Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://lib.mexmat.ru/books/69671
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 19:59:51 2016
Кодировка: Windows-1251
Электронная библиотека Попечительского совета механико-математического факультета Московского государственного университета
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Название: Методы социологических исследований. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб
Автор: Романов П.В.
Аннотация:
Для изучения низового уровня социальной политики где оперируют такие агентства и акторы, как социальные службы и социальные работники, полезно использование этнографических кейс-стади. Сразу отметим, что применение понятия "этнография" относится к трем разным сферам научного знания: дисциплине, жанру и методу. Этнография хорошо известна российскому читателю в качестве научной дисциплины занимающейся исследованием образцов традиционной культуры быта народов, удаленных от индустриальной цивилизации территориально и во времени. Этнографический подход к социологическому исследованию повседневной жизни в качестве метода сбора данных и жанр представления результатов сегодня вместе с другими качественными методами распространяется в отечественной социальной науке. Отличительный признак этнографического исследования - скрупулезное внимание к деталям, рассмотрение особенностей какого-либо процесса или института посредством включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа документов. Применяемые в изучении внутренней жизни учреждений, эти инструменты сбора данных подразумевают аналитический интерес к структурам повседневной жизни, организационной культуре во всей совокупности ее проявлений. Принципиальное отличие этой методологии - в той сокращенной дистанции между "своим" и "чужим" миром, между социологом и информантом, которая выступает условием естественности ситуации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества. Но в то же время для исследователя, применяющего этнографические методы, такая методология является источником каждодневных испытаний, личностных переживаний и этических дилемм.
Этнография организации является по преимуществу кейс-стади (case-study) и обладает типичными для этого типа исследования методологическими допущениями. Заметим, что такие исследования проводятся на одном объекте - случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для анализа - личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов потребления или трудовой деятельности (в отличие от индикаторов или переменных, составляющих схему сбора "сырых" данных в количественных исследованиях). Организации или другие случаи, выбранные для анализа, можно сравнивать между собой.