Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://lcl.srcc.msu.ru/seminar.files/nekludov_seminar_2011.htm
Дата изменения: Wed Apr 24 15:30:40 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:24:09 2014
Кодировка:
ЛАБОРАТОРИЯ  АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛАБОРАТОРИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
  English
Главная
История лаборатории
Основные направления
Публикации
Экспедиции
Семинар  
Сотрудники
Контакты

Фрагменты
выступления
 

 Архив семинара «Когнитивные аспекты лексикографии»

 

15.02.11 

С. Ю. Неклюдов,
доктор филологических наук, профессор,
директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

 
Монголия глазами этнолога (середина 1970-х и тридцать лет спустя)

Случилось так, что мой монгольский экспедиционный опыт охватывает более чем тридцатилетний период, причем с большим перерывом: три экспедиции в 1970-х годах и пять — в 2000-х. Цели и программы этих экспедиций были различными, в поле зрения оказывался разный материал, обусловливающий и разные ракурсы своего рассмотрения, а столь значительная временнАя дистанция между прошлыми и сегодняшними полевыми наблюдениями дает основание для определенных суждений о динамике фольклорных традиций Монголии.

В 1970-х годы мне еще посчастливилось услышать и записать исполнение замечательных восточномонгольских эпических сказителей, однако к 2000-м годам носителей эпической традиции здесь не осталось — даже в таком «фольклорном заповеднике», как Западная Монголия. Дольше держатся сказки и песни, но восприемников у исполнителей за редким исключением также нет. Уходят жанры, требующие личного мастерства — в силу повсеместного вытеснения форм активных (например, пение) формами пассивными (скажем, слушанье радио).

Чрезвычайно оживленной является, напротив, обрядово-магическая деятельность. Реактуализуются традиционные обрядовые (в том числе шаманские) практики, возникают новые культы, впрочем, воспроизводящие мотивы традиционных ритуалов, процветает — на коммерческой основе — мантическая и магическая практика профессиональных провидцев и колдунов.

Интереснейшей тенденцией представляется попытка примирить мифологические мотивы с современными позитивными («научными») знаниями, полученными в школе, из популярных книг и средств массовой информации. Наконец, «фольклорное знание» остается естественным компонентом картины мира современного монгола — безотносительно к его социальному положению и роду занятий.

Доклад будет посвящен этим — и многим другим — иллюстрированным фольклорно-антропологическим впечатлениям 2000-х (отчасти также 1970-х) годов.