Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://polit.msu.ru/nkpp/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:16:12 2016
Кодировка: UTF-8
? Национальная коллегия политологов-преподавателей: новые принципы интеграции российского политологического сообщества

Национальная коллегия политологов-преподавателей: новые принципы интеграции российского политологического сообщества

Российская политология включает в себя различные и взаимосвязанные сообщества: специализирующиеся на политологическом образовании, производстве научного, экспертного знания, массовой (публицистической) информации о политике, государственном управлении. Политологи-преподаватели занимают в этой структуре особое место, выполняют фундаментально значимую функцию. Преподавание политических наук в высшей школе определяет кадровый потенциал всех отраслей отечественной политологии, создает условия для будущего развития этой области знаний и практической деятельности.

Главную роль в координации деятельности университетского сообщества играет Совет по политологии УМО по классическому университетскому образованию.

Вместе с тем, развитие политической науки за последние 20 с лишним лет, появление значительного количества выпускающих структур по политологии, создали условия для появления новых форм интеграции политологического сообщества, создания новой площадки для обсуждения проблем преподавания политической науки в условиях реформы образования. Развитие политологических структур в российских регионах ? в Санкт-Петербурге, Казани, Поволжье, на Юге России и др., обозначило необходимость более широкого вовлечения региональных политологов в определение основных направлений учебно-методической работы на федеральном уровне. Сильные политологические кафедры заявили о себе не только в классических университетах, и назрела поэтому потребность в подключении к работе Совета по политологии самых различных образовательных структур, включая отраслевые и негосударственные.

Важной составляющей современной учебно-методической работы стало налаживание связей научно-образовательного сообщества с потенциальными работодателями. При разработке стандартов по политологии постоянный контакт с государственными, общественными и коммерческими структурами стал критически необходимым для обеспечения конкурентоспособности политического образования.

С 2005 г. началась работа по выработке нового формата интеграции политологического сообщества, вылившаяся в создание Национальной коллегии политологов-преподавателей, функционирующей как орган Совета по политологии.

Согласно положению о коллегии, созданная организация должна отвечать следующим принципам:

? Функционировать на базе Совета по политологии УМО, содействовать уставным целям и задачам Совета в области политологического образования.

? Сотрудничать со всеми ответственными структурами научно-образовательного сообщества политологов.

? Опираться на региональные центры преподавания политических наук.

? Привлекать к работе ?непрофильные? вузы, где преподавание политологии получило значительное развитие.

? Сотрудничать с государственными и корпоративными структурами, заинтересованными в подготовке профессиональных политологов.

? Сочетать в своей работе учебно-методические функции и творческий научный поиск; содействовать внедрению инновационных методик преподавания.

? Способствовать продвижению национально-государственных интересов России.

Руководством Совета по политологии в 2006 г. были подписаны соглашения с Российской ассоциацией политической науки, а также Научно-методическим советом по политологии Министерства образования и науки Российской федерации (орган, координирующий преподавание политологии в отраслевых вузах) о сотрудничестве Коллегии с этими организациями. В состав Коллегии с правом решающего голоса вошли независимо от ведомственного подчинения все государственные высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по политологическим направлениям и специальностям. В состав Коллегии по решению ее Правления могут входить не прошедшие государственную аккредитацию вузы РФ, а также в качестве ассоциированных членов ? вузы других государств, в которых реализуются программы по политологии.

Представительство региональных политологических структур закреплено в организационной структуре коллегии. В соответствии с ее уставными документами, одним из Сопредседателей организации становится представитель вуза, организующего на своей базе очередное мероприятие Коллегии. Таким образом, в работе Коллегии реализуется сетевой принцип ?кочующего центра? - каждая сильная региональная структура получает возможность в определенный момент стать центральной в политологическом сообществе.

Важной чертой объединения стала значительная роль в нем не только классических университетов, но и ?отраслевых? вузов. Прежде всего ? это академии государственной службы с ее филиалами, объединенными ныне с образовательными структурами народно-хозяйственного профиля при Правительстве Российской Федерации а также такие университеты, как Казанский государственный энергетический университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и др.

