Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://polit.msu.ru/pub/asp_doc/Diss_sovet/Autoreferat_Bychkova.doc
Дата изменения: Tue Jan 18 16:40:58 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:37:05 2012
Кодировка: koi8-r

На правах рукописи





Бычкова Евгения Александровна


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (2008-2010гг.)


Специальность 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии





АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук






Москва 2010

Диссертация выполнена на кафедре истории и теории политики факультета
политологии МГУ имени М. В. Ломоносова.


Научный руководитель: доктор политических наук,
профессор
Василенко И. А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Пугачев
В.П.
кандидат
политических наук
Шлык Р.Ю.




Ведущая организация: Российская академия государственной

службы при Президенте
Российской Федерации


Защита состоится « » ________ 2010 г. в ______ на заседании
диссертационного совета Д.501.001.47 при Московском государственном
университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва,
Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. ____

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций
Фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова (сектор «А», 8-й этаж,
к. 812) по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27.


Автореферат разослан « » __________ 2010 г.



|И.о. ученого секретаря |[pic] | |
|Диссертационного совета Д 501.001.47 | |Шелистов Ю.И. |
|доктор философских наук, профессор | | |


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется высокой политической
значимостью и недостаточной разработанностью в отечественной
политологической литературе проблем антикризисной политики в социальной
сфере. В современном российском законодательстве отсутствует проработанная
база для антикризисной политики, что во многом связано с развитием страны в
советский период. Из-за идеологической несовместимости понятий «социализм»
и «кризис» в то время не было необходимости в развитии такой научно-
практической сферы. Но в последующие годы развития в условиях социально-
экономического кризиса, связанного с переходом к рыночной экономике и новой
общественной структуре, эта тема стала крайне актуальной, обратив на себя
внимание отечественных политологов.
Активные разработки в области государственной антикризисной политики в
социальной сфере начались лишь в последние годы. Ввиду необходимости борьбы
с последствиями мирового экономического кризиса их актуальность резко
возросла. На сегодняшний день перед российскими политиками стоит задача
вывода страны из кризиса путём наименьших потерь, что требует особого
внимания к антикризисной социальной политике. Сложность этой задачи
обусловлена необходимостью реализации комплекса противоречащих друг другу
мер. Для нивелирования существующих тенденций кризисного развития
необходимо менять содержание и целевую ориентацию реформ. Однако,
значительные изменения в социально-экономической сфере могут углубить
кризис. Поэтому особую актуальность обретает научная разработка проблем
государственной антикризисной политики в социальной сфере с опорой на
новейшие достижения мировой политической мысли.
В настоящее время концепция государственной антикризисной политики в
социальной сфере находится на стадии становления. Данное исследование
государственной антикризисной политики РФ в социальной сфере сосредоточено
на трёх направлениях - борьбе с безработицей, улучшении ситуации в области
здравоохранения и усилении социальной поддержки льготных и малозащищённых
категорий населения. Выбор автором исследования указанных направлений
обусловлен высокой значимостью принятия государственных антикризисных мер
по каждому из них. Борьба с безработицей обретает особое значение в
контексте нивелирования последствий мирового экономического кризиса.
Необходимость нейтрализации кризисных тенденций в сфере здравоохранения
обусловлена социальной важностью данной сферы - меры, принимаемые в этом
направлении, влияют непосредственно на жизнь граждан РФ. По этой же
причине крайне важно усиление социальной поддержки наиболее уязвимых слоёв
населения - их жизнедеятельность напрямую зависит от государственной
поддержки. Об особой значимости данных направлений свидетельствует и их
выбор в качестве приоритетных при разработке программ антикризисных
действий Правительства РФ на 2009 - 2010 гг.
Автор руководствуется пониманием кризиса, свойственным адептам
системного подхода, согласно которому кризис - явление, затрагивающее все
сферы жизнедеятельности общества в силу взаимосвязанности их
функционирования, и имеющее тенденцию к разрастанию, в процессе которого
оно захватывает и углубляет имеющиеся в обществе проблемы[1]. Поэтому в
ходе исследования проводится анализ антикризисных мер, направленных не
только на минимизацию негативных последствий мирового экономического
кризиса, но и на борьбу с кризисными тенденциями, присутствовавшими в
социальной сфере РФ до его начала. С этой точки зрения актуален
политический анализ реализуемых мер и выработка рекомендаций по их
корректировке с учётом всех выявленных в ходе претворения в жизнь
достоинств и недостатков.
Степень разработанности проблемы. Исследования проблем государственной
антикризисной политики начались сравнительно недавно, но теоретико-
методологические основы для их изучения были заложены в рамках
классических политологических направлений. Попытка систематизации западных
