Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://polit.msu.ru/pub/gospol/Tezisy_Yakunin.doc
Дата изменения: Wed Dec 15 20:00:31 2010
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:34:59 2016
Кодировка: koi8-r

Выступление заведующего кафедрой государственной политики факультета
политологии МГУ имени М.В. Ломоносова
доктора политических наук В.И.Якунина
на заседании Ученого совета факультета политологии
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова


Уважаемый председатель, уважаемые члены Ученого совета!
Уважаемые коллеги!

Разрешите мне предложить Вашему вниманию основные направления
деятельности новой, созданной на факультете политологии кафедры
государственной политики.
В августе этого года решением университетского Ученого совета и Ректора
университета академика Виктора Антоновича Садовничего была создана кафедра
государственной политики, а в октябре Ваш покорный слуга был назначен ее
заведующим.
Позвольте мне обосновать необходимость появления такой кафедры на
факультете политологии и привлечения меня к организации работы этой новой
структуры.
Начну с нашего понимания того, что называется государственной
политикой. Прежде всего, выскажу тезис, глубоко мною продуманный:
упрощенное представление о государстве, власти, их предназначении, столь
свойственное неолиберальным взглядам, сделало само понятие власти, да и
государственной политики выхолощенными, что свело их до уровня формально-
бюрократического института - так называемого «сервисного государства». В
такой интерпретации политическая деятельность институтов власти оказалась
приравненной к голому администрированию.
В таких конструкциях важнейшая роль гражданского общества как зеркала
государственной политики замещена функциональным действием
квазиобщественных субъектов, противостоящих власти, вступающих с нею в
борьбу, оказывающих на нее давление или претендующих на право контроля над
нею.
Под давлением прагматики экономической эффективности исторический опыт
и ценностный аспект госстроительства оказался замещен упрощенными
функциональными схемами управления, полезными с точки зрения ныне
доминирующей глобальной модели социоэкономической и политической культуры.

Современная политическая наука в качестве важнейшего направления, на
мой взгляд, остро нуждается в ценностно-ориентированных подходах. Иным
словами, проблематика политической аксиологии, ценностного пространства
современной политики незаслуженно обходится вниманием политологического
сообщества.
Что-то схожее можно сказать и о цивилизационных или социо-культурных
аспектах (основаниях) государственной политики.
Позволю себе небольшую шутку. Если выражение «что русскому здорово, то
немцу - смерть» по-прежнему верно, то применительно к проблематике кафедры
это может означать примерно следующее: помимо некоего набора универсальных
представлений о лучших политических практиках, следует сделать ёмкий,
фундаментальный акцент, прежде всего, на исторически обусловленных,
максимально идентичных социокультурных, исторических, ментальных
особенностях изучаемого общества.
Занимаясь длительное время вопросами диалога цивилизаций в международно-
политической и интеллектуальной среде, я это достаточно остро ощущаю. И мне
представляется, что цивилизационный подход в диалоге политических, а лучше
сказать, политико-правовых культур, весьма и весьма важен для упрочения
государственно-ориентированного направления в современной политологии.
На мой взгляд, ценность нашего вклада в общее дело, может состоять в
том, что он основан на опыте практической государственной деятельности,
которой мне приходится заниматься. Он может способствовать обновлению
образовательной практики и ее актуализации применительно к проблематике
кафедры государственной политики. И в этой связи считаю необходимым сказать
об опыте научно-исследовательской и практической деятельности Мирового
общественного форума «Диалог цивилизаций», о работе нашего научного Центра
проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Кстати, научный потенциал Центра создавался при активном участии многих
сотрудников университета, а Ректор МГУ академик В.А.Садовничий уже
несколько лет является членом его попечительского совета.
Всегда был убежден, что быть эффективным или полезным в любой
деятельности можно только стремясь к пониманию сущности событий и
процессов. Наверное, это и есть то, что привлекает меня в науке. Ну, а
поскольку все мы в нашем возрасте задумываемся о преемственности, о том,
какое поколение приходит нам на смену, о том, чему мы его успеем и сумеем
научить, передать из своего опыта знаний и понимания, то понятно, что мое
непосредственное участие в образовательном процессе на факультете
политологии тоже вполне объяснимо. Речь идет о последователях, с акцентом
на создании научных школ, направлений.
Уважаемые члены Ученого Совета, коллеги!
Думаю, что долгие годы, возглавляя крупнейший в России христианский
фонд им. Св. Всехвального Андрея Первозванного, я имею право на весьма
архаичное определение той проблемы, с которой я столкнулся, решившись
возглавить кафедру в самом престижном университете страны. Я, дорогие
коллеги, понимаю, что «в чужой монастырь со своим уставом» не ходят.
Поэтому наш подход к созданию и развитию кафедры во многом ориентируется на
накопленный на факультете опыт, традиции образовательного процесса,
культуру отношений. Мы искренне надеемся и рассчитываем, что все неизбежные
трудности становления сможем преодолеть, в том числе, на основе добрых
советов и участия в коллективном процессе.
В состав кафедры, как это предполагается, войдут преподаватели с
опытом, которые, по согласованию, могут перейти с иных кафедр факультета.
Планируется, что некоторые специализации также перейдут в порядке общего
перераспределения тематики между кафедрами, предложенного руководством
факультета. Мы планируем, что частично кафедра вберет в себя и новых людей,
естественно связанных с нашей общей предыдущей научно-образовательной
практикой.
Что касается моей собственной практики, то работа в университете для
меня не является абсолютной целиной. Мною прочитаны десятки лекций в высших
учебных заведениях, в системе Российской академии наук, в отраслевых
академиях. В этом плане привнесение некоторого опыта из смежных вузовских
пространств, я думаю, принесет только пользу.
Какой представляется специализация новой кафедры?
По согласованию на первоначальной стадии с ректором университета
академиком Садовничим В.А., с деканом факультета Шутовым А.Ю. нам видится
следующая структура направлений деятельности кафедры. Предполагается работа
по нескольким специализациям.
Во-первых, как уже говорилось, несколько уже существующих направлений в
порядке реструктуризации переходят на новую кафедру. Это государственная
политика и управление, экономическая политика, политическая конфликтология,
политический менеджмент, избирательные системы и избирательный процесс. К
ним мы предполагаем добавить такие направления, как политическая аксиология
и цивилизационные или ценностные основания государственной политики, а
также государственные отраслевые политики. В последнем случае речь идет о
конкретных видах государственной политики, которые наиболее близки к
управленческой практике. Например, инновационная, социальная, национальная,
демографическая, миграционная, миграционная политика, транспортная,
молодежная, ветеранская, медицинская и др. Видимо, целесообразно
организовать в рамках этого направления магистратуру. Вполне возможны
межфакультетские формы кооперации, например, по вопросу государственной
политики в сфере здравоохранения с факультетом фундаментальной медицины
Московского университета.
Далее. Полагаю необходимым в качестве специализации на кафедре усилить
научное направление «Информационная государственная политика и политические
практики». Мне кажется, что это актуально для современного мира и, в
особенности, для России. И вряд ли надо убеждать профессионалов в данной
сфере, которые находятся в этом зале. Хочу, к особому своему сожалению,
отметить дефицит понимания этой проблемы в реальной государственной
практике нашей страны.
Мы планируем, что кафедра может включиться в общефакультетские
программы. Ее специализация совершенно созвучна таким программам
факультета, как «Экономическая политика современных государств»,
«Избирательные системы и избирательный процесс», «Политический менеджмент и
связи с общественностью». Кафедра по согласованию с руководством факультета
на кооперационной основе с другими кафедрами факультета могла бы
подключиться в своей части и к координации учебных и научно-
исследовательских программ.

