Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kids.genebee.msu.su/kindergarten/sourcebook2004
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:17:34 2014
Кодировка: UTF-8
Ученые — детям
 

сборник материалов «Детский сад — эталон экологической культуры»

Центральный совет Всероссийского общества охраны природы и Российское экологическое федеральное информационное агенство предлагают Вашему вниманию сборник материалов «Детский сад — эталон экологической культуры» (М. РЭФИА, 2004). На портале Национального информационного агентства ?Природа? Вы можете ознакомиться с полным текстом сборника и при желании заказать дополнительный тираж его издания.

Аннотация

Сборник научно-практических рекомендаций подготовлен по материалам НИР, выполненных в 1992-98 г.г. на средства госбюджета в рамках ГНТП «Экология России», ФЦП «Экологическая безопасность России» и НИОКР-98 Госкомэкологии России, с учетом опыта внедрения результатов этих НИР в базовых дошкольных учреждениях Центрального совета Всероссийского общества охраны природы и обсуждения результатов теоретических и практических разработок с широким кругом специалистов в рамках организованных ЦС ВООП Российских конференций по проблемам и перспективам экологического образования и воспитания в дошкольных учреждениях (1995, 1997, 1999 и 2001 г.г.).

Сборник предназначен для заведующих детских садов, работников муниципальной системы управления, руководителей природоохранных ведомств и общественных организаций экологической направленности, работников науки и культуры, педагогов и родителей.

Под редакцией д.б.н. Т.В. Потаповой и д.ф.н. Ю.Ю. Галкина.

Составитель: д.б.н. Т.В. Потапова.

Предисловие

Уважаемый читатель!

В подготовке сборника принимали участие высококвалифицированные специалисты разного профиля: биологи (д.б.н. Т.В. Потапова и д.б.н. Н.Г. Рыбальский), философ (д.ф.н. Ю.Ю. Галкин), медик (д.м.н. Л.В. Баль), лесовод (к.с.-х.н. И.Ф. Баришпол), географ (к.геогр.н. В.А. Волков), химики (к.х.н. Л.Т. Шикина и О.Ю. Цитцер), менеджер (О.В. Морозова), художник (М.Г. Дрезнина), психолог )Т.С. Голубина), педагоги (Н.А. Анисина, Л.В. Андрюшкина, Е.И. Гротова, В.И. Ефимова, Л.С. Журавлева, С.Г. Кикнадзе, Е.В. Лошманова, Т.А. Михайлина, Л.А. Наумова, Л.А. Носкова, Н.С. Огаджанян, Н.А. Попова, М.В. Шубина). Авторы сборника заняты профессиональной деятельностью в разных структурах: ЦС ВООП (И.Ф. Баришпол и В.И. Ефимова), РЭФИА (Н.Г. Рыбальский и Ю.Ю. Галкин), МГУ им. М.В. Ломоносова (Т.В. Потапова), Медицинская академия им. И.М. Сеченова (Л.В. Баль), МПР России (О.Ю. Цитцер, Л.Т. Шикина и О.В. Морозова), Союз художников России (М.Г. Дрезнина), муниципальная администрация (В.А. Волков), дошкольные образовательные учреждения (Н.А. Анисина, , Е.И. Гротова, Л.С. Журавлева, , Е.В. Лошманова, Т.А. Михайлина, Л.А. Наумова, Л.А. Носкова, Н.С. Огаджанян, Н.А. Попова), учреждение дополнительного образования (С.Г. Кикнадзе), — или находятся на пенсии (Л.В. Андрюшкина и М.В. Шубина).

Все статьи, включенные в сборник, объединены концепцией «Детский сад — эталон экологической культуры», которая была разработана при финансовой поддержке Госкомэкологии России (план НИОКР-98) и апробирована по приказу Москомобразования на экспериментальной площадке ДОУ ?1901 (1999-2002 г.г.). На протяжении последних лет усилиями специалистов ЦС ВООП с этой концепцией, научными рекомендациями разработчиков по ее внедрению и практическими рекомендациями специалистов ДОУ ?1901 знакомился широкий круг ученых, педагогов, специалистов природоохранных и других ведомств из регионов России, принимавших участие в проводимых ЦС ВООП Российских конференциях «Проблемы и перспективы экологического образования и воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе» (решение конференции 2001 г. включено в приложение к настоящему сборнику).

