содержание
О.В. Япаскурт
Учение о литогенезе располагает своим специфическим методом исследований. Это стадиальный анализ (СА), подробно охарактеризованный в книгах [1, 2]. Ему еще в середине прошлого века акад. Н.М. Страхов отводил ведущее место в перечне задач литологии: "Вторая задача - стадиальный анализ пород; он состоит в распознании в породе признаков, возникших в эпигенезе (или раннем метаморфизме), диагенезе и седиментогенезе Цель стадиального анализа - восстановление (путем снятия вторичных наслоений) первичных признаков осадка, из которого развивалась порода" [1, с.27]. Содержание СА к настоящему времени существенно эволюционировало. Изначально оно сводилось к оптическим наблюдениям шлифов пород, потом - в сочетании с данными растровой электронной микроскопии. Итог - выявление признаков этапности зарождения, изменения или исчезновения в породах конкретных минеральных и структурно-текстурных парагенетических ассоциаций и коррелирование этих этапов с историко-геологическими событиями, которые происходили в течение всего длительного времени формирования и бытия осадочного бассейна.
Такой способ исследований историчен по своей сути. Его большие информативные возможности объяснимы взаимной неуравновешенностью полигенетичных и неодновозрастных минеральных фаз и ОВ большинства осадочных образований, потому что на дометаморфических стадиях литогенеза эндогенный термобарический ( P - t°) режим бывал недостаточно напряженным для обеспечения фазовых равновесий компонентов системы. Благодаря этому в обособленном образце осадочной породы, как правило, сосуществуют седиментогенные компоненты с неодинаковыми степенями измененности (от почти не затронутых преобразованиями до сохранившихся в едва заметных реликтах) и постседиментационные минералы нескольких генераций, в том числе и такие, которые могли возникать при существенно разных pH, Eh и P- t° условиях. Ретроспективно оценивать эти менявшиеся условия можно лишь только путем СА.
Однако возможности СА вышесказанным не исчерпаны. В последнее 25-летие внедряется новый подход к стадиальным исследованиям [2]: СА стал осуществляться, во-первых, в неразрывном единстве с генетическими заключениями литолого-фациальных анализов и, во-вторых, СА стал выполняться системно, т.е. на разных уровнях организации вещества: минеральном, породно-слоевом, фациальном, формационном и надформационном. Прежде исследователи ограничивались в основном двумя первыми системными уровнями, автоматически перенося полученные ими результаты на характеристику литогенетических процессов всей осадочной формации в целом. Тем самым нарушался один из принципов системности - не учитывалась её эмерджентность, т.е. наличие у системы своего специфического свойства, которое не присуще никакому из её элементов в отдельности. Между тем, исследователи, восстанавливая стадийность изменения свойств у отдельных литотипов или включений ОВ, автоматически принимали их как основу к оценкам стадийности постседиментационного преобразования всей формации или даже формационного ряда. Это методологически не оправдано.
Ныне при СА фиксируются особенности минералогенеза и структурного изменения не просто песчаников, глин, известняков, углей и др. литотипов как таковых, но анализируется своеобразность постседиментационного преобразования конкретных генетических типов (ГТ) осадка и конкретных фаций внутри осадочной формации, а также признаки их взаимовлияний на стадиях литогенеза. Ряды вторичных структурно-минеральных парагенезисов графически наносятся на фациальные профили и формационные схемы, что позволяет разобраться, во-первых, со степенью унаследованности постседиментационных изменений от фациальной принадлежности исходного осадка; во-вторых, конкретизировать взаимовлияния и внутриформационные взаимообмены веществом между отдельными ГТ; и, в-третьих, уяснить зависимость их изменений от многих внешних факторов влияния на осадочную формацию (литостатические и флюидные давления, стресс, t° импульсы, гидротермы и проч.).
Эти методические приемы служат необходимыми исходными звеньями в научном познании эволюции литогенеза и рудогенеза. Главная цель такого познания состоит в выяснении причинно-следственных зависимостей между литогенетическими, рудогенерационными процессами и меняющимися во времени геологическими (и геодинамическими в том числе) факторами развития земной коры и нижележащих геосфер. Работа выполняется по гранту Минобразования и науки РФ.
Литература:
- Методы изучения осадочных пород. Т.1. / Под ред Н.М. Страхова и др. М.: Гос. науч.-тех. изд-во лит. По геологии и охране недр. 1957. 611 с.
- Япаскурт О.В. Основы учения о литогенезе. М.: Изд-во МГУ. 2005. 379 с.
|