Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://phys.web.ru/pubd/2008/05/28/0001180515/art18.pdf
Дата изменения: Wed May 28 00:26:23 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:15:27 2012
Кодировка: Windows-1251
ВЕСТНИК КРАУНЦ. СЕРИЯ НАУКИ О ЗЕМЛЕ. 2004. ? 4

ведутся эти наблюдения. Здесь же, для участников, свои лекции прочитали директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, д.ф.-м.н. Е. И. Гордеев и профессор Университета Хоккайдо (Япония) Минору Касахара. Еще одной важной составляющей этого полевого лагеря является возможность свободного, непринужденного общения русских и американских участников, объединенных общими интересами. Возможно, этот факт является наиболее значимым результатом проводимых школ - получив опыт международного общения, обретя новых друзей по обе стороны Тихого океана, молодые люди по новому взглянули не только на науку в целом, но и на культурные ценности разных стран. Это, несомненно, является тем фундаментом, на котором в будущем будут строиться научные и культурные связи двух стран. По окончании полевой школы, практически все студенты приняли активное участие в работе VI международного совещания 'Взаимосвязь между тектоникой, сейсмичностью, магмообразованием и извержениям вулканов в вулканических дугах', посвященного процессам в зонах субдукции Японской, Курило-Камчатской и Але-

утской островных дуг, которое проходило с 21 по 27 августа 2004 года в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. По заявлению многих участников совещания, молодежь явилась истинным украшением этого мероприятия, 'оживив' его своим присутствием, продемонстрировав научную преемственность поколений. В заключении, хотелось бы выразить благодарность руководству и сотрудникам Камчатского государственного педагогического университета, Университета Аляски (г. Фэрбенкс, США), Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, Камчатской опытно-методической сейсмологической партии ГС РАН, Научноисследовательского геотехнологического центра ДВО РАН, Совета молодых ученых КНЦ ДВО РАН, без участия и помощи которых прове дение этой школы было бы невозможным.

Мельников Д.В. Начальник полевой вулканологической школы Председатель Совета молодых ученых КНЦ ДВО РАН Научный сотрудник ИВиС ДВО РАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ВУЛКАНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 'КАТМАИ 2004'
де всего, обучающим (изучение вулканизма на Аляске, рассмотрение основных моделей извержения Катмаи 1912 года). Извержение вулкана Катмаи считается самым крупным извержением ХХ века: объем изверженного материала составил 30 км 3. Его особенностью является тот факт, что один из двух центров извержения с куполом Новарупта, образовавшимся в последней фазе извержения, находится в 8 км от вулкана Катмаи, а так же интересен факт, что состав пирокластики изменялся от риолитов до дацитов. Образование кальдеры Катмаи произошло за счет оттока магмы из основного очага под вулканом Катмаи, и после этого его постройка обрушилась. Сейчас кальдера заполнена водой (рис. 2 на 3 стр. обложки). Нам объяснили, что громадный пирокластический поток заполнил долину реки, и на ее месте образовалась знаменитая Долина Десяти тысяч Дымов, которая в настоящее время не 'дымит' и, тем не менее, впечатляет своей кра-

Большинство людей мира мечтает путешествовать, и это факт. А когда путешествие оказывается столь уникальным, как посещение национального парка Катмаи на Аляске, где нам и довелось побывать, в очередной раз восхищаешься Земной природой. В Международной молодежной вулканологической школе 'Катмаи 2004' принимали участие студенты и аспиранты из США, России, Японии, Канады, Германии (рис. 1 на 3 стр. обложки). Российская группа, пять студентов Камчатского государственного педагогического университета, физико-математического факультета, по специальностям географияфизика, география, геология, прикладная география (геология), 3-го, 4го и 5-го курсов: Мария Назарова, Олеся Еликан, Александр Бологов, Алексей Рогозин и Антон Нуждаев, а также аспирант Анастасия Транбенкова. Наше путешествие было приключенческим, порой даже немного экстремальным, но, преж146

ВЕСТНИК КРАУНЦ. СЕРИЯ НАУКИ О ЗЕМЛЕ. 2004. ? 4


НАЗАРОВА, ТРАНБЕНКОВА

Рис. 3. Игнимбриты извержения 1912 г. (фото Д. Айкельбергера).

сотой. Река проработала себе новое русло и образовала глубокий каньон в толще игнимбритов (рис. 3). Жили мы в Baked Mountain Huts (это очень простые домики - по существу, деревянные коробки с деревянными полками для коек и несколькими окнами и столами, но пригодны для проживания в столь суровых условиях: постоянно дующий ветер, поднимающий песок, низкие температуры ночью и приходящие штормы). Используя Baked Mountain Huts как базу, были проведены дневные экскурсии по следующим маршрутам: 1 . Купол Новарупта (оразовавшийся во время извержения 1912 г.). 2 . Юго-западный вулкан Триайдент (объемные извержения лавы 1953-1970 гг.). 3 . Кальдера Катмаи (сформированная в процессе извержения 1912 г.). 4 . Игнимбриты извержения 1912 года реки Лэзе (рассматривались участки игнимбритов, игнимбритовых структур, и преигнимбритовых л ав, которые извергались в контакте со льдом). 5 . Игнимбриты извержения 1912 года каньона Найф Крик (обнажения игнимбритов, фреатические кратеры). Все эти маршруты сопровождались лекциями, обсуждениями, дешифрированием спутни-

ковых и аэрофотоснимков, микроскопическими анализами шлифов, а также песнями, различными историями, приятным общением. В ряде каждодневного лекционного курса нами были прослушаны и обсуждены лекции по следующим темам: общие сведения о магматических расплавах и вулканизме, история извержения 1912 г., основные модели этого извержения, сравнение вулканизма на Земле и вулканизма на Марсе (обсуждение проблемы миграции воды), процесс кальдерообразования. Участники полевой школы представляли доклады по тематике своих исследований, либо информацию по теме, предложенной руководителями школы. Мы считаем, что такого рода полевые школы необходимо поддерживать и развивать, поскольку теоретические знания всегда следует закреплять практическими наблюдениями. Международное сотрудничество помогает расширить кругозор студентов и стремление к научно-исследовательским изысканиям.

М.А. Назарова, студентка КГПУ, А.Г. Транбенкова, ведущий инженер ИВиС ДВО РАН
147

ВЕСТНИК КРАУНЦ. СЕРИЯ НАУКИ О ЗЕМЛЕ. 2004. ? 4