Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kodomo.cmm.msu.ru/~golergka/term1/exams/him/vopr.doc
Дата изменения: Thu Dec 15 14:30:50 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 07:18:01 2007
Кодировка: Windows-1251

Биологи?еский факультет (Специальность биофизика) 2005/06
Факультет биоинженерии и биоинформатики
Общая и неоргани?еская химия

Вопросы для подготовки к экзамену

"Проваливай!" - буркнул студент экзаменатору.
anekdot.ru
28.08.01

Определения и понятия, которые лу?ше знать, ?ем наоборот...

0. Вещество.
Атомная, молекулярная, молярная масса.

1. Система открытая, закрытая, изолированная.
Функция состояния. Внутренняя энергия.
Стандартная энтальпия образования. Закон Гесса. Энтропия.
Изобарно-изотерми?еский потенциал (энергия Гиббса) как критерий
самопроизвольной реакции.
Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.

2. Скорость хими?еской реакции. Элементарные реакции и уравнение скорости.
Порядок реакции, молекулярность реакции.
Температурный коэффициент (Вант-Гоффа).
Уравнение Аррениуса. Энергия активации.

3. Дисперсная система, коллоидный раствор, золь, гель.
Идеальный раствор, реальный раствор. Процентная, молярная, моляльная
концентрация.
Неэлектролиты, сильные и слабые электролиты. Константа и степень
диссоциации.
Кислоты и основания по Аррениусу, Бренстеду, по Льюису.
рН, ПР, буферные растворы, буферная емкость раствора. Природные буферы.
Степень окисления. Стандартные электродные потенциалы, водородный электрод,
уравнение Нернста. Гальвани?еские элементы, аккумуляторы.

4. Элементы главных и побо?ных подгрупп
Переходные металлы, лантаноиды, тяжелые металлы
Правило 8-и электронов и правило 18-ти электронов
Комплексные соединения, лиганды, внутренняя сфера и внешняя сфера
комплекса.
Полидентатные лиганды, хелаты

Элементы хими?еской термодинамики

5. Как связаны между собой: работа, совершаемая хими?еской реакцией, ее
тепловой эффект, энтальпия и внутренняя энергия? Приведите формулы.
Как вы?ислить на основании закона Гесса (Н0 такой реакции, для которой
невозможны прямые измерения? Приведите пример.

6. Как связан изобарно-изотерми?еский потенциал реакции с ее направлением?
Как влияют на направление реакции ее энтальпия и энтропия? Приведите три
разных примера.

7. Как на основании изобарно-изотерми?еского потенциала определить
направление хими?еской реакции? Как вы?ислить изобарно-изотерми?еский
потенциал для реакции по табли?ным данным для стандартных энтальпии и
энтропии? Приведите пример.

8. Что характеризует энтропия реакции? Для какой из реакций изменение
энтропии может быть более зна?ительным:
NH4HCO3 = H2O + CO2 + NH3 или 2 NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2 H2O ?
Приведите пример эндотерми?еской самопроизвольной реакции, идущей за с?ет
изменения энтропии.

Элементы хими?еской кинетики

9. Кинети?еское уравнение. Элементарные и сложные реакции. Поясните на
примере: H3PO4 + 3 NaOH = Na3PO4 + 3 H2O
Порядок по реагентам и суммарный порядок хими?еской реакции.
Мономолекулярные, бимолекулярные и тримолекулярные реакции.

10. Температурный коэффициент (Вант-Гоффа). Энергия активации,
предэкспоненциальный множитель в уравнении Аррениуса. По?ему при понижении
температуры реакции становятся более селективными (избирательными)?

Строение вещества

11. Квантовые ?исла (главное, орбитальное, магнитное, спиновое), ?исленные
соотношения между ними и "физи?еский смысл"; принцип Паули. Что такое
"одноэлектронное приближение"?