политологических подходов к государственной антикризисной политике
произведена А. Бойном, П. Хартом, Э. Стерном[2].
В числе исследователей - адептов эволюционного подхода можно
назвать Е. Брандта[3] и Дж. Кристиансена[4]; среди современных сторонников
синергетического подхода - Л. Джонсон[5], Д. Леви[6]; изучением системного
подхода занимаются М. Болтон и Г. Столкис[7]; в рамках ситуационного
подхода к антикризисной политике работают В.Кумбс и Ш.Холодэй[8]; способы
применения инновационного подхода к ней изучают Д.Дайермейер, В.Хопп[9].
Попытку систематизировать практический опыт разных стран в сфере
государственной антикризисной политики сделали политологи К.Линборг[10],
С.Коэн[11] и др.
В процессе анализа формирования государственной антикризисной политики
необходимо опираться на научные разработки в области антикризисного
управления, которых за последние годы в РФ было издано достаточно много.
Наиболее известны среди них в основном исследования экономической
направленности, таких авторов, как Э.А. Уткин[12], А.Г. Грязнова[13], Н.Н.
Кожевников[14]. Однако большинство работ является описанием западных теорий
антикризисного управления, полезных в компаративном плане, но не всегда
применимых в российских условиях.
Тематика государственной антикризисной политики в социальной сфере РФ
разработана крайне недостаточно, хотя сейчас внимание к ней исследователей
возрастает. С точки зрения государственного регулирования кризисных
ситуаций данной проблематикой занимаются В.А. Медведев[15], М.Л.
Шакуум[16], Д.С. Львов[17].
Важное место в государственной антикризисной политике занимает
разработка стратегий выхода из кризиса и его предупреждения. Изучением этих
вопросов занимаются К. Боумэн[18], А.Дж. Стрикленд[19], отечественные
исследователи А.О. Веснин[20], А.И. Наумов[21]. Роль инноваций в процессе
реализации антикризисной политики рассматривают Б. Твисс[22], В.М.
Аньшин[23]. Изучением государственного антикризисного регулирования в
социально-экономической сфере, разработкой системы критериев кризисов в ней
занимаются А.Д. Поршнев[24], К.А. Соловьёв[25] и др. Большое значение для
государственной антикризисной политики имеют разработки в сфере риск-
менеджмента А.Н. Фомичева, К.В. Балдина[26], С.А. Филин[27].
В диссертационных работах последних лет проблематика антикризисной
политики и управления раскрывается в основном с точки зрения экономической
науки и социологии. Здесь можно выделить работы Бажутина А.С.[28], Гершанка
А.А.[29]. Механизмы преодоления экономического кризиса исследуются в
диссертационной работе Цвикилевич Н.Г.[30], формирование антикризисной
политики РФ прослежено в работе Юна Б.Г.[31]; пути взаимодействия
государства, бизнеса и общества при решении социальных проблем - в работах
Новоселицкого В.Л.[32], Цветковой Б.Л.[33]. Проблемы развития социальной
сферы РФ рассматриваются в диссертациях Замараевой З.П.[34], Родиной
И.В.[35], Тимченко Н.С[36]., Ткаченко В.С.[37], однако антикризисной
политикой в социальной сфере эти авторы не занимались.
Итак, анализ научной разработанности темы показал, что, несмотря на
появление в последние годы множества исследований, касающихся разных
аспектов антикризисного управления и антикризисной политики, круг вопросов,
затрагивающих государственную антикризисную политику в социальной сфере в
отечественной науке практически не охвачен. Следовательно, данная тема
нуждается во всестороннем изучении.
Эмпирическая основа исследования. Диссертация выполнена на основе
анализа массива правовых и официальных источников, публикаций печатных и
электронных СМИ. Это, прежде всего, Федеральные законы[38], акты Президента
и Правительства Российской Федерации[39], ежегодные Послания Президента
Федеральному Собранию Российской Федерации[40], отчёты о деятельности
Правительства Российской Федерации[41], программы и планы антикризисных
действий Правительства Российской Федерации[42], аналитические материалы,
касающиеся разных аспектов государственной политики, данные статистических
наблюдений, экспертные опросы.
Объектом исследования выступает современная государственная
антикризисная политика РФ в социальной сфере в период 2008-2010гг.
Предметом данного исследования являются современные антикризисные
государственные программы РФ в социальной сфере, в частности, в области
борьбы с безработицей, здравоохранения, социальной поддержки льготных и
малозащищённых категорий населения.
Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы является
рассмотрение процесса формирования современной государственной социальной
антикризисной политики РФ и оценка её эффективности по трём направлениям:
здравоохранение, социальная поддержка, борьба с безработицей.
Для достижения цели работы в ней поставлен ряд задач:
1. рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к
государственной антикризисной политике, сформировавшиеся в западной и
отечественной политологии и выявить среди них наиболее эффективный с
позиции теоретико-методологического обоснования государственной
антикризисной политики в социальной сфере;
2. выявить основные этапы формирования концепции государственной
антикризисной политики;
3. рассмотреть основные направления современных антикризисных действий
институтов государственной власти РФ в социальной сфере;
4. выявить ведущие тенденции и проблемные зоны в государственной
антикризисной социальной политике РФ по трём направлениям: борьбе с
