Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://lib.mexmat.ru/books/14435
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 13:18:56 2016
Кодировка: Windows-1251
Электронная библиотека Попечительского совета механико-математического факультета Московского государственного университета
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Название: Фотографический калейдоскоп
Автор: Шеклейн А.В.
Аннотация:
Обычно предисловие к любой книге - это попытка либо убедить читателя в важности затрагиваемых в ней вопросов, либо кратко изложить ее содержание. Иногда, впрочем, наблюдается и то и другое. Что касается данной книги, то первое очевидно, а второе просто невозможно.
Даже новичку в фотографии ясно, что выбор 'правильной экспозиции' не менее важен, чем наличие в камере пленки. Кажется, что нового можно написать на эту тему, особенно в наш век электроники и автоматизации, когда даже самые недорогие камеры 'сами делают' вполне приличные снимки? Проше некуда - взглянул в видоискатель и нажал на спуск... Однако такой подход существенно ограничивает творческую сторону фотографического процесса. Именно эту ограниченность и демонстрирует автор на примере съемки различных сюжетов и нетрадиционных методов ее решения. Если внимательно прочесть всю книгу, то невольно можно прийти на первый взгляд к парадоксальному выводу: выбор экспозиции при всей ее четкой количественной определенности гораздо ближе к творческому процессу, чем к процессу рутинного или бездумного измерения. По сути дела, такой выбор - это решение тональной части композиции снимка, и само понятие 'правильная экспозиция' определяется настолько же замыслом фотографа, насколько и реальными условиями съемки.
В чем же суть проблемы выбора правильной экспозиции? Задача фотографа - достаточно точно передать тональность обьекта съемки: белое -белым, черное -черным, с соответствующим набором промежуточных тонов. Однако все фотоэлектрические приборы для измерения экспозиции, будь то дешевый экспонометр или встроенный в камеру современный суперавтомат, градуированы таким образом, что яркости любого объекта будет соответствовать некоторая средняя плотность изображения. Такая градуировка основана на предположении, правильность которого постоянно подтверждается практикой - подав.ляющее большинство реальных сюжетов имеет 'в среднем' достаточно близкие интегрированные по поверхности яркости, которые могут быть заменены неким единым средним серым, или стандартным, тоном с коэффициентом отражения, равным 18-20%. Таким образом, для экспонометра все кошки действительно оказываются 'серыми'. Наведем ли мы прибор на кусок черного бархата, ослепительно снежную поверхность или налицо человека, он покажет экспозиции разные по величине, но даюшие на изображении один и тот же по плотности серый тон. Вот здесь и нужна творческая оценка сюжета, его анализ, который помог бы уточнить.
можно ли сюжет считать обычным серым и не следует ли ввести в показания экспонометра некоторые поправки. Дело в том. что. передав черное серым, мы потеряем на снимке большинство светлых тонов: передав белое серым, потеряем все темные тона. Сохранить и то и другое возможно лишь при условии. что экспонометр нацелен на замер действительно серого.
Отсюда становится ясно, что подход к выбору правильной экспозиции непосредственно зависит от мастерства фотографа и сродни подходу к выразительному решению темы. Фотограф-любитель редко ломает голову над выбором точки съемки, ракурса, и его. как правило, не волнует вопрос о преобладании в сюжете темного. Для него решение проблемы выбора правильной экспозиции - это борьба с чистым браком сильных недодержек или передержек, тем более что сама природа позаботилась о том. чтобы 90% снимаемых им сюжетов оказались достаточно 'послушными' встроенному в аппарат автомату выбора экспозиции.
Мастер ставит более сложную задачу - передать все богатство тонов объекта или даже изменить их в соответствии с первоначальным замыслом. Наиболее эффективно подобная задача может быть решена с помощью камер высокого класса. Чем более автоматизирована подобная камера, тем менее она напоминает шаблонный автомат, тем больше у фотографа возможностей для вдумчивого вмешательства в процесс выбора экспозиции (как и съемки вообще). В руках профессионала сложный автомат может превратиться из 'диктатора' средних экспозиций в ненавязчивого советчика и послушного исполнителя.
Однако проблема выбора правильной экспозиции этим не исчерпывается. Получение снимка включает несколько этапов, которые по своему существу неразрывны. От каждого из этих этапов зависит окончательный результат, а следовательно, и степень реализации творческого замысла. Поэтому недостаточно (хотя и необходимо) сделать замер экспозиции в момент съемки. Не менее важно правильно проявить негатив и провести процесс печати. Понимание практической значимости этих процессов не только для предотвращения брака (чем подчас ограничиваются даже опытные фотографы), но и для творческого управления фотопроцессом - непременное условие истинного мастерства.