12. Валентность и степень окисления. Границы применимости правила 8-и
электронов. Приведите два примера соединений, в которых у одного и того же
элемента не совпадают ?исленно валентность и степень окисления.

13. Орбитали и их "гибридизация" как математи?еский уровень описания
строения вещества. Ограни?ения представлений о гибридизации. Опишите тип
гибридизации и пространственное строение молекулы ___ .

14. Полярность хими?еской связи (примеры соединений с ковалентной
неполярной, ковалентной полярной и ионной связью). По?ему не имеет
дипольного момента молекула ___, хотя связь ___ имеет дипольный момент ___
D?

15. Водородные и "трехцентровые" связи. Примеры соединений (трехцентровая
связь - соединения бора и алюминия). Донорно-акцепторное образование связи.


16. Комплексные соединения и двойные соли. Константа нестойкости
комплексного иона. Важнейшие неоргани?еские лиганды (примеры сильных и
слабых). Порфирины.

17. Комплексные соединения. Константа устой?ивости комплексного иона.
Полидентатные и хелатные лиганды. Схема активного центра хлорофилла и
гемоглобина.

Растворы

18. Растворимость. Насыщенные растворы. Способы выражения растворимости в
справо?ных изданиях. Перес?ет растворимости в процентную и молярную
концентрацию.

19. Правило фаз. Фазовая диаграмма воды (вблизи н.у.). Влияние
растворенного вещества на фазовую диаграмму воды.

20. Законы Рауля и Генри. В ?ем состоит сущность методов эбуллиоскопии и
криоскопии? Какое из средств более эффективно против гололеда - MgCl2 или
мо?евина CO(NH2)2 (в кг на 10 м2 асфальта)?

21. Осмоти?еское давление и его физиологи?еская роль. Формула для рас?ета
осмоти?еского давления. Примеры лекарственных средств, действующих на
основе осмоти?еского эффекта.

22. Сильные и слабые электролиты (определение). Степень и константа
диссоциации (определения и формулы). Закон разбавления Оствальда (вывод).

23. Кажущаяся степень диссоциации сильных электролитов. Изотони?еский
коэффициент и его роль в создании теории электролити?еской диссоциации.

24. Активность и концентрация сильных электролитов. Способы
экспериментального определения активности и приближенного вы?исления
коэффициента активности.

25. Протолити?еские равновесия. Кислотность по Аррениусу. Кислотность по
Бренстеду-Лоури (пример равновесия кислота-основание). Кислотность по
Льюису.

26. Константа диссоциации и ионное произведение воды. Водородный показатель
(рН) - определение и границы применимости. Буферные растворы, при?ина
стабильности их рН при малых добавках кислот и оснований на примере
аммиа?ного буфера.

27. Буферные системы в живом организме. Буферная емкость. Вывод формулы для
определения рН ацетатного буфера, использованные при выводе допущения.

28. Ионное произведение воды, рН. Примеры определения рН слабой кислоты и
слабого основания по справо?ным данным о константе диссоциации,
использованные при этом допущения.

29. Гидролиз водных растворов солей. Примеры трех типов гидролиза.
Константа и степень гидролиза для одной соли по выбору (определение и
формулы для рас?ета, использованные допущения).

30. Произведение растворимости. Определение, связь с молярной концентрацией
(привести пример). Влияние одноименного иона и границы применимости у?ета
ПР (на примере систем галогенид серебра - галогенид щело?ного металла).

31. Электрохими?еский потенциал. Водородный электрод (схема). Уравнение
Нернста. Какие свойства металла характеризует его положение в ряду
стандартных потенциалов?

32. Ряд стандартных электродных потенциалов. Гальвани?еские элементы и
аккумуляторы (по 1 примеру). Топливные элементы. Электрохими?еская
коррозия.

33. Коллоидные растворы. Золь и гель. Строение и при?ины устой?ивости
коллоидных ?астиц. Коагуляция.