безработицей, улучшению ситуации в сфере здравоохранения, усилению
социальной поддержки малозащищённых слоёв населения;
5. проанализировать результаты принятых мер с точки зрения
эффективности, выработать рекомендации по совершенствованию
государственной социальной антикризисной политики по обозначенным
направлениям.
Хронологические рамки исследования. Процесс формирования
государственной антикризисной политики в социальной сфере РФ и используемые
методы государственного антикризисного регулирования в ней исследуются в
период с 2008 г. по 2010 г., т.е. с момента начала экономического кризиса,
ускорившего разработку программ государственных антикризисных мер РФ в
социальной сфере.
Методологическая основа исследования. Поскольку область исследования
государственной антикризисной политики в социальной сфере находится на
стыке ряда научных дисциплин (политологии, экономики, социологии,
юриспруденции), настоящее исследование является междисциплинарным, в нём
комплексно использована методология современных гуманитарных наук.
В рамках системного подхода государственная антикризисная политика
рассматривается как целостное явление, состоящее из подсистем, изменение
одной из которых требует корректировки, либо реконструкции всей системы.
Структурно-функциональный подход акцентирует внимание на соответствии
структуры системы выполняемым задачам и функциям, намечая пути оптимизации
различных аспектов системы. Институциональное рассмотрение позволяет
исследовать государственную антикризисную политику с позиции
совершенствования институтов исполнительной власти.
Исторический метод использовался при изучении теоретико-
методологических основ государственной антикризисной политики, сложившихся
в рамках западной и отечественной политической науки. Социологический
подход позволил рассмотреть закономерности развития общества, влияющие на
протекание кризиса, с целью выявить пути выхода из него. Юридический подход
применялся при анализе законопроектов и правовых актов с целью выявления
пробелов в российском законодательстве в области антикризисной политики, в
частности, в социальной сфере. Социокультурный подход дал возможность
проследить особенности развития российского общества, влияющие на развитие
в нём кризисных тенденций, и на взаимодействие с представителями
государственной власти в ходе реализации государственной антикризисной
социальной политики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современной политологии существуют два основных подхода к
определению понятия «государственная антикризисная политика»: превентивный,
чьи адепты акцентируют внимание на предупреждении кризисов, и реактивный,
сторонники которого большее значение придают минимизации возможных
негативных последствий наступившего кризиса. Более эффективна превентивная
стратегия, в силу меньшей ресурсоёмкости и целесообразности с позиций
социального развития, но в условиях наступившего кризиса актуальность
приобретает реактивная стратегия.
2. В процессе разработки программ антикризисных действий Правительства
РФ на 2009-2010 гг. применялись системный, структурно-функциональный и
ситуационный подходы. Опора на принципы системного подхода заметна при
формировании комплекса государственных антикризисных мер по направлениям,
охватывающим разные сферы жизнедеятельности общества. Применение принципов
структурно-функционального подхода проявляется в нацеленности мер на
сохранение существующей структуры государственной власти и технологий
государственной политики, оптимизирующих функции социальных институтов.
Ситуационный подход используется при нивелировании негативных последствий
кризиса в конкретных обстоятельствах. По мнению автора, до сих пор в
антикризисных программах не уделялось достаточного внимания
синергетическому и инновационному подходам, чьё применение позволило бы
сосредоточиться на внедрении современных механизмов вывода общества из
кризиса и предотвращения его повторения.
3. Выбор органами государственной власти РФ социальной политики в
качестве приоритетного направления в борьбе с кризисом рационален, т.к.
лишь обеспечив стабильное функционирование общественной системы, можно
переходить к стратегии модернизации экономики. В числе позитивных
результатов государственной антикризисной политики - активная реализация
принятых ранее программ социальной поддержки населения, увеличение
бюджетных расходов на социальную политику по сравнению с докризисными
годами, принятие ряда новых мер по трансформации социально значимых рынков.
Наметившаяся в проблемных областях социальной сферы позитивная динамика
(поэтапное повышение пенсий, увеличение числа «семейных» детских садов и
домов престарелых и др.[43]) свидетельствует о верности выбранных
направлений государственных антикризисных действий.
4. На данный момент негативные последствия мирового экономического
кризиса в социальной сфере нейтрализованы не в полной мере, что
подтверждает ряд показателей (заболеваемость среди населения, процент
безработных, граждан, находящихся за чертой бедности и др.[44]). В числе
причин недостаточной эффективности государственной антикризисной социальной
политики - неверная расстановка приоритетов при выборе путей реализации
антикризисных мер. В частности, сделан упор на увеличение финансирования
проблемных сфер в ущерб контролю их эффективности и расходования бюджетных
средств; существует низкий уровень взаимодействия с региональными властями
и бизнес-сообществом при решении задач антикризисной социальной политики;