Думаю, что целесообразно предложить и наш опыт и реальную практику
проведения Всероссийских научных конференций, который мы накопили совместно
с Отделением общественных наук Российской академии наук. Мы уже в течение 5
лет проводим по несколько таких конференций в год. Их тематика во многом
совпадает с теми направлениями работы кафедры, о которых я говорил выше. В
таких конференциях одновременно участвуют сотни ученых, обычно представлены
50-60 городов России и, как правило, несколько зарубежных стран.
Представляется, что участие профессорско-преподавательского состава
факультета и университета в целом только дополнит имеющиеся на факультете
возможности.
Хотел бы проинформировать Вас также, что возглавляемый мною Центр
государственно-управленческого проектирования издает журнал «Проблемный
анализ и государственно - управленческое проектирование», который включен
решением ВАК в перечень цитируемых журналов. Научный профиль журнала
определен в рамках политологии, права и экономики.
Наконец, несколько слов о значении междисциплинарных подходов. Для
специализации кафедры базовыми представляются научные специальности по
классификации ВАКа «Политические институты, процессы и технологии» -
23.00.02 и «Конфликтология (по политическим наукам)» - 23.00.05. Вместе с
тем мы рассчитываем и на междисциплинарные присоединения иных
специальностей. Дело в том, что наша научная позиция основана на убеждении,
что государственная политика является принципиально междисциплинарным видом
деятельности. Ведь знаний приходится интегрировать, чтобы государственно-
управленческие решения, программное содержание той или иной государственной
политики было бы научно обоснованным и состоятельным. Таких отраслей знания
мы насчитали до 15, и счет не закрыт!
В рамках сегодняшнего моего представления о перспективах кафедры можно,
наверное, немного и «помечтать». Наша международная деятельность убеждает
нас, что есть довольно много молодых ученых и практиков-экспертов в
проблемном поле современной политологии, причем не только в России, которые
профессионально тяготеют друг к другу. Ищут или ожидают координации своих
интеллектуальных усилий. Почему бы в какой-то перспективе МГУ, факультету,
кафедре не выдвинуть практическую, координирующую все эти исследования,
инициативу? Создать соответствующий Интернет-портал? Запустить
методологический и научный электронный журнал?
У нас есть определенный опыт и представления в этом направлении и
думается, что это не пустая фантазия.
Мы уверены, что наши курсы и курсы, ранее разработанные на других
кафедрах, будут дополнять друг друга. Мы надеемся, что кафедра станет
частью уже сложившегося университетского научно - образовательного
потенциала, тех традиций, которые сформировались на теперь уже и нашем
факультете.
Уважаемые члены Ученого Совета, коллеги!
Я надеюсь, что мне удалось сформулировать свою позицию относительно
потенциала и содержания учебной работы на новой кафедре. Вместе с тем, буду
рад Вашим пожеланиям, вопросам и готов внимательно отнестись к возможным
замечаниям.
Спасибо за внимание!