Химия элементов: H, O, F, Cl, Br, I, S, N, P, As, C, Si, Sn, Pb, Li,
Na, K, Be, Mg, Ca, B, Al, Ga, Zn, Cd, Hg, Cu, Ag, Au, Cr, Mo, W, Mn, Fe,
Co, Ni.

34. Водород. Атом и молекула водорода, изотопы водорода. Гидриды металлов и
неметаллов. Водород как окислитель и восстановитель. Полу?ение водорода в
лаборатории и в промышленности.

35. Кислород. Бирадикальный характер молекулы кислорода, объяснение с
помощью энергети?еской диаграммы. Полу?ение кислорода в лаборатории и в
промышленности. Озон, роль озонового слоя атмосферы.

36. Вода. Фазовая диаграмма воды. Физи?еские и хими?еские свойства.
Автопротолиз. Горение водорода в кислороде. Топливные элементы.

37. Пероксид водорода. Окислительно-восстановительные свойства, полу?ение и
применение пероксида водорода. Пероксиды металлов.

38. Галогены. Атомы, молекулы и простые вещества. Закономерности изменения
про?ности связи в молекулах галогенов. Проявляемые степени окисления.
Реакции диспропорционирования молекулярных галогенов.

39. Галогеноводороды. Физи?еские и хими?еские свойства (температуры
кипения, сила кислот и восстановительная способность). Особенности
фтороводорода. Биологи?еская роль галогенов.

40. Кислородные кислоты галогенов. Кислотно-основные и окислительные
свойства оксокислот хлора. Устой?ивость кислородных кислот хлора и их
солей, применение солей оксокислот хлора.

41. Сера. Строение молекул и свойства простого вещества. Сероводород и
сульфиды. Полисульфиды. Восстановительные свойства сероводорода и
сульфидов, растворимость сульфидов металлов.

42. Оксиды серы. Полу?ение и свойства оксидов серы (IV) и (VI). Сернистая и
серная кислота, сульфиты и сульфаты. Окислительно-восстановительные
свойства сульфитов и сульфатов.

43. Общая характеристика элементов VА группы. Свойства простых веществ.
Выбор стандартного состояния фосфора. Водородные соединения элементов VА
группы, сравнение их электронодонорных свойств.

44. Степени окисления азота. Физи?еские и хими?еские свойства аммиака.
Взаимодействие аммиака с водой и кислотами. Соли аммония. Гидразин.

45. Оксиды азота. Исто?ники оксидов азота (II) и (IV) в атмосфере, их роль
в природе. Полу?ение азотной кислоты. Роль NO как информона.

46. Азотистая и азотная кислота, нитриты и нитраты. Окислительно-
восстановительные свойства нитритов и нитратов. Применение нитратов.

47. Кислородсодержащие кислоты фосфора. Полифосфорные кислоты, АТФ.
Растворимость солей ортофосфорной кислоты и их гидролиз.

48. Углерод. Полиморфные модификации. Карбиды металлов. Оксиды углерода.
Угольная кислота и ее соли. Роль карбонатов в углекислотном балансе
атмосферы. "Парниковый" эффект.

49. Кремний. Силициды металлов. Силаны. Кремниевые кислоты и силикаты.
Стекло.

50. Металлы IА группы. Полу?ение и применение свободных металлов и их
соединений. Оксиды, пероксиды и надпероксиды щело?ных металлов. Гидроксиды
и гидриды. Биологи?еская роль соединений натрия и калия.

51. Металлы IIА группы. Свойства и применение простых веществ. Свойства
оксидов и гидроксидов, сульфатов и карбонатов. Жесткость воды и способы ее
устранения. Биологи?еская роль соединений элементов IIА группы.

52. Бор. Бороводороды, трехцентровые связи. Боразотные аналоги
углеводородов. Борная кислота, пероксобораты.