сделан акцент на популизм в социальных мероприятиях, и, как следствие,
присутствует «декларативность» многих из них.
5. Для повышения эффективности государственной антикризисной социальной
политики необходимо скорректировать программы помощи гражданам в
трудоустройстве; усилить контроль над качеством предоставляемых населению
медицинских и социальных услуг; установить гибкую систему материального и
нематериального поощрения медицинских работников; упростить процедуры
получения гражданами социальных выплат; изменить основания, на которых
строится взаимодействие с представителями бизнеса при решении социальных
проблем.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет комплексное
политологическое исследование процесса формирования государственной
социальной антикризисной политики в период с 2008 по 2010 гг. Научная
новизна определяется следующими факторами:
- выявлены основные теоретико-методологические подходы к
государственной антикризисной политике отечественных и зарубежных авторов,
определены наиболее эффективные из них с позиции обоснования
государственной антикризисной политики в социальной сфере (системный,
синергетический, ситуационный и социокультурный);
- определены основные проблемы в процессе формирования и реализации
государственной социальной антикризисной политики в РФ, среди которых:
низкое качество предоставляемых населению социальных и медицинских услуг;
неэффективность программ содействия занятости населения и расходования
бюджетных средств и др.;
- выявлены причины неэффективности ряда мер, реализуемых в рамках
государственной антикризисной социальной политики РФ, в числе которых:
концентрированность исключительно на материальных способах решения
существующих проблем, отсутствие стандартов качества предоставляемых
населению услуг, адекватных мер пресечения нарушений и др.;
- в целях повышения эффективности государственной антикризисной
социальной политики РФ предложены рекомендации по её дальнейшей
корректировке (усовершенствование программ содействия трудоустройству
граждан; усиление контроля качества предоставляемых населению услуг;
развитие системы организационной поддержки наиболее уязвимых слоёв
населения на основе взаимодействия с представителями бизнеса и др.)
Научно-практическая значимость исследования. Положения и выводы
диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшем при
исследовании проблем формирования государственной антикризисной политики. В
практическом плане предложенные в работе рекомендации могут быть применены
в процессе корректировки существующих в РФ государственных программ
антикризисных действий.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе,
при чтении лекционных курсов по проблемам государственной политики, а также
в рамках других дисциплин, затрагивающих проблему модернизации
государственного управления. Диссертационная работа может быть полезна при
осуществлении процесса подготовки и переподготовки специалистов в области
государственной антикризисной политики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы
диссертационной работы представлены на научных конференциях («Дни Науки» -
2008 г., Международная научная конференция «Актуальные проблемы
политического восприятия России» - 2009 г.), а также в научных публикациях
автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
характеризуется степень её научной разработанности, формулируются цель и
задачи диссертации, раскрываются методологические и эмпирические основы
работы, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе исследования «Основные теоретико-методологические
подходы к антикризисной политике в современной политической науке»
раскрываются понятия «кризис», «кризис в социальной сфере», «антикризисный
менеджмент», «антикризисная политика», «государственная антикризисная
политика». Основное внимание автор работы уделяет рассмотрению подходов к
государственной антикризисной политике, существующих в отечественной и
зарубежной политической науке, анализу сильных и слабых сторон каждого из
них с целью выбора наиболее эффективного с позиции обоснования
государственной антикризисной политики в социальной сфере. По мнению автора
исследования, таковым является подход, соединяющий в себе понимание
кризиса, свойственное сторонникам системного подхода (кризис - комплексное
явление, захватывающее все сферы жизнедеятельности общества и усугубляющее
все существующие в нём проблемы); ситуационного анализа (учёт комплекса
особых условий, характеризующих конкретную ситуацию); социокультурного
подхода (учёт специфики развития каждого отдельного национального
сообщества) и методологии синергетического подхода (восприятие кризиса как
нормы, этапа в развитии государственной системы, способного стать
возможностью для роста).
Такой подход к разработке государственной антикризисной политики
позволяет успешно реализовать превентивную стратегию государственной
антикризисной политики, суть которой заключается в предупреждении кризисов,
путём обнаружения их признаков на ранних стадиях. Автор обосновывает
преимущество данной стратегии над реактивной (направленной на эффективный
выход из уже наступившего кризиса, с минимизацией его негативных
последствий) с позиций экономии ресурсов и обеспечения стабильности
развития общества.
В диссертации рассматриваются основные классификации кризисов, признаки
социальных кризисов и методы, используемые для выявления кризисных
тенденций в социальной сфере. Необходимость рассмотрения разветвлённой