Принцип сотрудничества с государственными и корпоративными структурами реализуется как на уровне структуры руководящих органов Коллегии, так и в ее практике. Президентом НКПП является вице-спикер Государственной Думы О. Н. Морозов. Одно из мероприятий Коллегии (г. Сергиев Посад) было реализовано при поддержке Президента ОАО ?РЖД? В. И. Якунина. В рамках работы Коллегии в Казани политологи провели встречу с Председателем Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшиным. Сентябрьское (2008 г.) заседание Правления НКПП в Астрахани было организовано при непосредственном участии мэра города С. А. Боженова.

НКПП участвует в организации научных мероприятий, которые, как правило, проводятся параллельно с заседаниями ее руководящих органов. При активном участии объединения были организованы конференции ?Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе?, ?Ценности гражданского общества в современной России?, ?Транспортные коммуникации в геополитической стратегии России?, ?Миграция и этнополитические конфликты?, ?Центр и властная вертикаль: российская политическая традиция?и др.

Особое внимание Коллегия уделяет внедрению инновационных методик в учебный процесс ? здесь стоит сказать о позитивном опыте таких вузов, как Казанский госуниверситет (методика акмеологических тренингов проф. Т. Т. Сидельниковой), Российский университет дружбы народов (инновационная структура политологического образования, разработанная под руководством проректора РУДН, проф. Н. С. Кирабаева).

Основными задачами Коллегии являются: разработка предложений по структуре и содержанию основных образовательных программ в области политологии, разработка и экспертиза учебно-методической документации. В целях решения этих задач основное внимание в своей работе НКПП уделяло проблемам разработки государственного образовательного стандарта по политологии третьего поколения, совершенствования учебного процесса в условиях подключения российской образовательной системы к Болонскому процессу. Именно этой проблематике были посвящены заседания Правления НКПП в Саратове (июнь 2006 г.), Горячем Ключе (сентябрь 2006 г.), Казани (июнь 2007 г.), Астрахани (сентябрь 2008 г.), Ульяновске (сентябрь 2009 г.), Звенигороде, Ярославле (2010 г.), Калининграде, Ярославле, Москве (2011 г.).

Можно выделить конференцию в Сергиевом Посаде (март 2008 г.), где обсуждались проблемы преподавания политологии в отраслевых вузах России. Представители транспортных вузов обозначили ряд вопросов, которые вызывают тревогу в среде политологов в связи с тем, что политология в таких вузах выводится из перечня обязательных дисциплин в системе высшего образования. Основные рекомендации расширенного заседания Правления НКПП по данной проблематике включают в себя ?профилирование? преподавания политологии в отраслевых вузах по основным направлениям государственной политики в сфере, представляемой вузом (например, транспортная, энергетическая, экономическая, социальная, экологическая политика и т. п.). Также педагоги-политологи во всех вузах страны могут обеспечивать гражданское, государственническое просвещение и воспитание студентов, выполняя тем самым незаменимую функцию. Развитие политологического сообщества должно двигаться в сторону создания постоянных форумов политологов-?отраслевиков?, которые на такой основе могли бы консолидированно отстаивать свои позиции.

Руководство НКПП организует систематическую работу в регионах (мастер-классы, выступления перед профессорско-преподавательскими коллективами по проблемам совершенствования преподавания и пр.) ? Кубанский государственный университет, Поволжская академия государственной службы, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Волгоградский государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова и др. В июне 2009 г. проблемы развития университетского политологического образования были обсуждены на специальном заседании Эльбрусского научного клуба (Кабардино-Балкария).

Перспективы развития НКПП, помимо углубления организационной структуры, видятся в реализации совместных образовательных проектов, развитии информационно-сетевой основы функционирования Коллегии. Необходимо осуществить внедрение государственного стандарта 3-его поколения, завершить работу по подготовке примерных программ, по формированию компетенций, которые будут определены стандартом. Организация готова к расширению международного сотрудничества: консолидированное сообщество российских политологов может и должно стать значимой частью европейских и международных сетей преподавания политических наук.

Профили подготовки бакалавров и магистров
Политические профессии
Перевод на факультет
Расписание экзаменов

ї 2008-2015. Факультет политологии МГУ.?

Факультет