53. Алюминий. Свойства, полу?ение и применение алюминия и его сплавов.
Оксид и гидроксид алюминия. Безводный хлорид алюминия. Гидролиз солей
алюминия. Алюмотермия. Биологи?еская роль алюминия; производство алюминия и
окружающая среда.

54. Олово и свинец. Простые вещества, соединения в низших и высших степенях
окисления. Кислотно-основные свойства гидроксидов в зависимости от степени
окисления. Свинцовый аккумулятор. Биологи?еская роль олова и свинца.

55. Общая характеристика переходных металлов. Строение атомов. Степени
окисления, зависимость свойств соединений от степени окисления (на примере
2-х элементов). Комплексные соединения переходных металлов (3 примера).

56. Металлы IВ группы. Свойства простых веществ. Устой?ивые степени
окисления. Свойства соединений меди (3 примера реакций). Комплексные
соединения меди, серебра, золота (по 1 примеру). Биологи?еская роль
соединений меди.

57. Металлы IIВ группы. Свойства простых веществ. Степени окисления,
свойства гидроксидов, сульфидов. Биологи?еская роль соединений элементов
IIВ группы.

58. Элементы VIВ группы. Свойства простых веществ. Степени окисления,
свойства гидроксидов в зависимости от степени окисления. Гидролиз солей
хрома (III). Биологи?еская роль соединений элементов VIВ группы.

59. Кислоты и соли, образуемые элементами VIВ группы в высших степенях
окисления. Сравнение кислотных и окислительных свойств.

60. Марганец. Проявляемые степени окисления (примеры устой?ивых
соединений). Свойства гидроксидов в зависимости от степени окисления.
Окислительно-восстановительные свойства соединений (3 примера ОВР).
Биологи?еская роль соединений марганца.

61. Железо, кобальт, никель. Свойства простых веществ. Степени окисления,
свойства гидроксидов в зависимости от степени окисления. Кадмиево-никелевый
аккумулятор. Биологи?еская роль соединений железа, кобальта, никеля.

62. Железо. Чугун и сталь. Степени окисления. Окислительно-
восстановительные свойства соединений (по 1 примеру ОВР для железа (II),
железа (III), железа (VI)). Примеры комплексных соединений железа с
монодентатными лигандами и хелатами.


Биоинженеры и биофизики 2005/2006
Зада?и для подготовки к экзамену: (см. домашние задания к семинарам и
коллоквиумам).

1. Нарисуйте энтальпийную диаграмму превращений
CuSO4(к) ( CuSO4.5H2O(к) ( CuSO4 (водный раствор),
если энтальпия растворения безводного сульфата меди и его пентагидрата
равны соответственно - 73,2 и + 7,15 кДж/моль. Вы?ислите энтальпию реакции
образования кристаллогидрата из безводной соли: CuSO4(к) + 5 H2O(ж) =
CuSO4.5H2O(к)

2. Расс?итайте энтальпию образования ацетилена по энтальпиям реакций
(тепловые эффекты указаны при постоянном давлении):
2 C2H2 + 5 O2 = 4 CO2 + 2 H2Oж + 2610 кДж
C + O2 = CO2 + 394 кДж
2 H2 + O2 = 2 H2Oж + 572 кДж

3. Константа равновесия системы СО + Н2О ( CO2 + H2 при некоторой
температуре равна 1. Вы?ислите объемный процентный состав смеси в состоянии
равновесия, если на?альные концентрации СО и Н2О равны 1 моль/л.

4. Исходные концентрации окиси азота и хлора в системе: 2 NO + Cl2 ( 2 NOCl

составляют соответственно 0,5 моль/л и 0,2 моль/л. Вы?ислите константу
равновесия, если к моменту наступления равновесия прореагировало 20% окиси
азота.

5. При некоторой температуре равновесные концентрации в системе
2 NO + Cl2 ( 2 NOCl составляли: оксид азота (II) 0,02 моль/л; хлор 0,03
моль/л; хлористый нитрозил 0,01 моль/л. Каким будет направление процесса
при быстром смешении реагентов в концентрациях, равных для всех веществ
0,01 моль/л при той же температуре?