классификации кризисов обуславливается дифференциацией средств и способов
управления ими.
Автор обращает внимание на то, что современная типология кризисов
разделяет их на основании нескольких критериев: масштаб проявления,
проблематика, структура отношений. По масштабу проявления кризисы делятся
на общие (охватывающие всю социально-экономическую систему) и локальные; по
проблематике кризиса выделяются макрокризисы (захватывающие широкий круг
различных по масштабу проблем) и микрокризисы; по структуре отношений в
социально-экономической системе - экономические, социальные,
организационные и другие типы кризисов.
Автор уделяет особое внимание характеристикам социальных кризисов,
выражающихся в значимом ухудшении основных параметров уровня жизни всего
населения или его большинства и, в случае неспособности государства выйти
из них, приводящих к кризису политической системы. В качестве важнейших
признаков подобных кризисов в диссертационной работе выделяются следующие:
падение доходов трудоспособного населения; сужение сферы социальной защиты,
предоставляемой нетрудоспособным и социально не защищённым группам и распад
экономических и общественных связей, ведущий к нарушению системы
жизнеобеспечения, ухудшению здоровья населения, снижению культурных и
образовательных стандартов. Также автором обосновывается необходимость
своевременного принятия государственных мер по преодолению социального
кризиса - в случае отсутствия быстрого и эффективного реагирования
представителей государственной власти на социальный кризис, существует
угроза его трансформации в политический.
В диссертации рассматриваются методы, используемые в российской
политической науке при определении кризисных тенденций в социально-
экономической сфере, среди которых выделяются нормативный, динамический,
сравнительный и социокультурный. С помощью нормативного метода определяется
состояние социальной сферы на момент исследования, в соотношении с
принятыми и юридически закреплёнными в данном обществе нормативами. Суть
динамического метода - в построении модели действующих тенденций в
политической и социально-экономической сферах, выявляющей позитивные и
негативные тенденции в её развитии и определяющей направление в разработке
антикризисной стратегии. Сравнительный метод позволяет определить причины
негативных тенденций в общественной системе путём сравнения по конкретным
показателям как разных стран, так и различных частей одной страны.
Социокультурный метод используется для выявления путей совершенствования
социально-экономической и политической систем с учётом особенностей
конкретного общества. Все эти методы важно использовать в комплексе, в
тесной взаимосвязи, чтобы сильные и слабые стороны каждого подхода
уравновешивали друг друга.
Автор рассматривает этапы формирования государственной антикризисной
политики: формулирование проблемы (здесь происходит определение проблемы
как кризисной); оценка альтернатив; выбор и реализация наиболее оптимальной
альтернативы путём создания на её основе комплексной антикризисной
программы; корректировка реализуемой программы с учётом недостатков,
выявленных в ходе реализации.
В диссертационной работе показаны основные отличия государственной
антикризисной политики от государственной политики, реализуемой в условиях
стабильности. К таковым относятся комплексность, подразумевающая
необходимость принятия взаимосвязанного комплекса мер для преодоления
кризисной ситуации; адресность, предполагающая концентрацию внимания и
ресурсов на направлении, находящемся в предкризисном или кризисном
состоянии; срочность, учитывающая ограниченность временного ресурса при
реагировании на кризис, а, значит, необходимость высокой скорости
реагирования и проработанности принимаемых мер. В качестве главных
инструментов государственной антикризисной политики в исследовании
выделяются нормативное регулирование, бюджетное обеспечение и реализация
специализированных антикризисных программ.
В заключение первой главы автор обобщает ряд набирающих силу тенденций
в подходах к государственной антикризисной политике. Среди них: опора на
принципы системного подхода, указание на необходимость проработанной
стратегии государственной антикризисной политики, восприятие кризиса, как
возможности для перехода социально-экономической системы на новый уровень
развития.
Во второй главе диссертации «Разработка и реализация государственной
антикризисной стратегии Российской Федерации в 2008 - 2010 гг.»
определяются основные понятия, непосредственно связующие теорию и практику
государственной антикризисной политики в социальной сфере. К таковым
автором относятся понятия «социальная сфера», «социальная политика»,
«внутренняя социальная политика», «внешняя социальная политика»,
«государственная социальная политика», «негосударственная социальная
политика» и «государственная антикризисная социальная политика». В этой
главе также проводится исследование государственной антикризисной политики
РФ в социальной сфере по трём направлениям: борьба с безработицей,
улучшение ситуации в области здравоохранения и социальная поддержка
малозащищённых слоёв населения.
Автор обобщает основные подходы к определению понятия «государственная
социальная политика», существующие в политической науке и предлагает своё
определение этого понятия: комплекс мер, принимаемых государственной
властью с целью удовлетворения потребностей населения в социальном
