения? Человек ищет привычные для него структуры общества, опору и авторитет... Это возможная модель возникновения национальных криминальных групп.

Это тема, которую можно развивать и развивать. Было бы интересно знать, что думают на эту тему профессионалы.

Дай Бог успехов psl-l

Примечание [1]. Эффективная борьба с ДК "сверху" скорее всего невозможна в принципе. Тоже наверное относится и к мафии. С одной стороны государство - формализованная регулирующая структура, тогда как и ДК, и мафия - структуры самоорганизующиеся. Государство играет по правилам против противников которые этих правил не придерживаются. Самоорганизующаяся структура всегда играет на опережение и реагирует мгновенно. Поэтому необходимы самоорганизующиеся контрструктуры. Не столь важно "принимать меры" против ДК, а нужны косвенные действия, формирование общественного мнения. Пассивно оно уже настроено против ДК, но нужно запустить механизм самоорганизации. Тогда у ДК просто станет гореть земля под ногами и проблема решится естественно.

Валерий Герасимов,
valery@irga.vernet.lv
http://solar.rtd.utk.edu/~valery


Date: Tue, 10 Mar 1998 20:22:46 +0200
From: "Leonid V.Vlasenko" mind@online.alkar.net
Subject: Re: [psl-l] DK

AlexO@maxim.rnd.su wrote:

> Много всяких причин, почему возможно и необходимо закрыть
> ту или иную секту, от "грубых нарушений норм Конституции" до "нанесения
> ущерба нравственности" и "использования гипноза",

Это уже интересно. Что, так прямо и написано в законе про гипноз? Нельзя ли процитировать? А насчет нравственности - что имеется в виду?

> Кто возьмется экспертнуть Библию и определить степень деструктивности христианства ?!
> Тем более, что по ней строят свою жизнь и православные и какой-нибудь
> богородичный центр и еще ... знает кто.

Прямо в яблочко! Все борцы с культами, с которыми я общался, стараются уходить от обуждения этой темы. В самом деле - если есть вредные культы. то значит есть и невредные, а может и полезные. В монастырь уйти полезно, а в ашрам - вредно.
     Отдать деньги Марии Дэви Христос - это "пострадать", а на храм Христа Спасителя - "сделать благое дело" В эпоху атеизма люди были более последовательны, но за атеизм сейчас денег не платят :-)

> Скажем может ли так статься, что кришнаиты в Индии или на Цейлоне являются
> "нормальным" конструктивным религиозным объединением, а попадая на
> среднерусскую равнину превращаются в деструктивный культ. Или
> православная церковь где-нибудь на земле племени пигмеев... Не
> становится ли она деструктивной ?!

Нарушение конвенции чревато печальными последствиями. Нечего соваться на чужую территорию. А то будет как с Паниковским "...тело было предано земле" :-)

Леонид Власенко.


From: "Андрей Дерябин" #@psy.nsu.ru
Date: Thu, 2 Apr 98 16:36:59 +0700
Subject: [psl-l] DK: new article /новая статья на тему ДК

Обращаю внимание участвовавших в обсуждении проблемы ДК на свежую публикацию:

Александр Шерман. Эмигранты Нового Порядка (Культы, сторожа демократии и Конец Света) // Русский Журнал, 01/04/98. [WWW-журнал]. URL http://www.russ.ru/journal/netcult/98-04-01/shermn.htm

Содержание:

Вопрос - для кого и почему опасны секты?
Памятка для овцы
Исследовать российские "культы" при помощи Сети - дело почти безнадежное
Современный мир всецело управляется дьяволом. Почему?
Апокалипсическое мировоззрение
Лидер секты
Отношение общества к этим проблемам
Секты достойны внимания

С приветом,
Андрей.

Andrey Deriabin
Department of Psychology, NSU
mailto:#@psy.nsu.ru
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/


Last modified 04/05/98

Настоящий документ:
Дискуссия о деструктивных культах (список рассылки PSL-L)(23.07.98). [WWW-документ] URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/dk.htm

Вы можете отправить свой отзыв на этот материал

Информация о списке рассылки PSL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/psllist.htm

PSyberLink | Рукопись