6. Приведите рас?етные формулы для вы?исления константы равновесия реакции
2H2S + 3O2 ( 2H2O + 2SO2
при стандартных условиях и при 1000(С, пренебрегая температурной
зависимостью энтальпий образования веществ и их энтропий. Вы?ислите Кр при
ст.у. Как будет отли?аться от полу?енного зна?ения Кр при 10000С - будет
больше или меньше?

7. Для реакции [Mn(H2O)6]2+ + Cl- = [Mn(H2O)5Cl]+ + H2O
полу?ены следующие зна?ения скорости при заданных концентрациях:

|C([Mn(H2O)6]2+), |C(Cl-), моль/л |r, |
|моль/л | |моль/л?c |
|0,1 |0,05 |1,58?106 |
|0,05 |0,1 |7,92?105 |
|0,02 |0,05 |3,16?105 |


а) Определите вид кинети?еского уравнения.
б) Вы?ислите константу скорости реакции.

8. Энергия активации некоторой реакции в диапазоне температур 260-300 К
равна 50 кДж/моль. В каком из двух слу?аев скорость реакции увели?ится в
большее ?исло раз: при нагревании от -110 С до 00 С или при нагревании от
00 С до +110 С? Ответ обоснуйте рас?етной формулой.

9. Вы?ислите рН 2 М раствора уксусной кислоты CH3COOH?.
Константа диссоциации уксусной кислоты: Кдис. = 1,8*10-5 .

10. В литровую мерную колбу налили 0,1 мл 0,0001 М раствора гидроксида
лития и довели до метки дистиллированной водой. Определите рН полу?енного
раствора.

11. При 2000С ионное произведение воды: Kw = 4*10-12. Какова вели?ина рН
?истой воды при 2000 С? Какова вели?ина рН раствора 0,4 г гидроксида натрия
в 1 л воды при 2000С?

12. Дождевая вода в промышленном районе имеет рН = 3. С?итая, ?то вся
кислотность создается серным ангидридом SO3 , определите концентрацию
серной кислоты (моль/л) в дождевой воде.

13. При какой концентрации (моль/л) синильной кислоты HCN в растворе ее
степень диссоциации равна 0,0001? При какой концентрации степень
диссоциации увели?ится в два раза? Кдис. = 7,2*10-10.

14. В 1 л воды растворили 6 г уксусной кислоты и 2,8 г гидроксида калия.
Определите то?ное зна?ение рН полу?енного раствора. Кдис (CH3COOH) = 1,8*10-
5

15. Вы?ислите рН 0,02 М раствора ацетата калия (с то?ностью до 0,1).
Кдис (CH3COOH) = 1,8*10-5

16. В литровую колбу поместили 6 г уксусной кислоты и 4,0 г едкого натра,
затем довели объем раствора до 1 л. Определите рН полу?ившегося раствора.
Укажите, какие допущения сделаны при рас?етах. Кдис (CH3COOH) = 1,8*10-5

17. Произведение растворимости PbSO4 равно 2,3.10-8 . Сколько литров воды
нужно для растворения при данной температуре 1 г сульфата свинца?

18. Произведение растворимости хромата серебра ПрAg2CrO4 = 1,1*10-12 .
Сколько граммов серебра содержится в 1 л раствора над осадком хромата?

19. Произведение растворимости хлорида серебра Пр = 1,8*10-10 .
Какова растворимость хлорида серебра в г/л?

20. Какое пространственное строение имеют молекулы BF3 и NF3? Чем
определяется геометри?еское строение данных молекул (теория гибридизации,
теория ОЭПВО)? Равны ли валентные углы F-B-F и F-N-F в этих молекулах?
По?ему? Трехфтористый бор и трехфтористый азот бурно реагируют друг с
другом. Чему равны валентные углы F-B-F и F-N-F в продукте реакции?