обеспечении путём перераспределения общественных ресурсов, а также
взаимодействия с субъектами рынка и социальной сферы.
Основываясь на выработанном определении государственной социальной
политики, автор даёт следующее определение понятию «государственная
социальная антикризисная политика»: система мер, принимаемых
государственной властью с целью недопущения возникновения кризисных
ситуаций в социальной сфере (обеднение населения, рост безработицы,
заболеваемости и смертности и пр.), либо с целью максимально эффективного
преодоления последствий уже наступившего кризиса в социальной сфере.
В диссертационной работе выделяются отличительные особенности
государственной антикризисной социальной политики: максимальное приближение
к реализации основной функции государственной политики (согласно принципам
политической аксиологии) - народосбережению, подразумевающее особую
ответственность специалистов по разработке государственной антикризисной
социальной политики; особое значение этического аспекта в процессе её
реализации, обусловленное необходимостью работы непосредственно с
гражданами; часто возникающая невозможность выразить эффективность
принимаемых антикризисных мер при помощи количественных показателей и
оценить их результативность в короткие сроки; необходимость обеспечения
соответствия РФ статусу социального государства, закреплённому в статье 7
Конституции РФ при разработке государственной антикризисной социальной
политики.
В диссертации проводится анализ программ антикризисных действий
Правительства РФ на 2009 - 2010 гг., на основе которого автор обосновывает
вывод о том, что в процессе разработки программ были использованы
структурно-функциональный, системный и ситуационный подходы к
государственной антикризисной политике, но в то же время не было уделено
достаточное внимание синергетическому и инновационному подходам.
Особое внимание во второй главе диссертационной работы уделяется
непосредственному анализу государственной антикризисной политики РФ в
социальной сфере по трём направлениям: борьба с безработицей, улучшение
ситуации в области здравоохранения и социальная поддержка малозащищённых
слоёв населения.
Анализ государственной антикризисной политики РФ в социальной сфере в
обозначенный период производится автором с двух позиций: во-первых, с точки
зрения сопоставления антикризисных мер, заявленных в программах
антикризисных действий Правительства РФ на 2009 - 2010 гг. и реализованных;
во-вторых, с позиции эффективности предпринятых антикризисных действий по
каждому из трёх направлений. Эффективность принятых по каждому направлению
антикризисных мер оценивается с помощью следующих критериев: уровень
безработицы на начало и конец исследуемого периода; уровень заболеваемости
среди населения; размер социальных пособий и пенсий; количество граждан,
находящихся за чертой бедности; число трудоустроенных граждан с
инвалидностью; количество граждан, лишённых родительских прав. Также особое
внимание уделяется экспертным оценкам содержания и способов реализации
государственных антикризисных мер.
Автор рассматривает основные формы участия представителей бизнес-
сообщества в решении социальных проблем: организацию мероприятий в рамках
государственных социальных проектов, выдачу грантов, сотрудничество с
благотворительными фондами и непосредственную поддержку учреждений
социальной инфраструктуры (больниц, школ, интернатов, домов престарелых и
др.); а также реализацию представителями бизнес-сообщества социальных
программ по каждому из трёх ключевых направлений антикризисной социальной
политики.
На основе анализа обширного фактического материала и экспертных
оценок, автор обосновывает ряд выводов. К положительным итогам реализации
государственной антикризисной политики относятся продолжение реализации
ранее принятых программ социальной поддержки населения, отсутствие
сокращения бюджетных расходов на социальную политику по сравнению с
докризисными годами и принятие ряда радикально новых мер, касающихся
трансформации социально значимых рынков. Однако ряд важных показателей
(заболеваемость и смертность среди населения, количество безработных,
процент населения, находящегося за чертой бедности и др.) свидетельствует о
недостаточной эффективности государственной антикризисной политики в
социальной сфере. Неэффективными являются, прежде всего, способы реализации
антикризисной политики, т.к. направления её реализации выбраны верно и
соответствуют заявленному курсу на модернизацию социально-политической
системы страны, о чём свидетельствует положительная динамика, наметившаяся
в ряде проблемных областей социальной сферы.
В диссертации обосновывается вывод о том, что главными причинами
неэффективности ряда мер государственной антикризисной социальной политики
явились неправильная расстановка приоритетов (в том числе излишний упор на
увеличение финансирования проблемных сфер в ущерб контролю эффективности
самих мер и расходования бюджетных средств), недостаточно высокий уровень
взаимодействия с региональными властями (о чём свидетельствует, в частности
ситуация с выделением средств на модернизацию моногородов), во многом
«популистский» характер социальных мер, низкий уровень организации и
неверно выбранные основания партнёрства государства с бизнес-сообществом
для решения задач антикризисной социальной политики.
В диссертации показано, что в плане борьбы с безработицей
неэффективными являются вливания огромных денежных средств в нерентабельные