В сборник включены следующие материалы: Концепция (глава 7), методические разработки по ее практическому внедрению в условиях ДОУ (главы 2-4), обзоры практических шагов по ее внедрению в регионах (главы 5, 6) и статьи специалистов по отдельным направлениям работы (главы 9-14), а также проект документа «Повестка дня на 21 век для ДОУ» (глава 15). В Приложениях к сборнику приводятся: глава из дипломного проекта студентки Госуниверситета управления О.В. Морозовой, выполненного на основе НИР по теме «Детский сад — эталон экологической культуры» и опыта муниципального управления г. Королев Московской области, а также пакет документов по организации эксперимента по этой теме в г. Королеве.

В 1999-2001 г.г. специалисты ЦС ВООП вместе с коллективом ДОУ ? 1901 при финансовой поддержке ФЭФ и организационной поддержке Московского института открытого образования проводили ознакомительные семинары и учебные занятия для 400 специалистов московских ДОУ. В 2002 г. член президиума ЦС ВООП Т.В. Потапова выступала с докладом «Дошкольное образовательное учреждение как элемент устойчивого развития населенных пунктов» на секции «Экологическая безопасность населенных пунктов» Всероссийской конференции по экологической безопасности (4-5 июня 2002 г. Москва).

Мы надеемся, что сборник будет полезен широкому кругу специалистов, заинтересованных в будущем нашей страны.

Председатель президиума ЦС ВООП (И.Ф. Баришпол)

Директор НИА — Природа (Н.Г. Рыбальский)

Оглавление

Глава 1. Введение. Т. В. Потапова.

Часть I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Глава 2. «НАДЕЖДА» — учебная программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. Т.В. Потапова, Л.В. Андрюшкина, Л.С. Журавлева, С.Г. Кикнадзе, Т.Н. Михайлина, М.В. Шубина.

Глава 3. «Детский сад — эталон экологической культуры»: из опыта работы ДОУ ?1901 г. Москвы. Л.С. Журавлева, Н.С. Огаджанян, Е.И. Гротова, Т.С. Голубина, О.А. Шабурко, Л.А. Наумова, Н.А. Анисина, Н.А. Попова, Л.А. Носкова, Е.В. Лошманова.

Глава 4. Экологическая лаборатория в детском саду. Т.В. Потапова.

Глава 5. Реализация в г. Королеве проекта «Детский сад — эталон экологической культуры». В.А. Волков.

Глава 6. О деятельности организаций Всероссийского общества охраны природы по развитию экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях. Т.В. Потапова, В.И. Ефимова,

Часть II. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Глава 7. «Детский сад — эталон экологической культуры»: концепция экологизации деятельности дошкольного учреждения. И.Ф. Баришпол, Л.В. Баль, Л.С. Журавлева, Т.В. Потапова, О.Ю. Цитцер, Л.Т. Шикина.

Глава 8. «Детский сад — эталон экологической культуры» (комментарий к эксперименту в ДОУ ?1901 г. Москвы). Т.В. Потапова.

Глава 9. Экологическая безопасность детского сада. Т.В. Потапова, О.Ю. Цитцер.

Глава 10. Особенности организации эколого-воспитательной работына экологически неблагополучных территориях. О.Ю. Цитцер.

Глава 11. Что нужно знать об экологической паспортизации. О.Ю. Цитцер .

Глава 12. Укрепление взаимодействий с вневедомственными структурами. Т.В. Потапова.

Глава 13. Взаимодействие детского сада и семьи в образовательной деятельности в области здоровья (или здорового образа жизни). Л.В. Баль.

Глава 14. Организация и проведение социально-художественных акций для детей и родителей. М.Г. Дрезнина.

Глава 15. Повестка дня на XXI век для дошкольных образовательных учреждений (проект). Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков.

Приложения

  1. Разработка целевых межведомственных программ экологизации деятельности дошкольных образовательных учреждений: на примере г.Королева Московской области. .
  2. Комплект документов для организации и проведения эксперимента по теме ?Детский сад — эталон экологической культуры? в г. Королеве Московской обл.
  3. Решение IV Российской конференции ?Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе? (Москва, 27-29 ноября 2001 г.).