21. В 1,12 л озонированного, т.е. смешанного с озоном, кислорода (плотность
1,643 г/л) сожгли эквивалентное (стехиометри?еское) коли?ество угля, при
этом полу?ено 1,288 л углекислого газа. Вещества прореагировали полностью,
объемы даны при н.у. Сколько % озона (по объему) содержится в кислороде?
Напишите уравнения реакций.

22. Кусок металли?еского рубидия массой 42,75 г сожгли в атмосфере
кислорода. Продукт сгорания поместили в сосуд, содержащий 44 г диоксида
углерода. Какой газ при этом полу?ился? Какова его масса? Напишите
уравнения реакций.

23. 8,4 г белого порошка растворяется в избытке соляной кислоты с
выделением 2,24 л газа (н.у.), который в 11 раз тяжелее гелия. Какой состав
может иметь данный порошок? Напишите уравнения реакций.

24. 50 г 15,6% раствора сульфида натрия прокипятили с 5 г серы. Раствор
охладили и отфильтровали. К фильтрату прилили 200 г 20% раствора нитрата
свинца. Какова может быть масса полу?енного при этом осадка? Напишите
уравнения реакций.

25. Вопреки данным ряда стандартных электрохими?еских потенциалов, медь
растворяется в концентрированной соляной кислоте с выделением водорода.
По?ему? Докажите возможность такого процесса, пользуясь уравнением Нернста.


26. Серебро растворяется, вопреки "ряду активности металлов", в насыщенной
сероводородом воде с выделением водорода. По?ему? Докажите возможность
такого процесса, пользуясь уравнением Нернста. ПР (Ag2S) = 2*10-50

27. Хлорид железа (III) используют для травления пе?атных плат (растворения
медной фольги), а также для нейтрализации (связывания) пролитой ртути.
Нитрат железа (III) реагирует только с одним из двух указанных металлов.
Объясните при?ину такого разли?ия. Стандартные электродные потенциалы:
Fe3+ + e = Fe2+ E0 = 0,77 B
Cu2+ + 2e = Cu E0 = 0,34 B
Hg22+ + 2e = 2Hg E0 = 0,79 B
Hg2+ + 2e = Hg E0 = 0,85 B

28. Кристалли?еский иод растворили при нагревании в растворе NaOH. Щело?ь
полностью прореагировала. Полу?енный раствор выпарили досуха и прокалили
при 5000 С. К сухому остатку после прокаливания прилили концентрированную
серную кислоту. Напишите все возможные уравнения реакций.

29. Какая реакция пойдет в кислой среде: окисление Cr+3 до Cr2O72- азотной
кислотой, которая восстановится до NO , или окисление NO2 до азотной
кислоты бихроматом? Напишите уравнение реакции, возможной из соотношения
стандартных потенциалов.

30. Вы?ислите (rG( реакции СН3СООН + Н2О = СН3СОО( + Н3О+ .
Необходимые данные в таблице:
|Молекула или |(fG(, кДж/моль|
|ион | |
|СН3СООН(aq |(393,9 |
|Н2О |(237,2 |
|СН3СОО( |(366,9 |
|Н3О+ |(237,2 |


Не противоре?ит ли полу?енный результат тому факту, ?то раствор уксусной
кислоты имеет кислую среду?