предприятия с целью сохранения рабочих мест, недостаточно хорошо
организована деятельность государственных служб занятости, программ
переподготовки кадров, программы поддержки малого бизнеса, а значит
содействия самозанятости граждан в РФ. В сфере здравоохранения, по мнению
диссертанта, негативно на результатах государственной антикризисной
политики сказались отсутствие системы чётких стандартов качества
предоставляемых населению медицинских услуг, контроля над их качеством,
адекватной системы мер пресечения нарушений и способов стимулирования
повышения квалификации медицинских работников. Автор выявляет причины
неэффективности государственной антикризисной политики в области социальной
поддержки малозащищённых слоёв населения, которые коренятся в громоздкой
системе получения льгот, задержке льготных выплат, недостаточной
информированности населения о полагающихся им льготах и деятельности
специализированных центров поддержки населения, в отсутствии организованной
системы нематериальной поддержки населения, основанной на взаимодействии с
представителями российского бизнес-сообщества. К позитивным моментам
государственной антикризисной политики в данной сфере автор относит первые
попытки организации подобной системы нематериальной поддержки.
В заключение главы диссертантом формулируются рекомендации, позволяющие
скорректировать государственную антикризисную политику в каждой из ведущих
сфер. В области борьбы с безработицей автор предлагает усовершенствовать
программы помощи гражданам в самозанятости и переподготовке путём анализа
реальных долгосрочных потребностей рынка труда, организации стажировок для
выпускников образовательных учреждений, создания льготных условий для
развития малого бизнеса, стимулирования организации работодателями новых
рабочих мест.
В плане улучшения ситуации в сфере здравоохранения видится необходимым
увеличение финансирования до уровня развитых в социальном плане стран (5,5%
ВВП); усиление контроля над качеством продаваемых лекарственных средств и
предоставляемых населению медицинских услуг (путём введения адекватных мер
пресечения нарушений); установление гибкой системы материального и
нематериального поощрения медицинских работников (постановка размера
заработной платы в прямую зависимость от заслуг, квалификации и стажа;
учреждение, стимулирующих повышение квалификации работников).
В отношении усиления социальной поддержки малозащищённых слоёв
населения диссертант предлагает ужесточить контроль качества
предоставляемых государством социальных услуг; упростить процедуры
получения гражданами льгот и социальных выплат; усовершенствовать систему
информирования граждан о полагающихся им льготах и социальных выплатах, а
также функционировании центров социальной поддержки путём использования
всех имеющихся информационных каналов; развить систему организационной
поддержки отдельных категорий граждан (в частности, путём стимулирования
открытия частных детских садов, центров досуга для граждан пенсионного
возраста, введения института кураторов детей-сирот, достигших
совершеннолетия, помощи инвалидам в социальной адаптации, основанной на
взаимодействии с представителями бизнеса).
В заключении делается вывод об особом значении эффективной
государственной антикризисной политики в социальной сфере, чьей задачей
является не только выведение государства на докризисный уровень социального
развития, но и достижение того уровня, которого помешал своевременно
достичь наступивший мировой экономический кризис, и важности, ввиду этого,
подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере государственной
антикризисной социальной политики.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Государство. Политика. Общество (Доклад в рамках круглого стола)//
Вестник МГУ, 2008, серия 12, ?4. - 0,2 п.л.
2. Реализация государственной социальной антикризисной политики
Российской Федерации// Власть, 2010, ?8. - 0,4 п.л.
В других изданиях:
3. Использование технологий политического риск-менеджмента в
современном государственном антикризисном управлении// Experimentum-2007.
Сборник научных статей философского факультета МГУ.- М.: Издатель Воробьев
А.В., 2007. - 0,4 п.л.
4. Основные механизмы социальной антикризисной политики в социальной
сфере в современной России// SCHOLA-2008. Сборник научных статей
философского факультета МГУ. / Под ред. Мощелкова Е.Н., Ширинянца А.А. -
М.: Издатель Воробьев А.В., 2008. - 0,4 п.л.
5. Формирование концепции государственного антикризисного управления//
Политический аналитик, 2008, ?4.
http://analyst.gospolitika.ru/nomera/a4/03_EA_Bychkova_2008_04.pdf. - 0,5
п.л.
6. Государственная антикризисная политика в современной России: меры по
борьбе с безработицей// Актуальные проблемы современной политологии.
Сборник научных статей философского факультета МГУ. - М.: Издатель Воробьев
А.В., 2010. - 0,4 п.л.
7. Государственные антикризисные меры Правительства РФ в сфере
здравоохранения: законопроект «Об обращении лекарственных средств»// LOGOS-
2010. Сборник научных статей / Под ред. И.А. Василенко. - М.: Издатель
Воробьев А.В., 2010. - 0,4 п.л.
-----------------------
[1] Boin A. Crisis Management. SAGE Publications Ltd., 2008. P.2.
[2] The Politics of Crisis Management: Public Leadership under Pressure.
Arjen Boin, Paul 't Hart, Cambridge University Press, 2005.
[3] Brandt E.N. Research administration in a time of change. SRA j. -
Chicago, 1997, vol. 29, N1/2.
[4] Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management
systems that encourage innovation. New York: St. Martin's Press,
2000.
[5] Dooley K. & Johnson L. TQM, Chaos, and Complexity. Human Systems
Management, 1995, vol. 14, No. 4.
[6] Levy D. Chaos Theory and Strategy: Theory, Application, and Managerial
Implications. Strategic Management Journal. 1994, vol. 15.
[7] The Complex Adaptive System// The Public Sector Innovative Journal,
vol.13 (3), 2008.
[8] Initial Tests of the Situational Crisis Theory// Management
Communication Quarterly, Vol. 16, No. 2, 2002.
[9] Innovating Under Pressure - Towards A Science of Crisis Management//
Northwestern University, April 6, 2006.
[10] C.Lindborg: European Approaches to Civilian Crisis Management.
Published by British American Security Information Council, 2002.
[11] S.Cohen: Public Management and Public Service. Columbia University,
1997.
[12] Справочник кризисного управляющего. Под ред. проф. Уткина Э.А. М.,
1999.
[13] Антикризисный менеджмент. Под ред. проф. Грязновой А.Г. М., 1999.
[14] Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления
предприятиями. М., 2005.
[15] Медведев В. А. Социальные императивы современной экономики и
российские реалии. М., 1998.
[16] Шакуум М. Л. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому
росту. М., 1999.
[17] Управление социально-экономическим развитием России./ Под ред. Львова
Д.С., Поршнева А.Д. М., 2002.
[18] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
[19] Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство
разработки и реализации стратегии. М., 1998.
[20] Веснин А.О. Стратегическое управление. М., 1999.
[21] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.
[22] Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.
[23] Инновационный менеджмент./ Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.,
2003.
[24] Управление социально-экономическим развитием России./Под ред. Поршнева
А.Г. М., 2002.
[25] Соловьёв К.А. Критерии оценки кризиса в социальной сфере (региональный
аспект)/ Государственное управление в 21 веке: концепции, методы,
технологии (сборник докладов). М., 2003.
[26] Балдин К.В. Риск-менеджмент: Особенности принятия управленческих
решений в сложных ситуациях. М., 2006.
[27] Филин С.А., Гончаренко Л.П. Риск-менеджмент. М., 2010.
[28] Бажутин А.С. Антикризисное управление промышленным предприятием: Дис.
... канд. эконом. наук : 08.00.05. - Ижевск, 2009.
[29] Гершанок А.А. Совершенствование организационно-экономического
механизма антикризисного управления предприятием: Дис. ... канд. эконом.
наук : 08.00.05. - Ижевск, 2010.
[30] Цвикилевич Н.Г. Механизм преодоления экономического кризиса в
промышленном секторе региона: Дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. -
Ижевск, 2009.
[31] Юн Б.Г. Социальные аспекты формирования антикризисной политики в
России: Дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. - Спб., 2003.
[32] Новоселицикий В.Л. Моделирование эффективного взаимодействия
организаций социальной сферы и экономики в промышленно развитом регионе:
Дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. - Ижевск, 2008.
[33] Цветкова Б.Л. Социальная ответственность бизнеса в современных
российских условиях: Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. - Н. Новгород,
2004.
[34] Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в
условиях современной России: Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. - М.,
2007.
[35] Родина И.В. Социальная проблематизация насилия в семье в современной
России: Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. - М., 2007.
[36] Тимченко Н.С. Социальная культура здравоохранения в российском
обществе начала ХХI века: проблемы и пути их решения: Дис. ... д-ра социол.
наук : 22.00.06. - Барнаул, 2007.
[37] Ткаченко В.С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью:
Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. - Ставрополь, 2007.
[38] Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ
«Об обращении лекарственных средств»; Федеральный закон Российской
Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» и др.
[39] Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г.
N 926 г. Москва «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по
безработице на 2010 год»; Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 декабря
2009 г. N 1012н г. Москва «Об утверждении Порядка и условий назначения и
выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и др.
[40] Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2007 года; Послание
Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года; Послание
Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года.
[41] Отчёт о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за
2009 год и др.
[42] Основные направления антикризисных действий Правительства Российской
федерации на 2010 год; План по реализации основных направлений
антикризисных действий и политики модернизации российской экономики
Правительства Российской Федерации на 2010 год и др.
[43] Стенографический отчёт о заседании Совета по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической политике, 29 июля 2010 года//
www.kremlin.ru/transcripts/8493
[44] Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2010 года/
Федеральная служба государственной статистики// www.gks.ru/bgd/free/
B04_03/ IssWWW.exe/Stg/d04/197.htm; Заболеваемость в I полугодии 2010 года/
Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru/bgd/d07/3-
3.htm