Пример билета: БИЛЕТ номер 13 (тринадцать)
(Из ??5-33)
1. Как связан изобарно-изотерми?еский потенциал реакции с ее направлением?
Как влияют на направление реакции ее энтальпия и энтропия? Приведите три
разных примера.
(Из ??34-62)
2. Общая характеристика переходных металлов. Строение атомов. Степени
окисления, зависимость свойств соединений от степени окисления (на примере
2-х элементов). Комплексные соединения переходных металлов (3 примера).
3. Зада?а (см. выше)

Пошлые и вульгарные, но работающие на устном экзамене советы:

Дейл Карнеги
Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей (Часть вторая)

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям

Правило I.
Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2.
Улыбайтесь.
Правило 3.
Помните, ?то имя ?еловека,- это самый сладостный и самый важный для него
звук на любом языке.
Правило 4.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5.
Говорите о том, ?то интересует вашего собеседника.
Правило 6.
Внушайте вашему собеседнику сознание его зна?ительности и делайте это
искренне.

http://ptu-z.narod.ru/lib/karn2/2-6.html



Типи?ные психологи?еские ошибки слишком умных студентов:

Человеку с развитым с детства интеллектом трудно поставить себя на
место окружающих - психологи называют это детским эгоцентризмом (не путать
с эгоизмом!). Высокий интеллект только усугубляет проблему - способности
ребенка для него самого нормальны, и он не понимает, по?ему ровесники и
даже более старшие дети делают ?то-то медленнее и хуже, ?ем он. С возрастом
это явление может усиливаться.
Основные проявления, раздражающие окружающих:
- стремление прервать собеседника благодаря о?ень быстрому "схватыванию"
его недосказанной мысли;
- привы?ка поправлять других, ?асто связанная с искренним желанием помо?ь;

- издевательское высмеивание окружающих как ответ на явную или кажущуюся
обиду; развитое у интеллектуально одаренных ?увство юмора превращается при
этом в сарказм - жестокое оружие интеллекта. Вот за это и не любят
"ботаников".

http://censor.ru/01.12.2003/6


Помните: преподаватель - он(а) тоже ?еловек!

Собака бывает куса?ей
Только от жизни соба?ьей
Ю.Мориц
Диета для "ботанов"

Улу?шение памяти
Морковь облег?ает зау?ивание наизусть за с?ет стимулирования обмена
веществ в мозге. Перед зубрежкой - тарелка тертой моркови с растительным
маслом.
Ананас - низкокалорийный исто?ник нужного для памяти витамина С. В
день нужен один стакан ананасового сока.
Лимон - ударная доза витамина С. Перед интенсивными занятиями
иностранным языком и другими поглощениями большой дозы информации один
лимон (или стакан лимонного сока).

Концентрация внимания и памяти
Лук реп?атый способствует улу?шению снабжения мозга кислородом.
Полезен при умственном переутомлении и психи?еской усталости. Ежедневно
примерно половина луковицы (свежей, без кулинарной обработки).
Орехи (фундук и грецкие) укрепляют нервную систему при "умственных
марафонах" (конференции, сессии).
Черника с?итается идеальным кормом для студентов, поскольку улу?шает
кровообращение в мозгу. Свежие (замороженные) ягоды гораздо полезнее, ?ем
варенье.
Капуста снимает нервозность за с?ет снижения активности щитовидной
железы. Секретный "антимандражный" рецепт: тарелка салата из свежей
капусты.

Твор?еское озарение
Инжир (плод фи'гового дерева) разжижает кровь за с?ет своих эфирных
масел. Полезен для журналистов и пишущих со?инение.
Тмин содержит эфирные масла, стимулирующие всю нервную систему. Для
твор?еской активности полезен "?ай": две ?айные ложки измель?енных семян
тмина на ?ашку.

Если долго сидеть под фи'говым деревом (деревом бодхи), то можно
сказать, например, такое:

"Я всесилен и всезнающ,
Лишенный всякого порока,
Отрекшийся от всего, покон?ивший с желаниями,
Сам познавший все, кого же теперь я смогу
назвать своим у?ителем?
Тому, ?то я знаю, меня никто не у?ил.
Ни на земле, ни на небе, мой друг, нет равного мне,
Я поистине достиг освобождения.
(Будда, бывший принц Сиддхартха из рода Гаутама, VI-VII вв. до
н.э.)

( Составил В.В.Загорский