"Мемориальная квартира Андрея Белого" является отделом Государственного музея А.С. Пушкина.
Такое сопряжение двух значимых имен - Пушкина и Белого - может показаться странным. Но только на первый взгляд. И Пушкин, и Белый оказались "арбатцами" и к тому же - ближайшими соседями. В 1831 году Пушкин после венчания привел молодую жену Наталью Николаевну в дом, принадлежавший семье Хитрово (Арбат, д. 53). В нем в 1986 году открылась "Мемориальная квартира А.С.Пушкина". Дом Рахманова, в котором родился Андрей Белый, - следующий после пушкинского: ул. Арбат, д. 55. Таким образом в двух соседних арбатских домах сошлись два века русской литературы - "золотой" и "серебряный",
и два ярчайших представителя русского поэтического ренессанса - Пушкин и Белый.
Белый не знал о таком значимом соседстве: арбатский адрес Пушкина при жизни Белого был еще неизвестен. А если бы знал, то, конечно бы, назвал это не случайным совпадением, а символической встречей. Ведь пушкинская тема прошла лейтмотивом через всю биографию Белого. "Почему так торжественно предполагается чествовать столетие со дня рождения А.С.Пушкина?" - так называлось его выпускное гимназическое сочинение. Как сознательное развитие пушкинского "петербургского мифа" писал он свой самый знаменитый роман "Петербург" (отдельное издание - 1916). Пушкинский стих стал объектом его глубокого исследования в книге "Ритм как диалектика и "Медный всадник"" (1929). До самой смерти Белого в его комнате на стене висел портрет Пушкина (вместе с портретами отца и М.В.Ломоносова). Поэт П.Н.Зайцев, подаривший ему этот портрет Пушкина (репродукцию с гравюры Т.Райта), записал в мемуарах следующие слова Белого, объясняющие, почему именно эти портреты он держит перед глазами: "Другое как-то убираешь глубоко внутрь : и выступают: Пушкин, Ломоносов:".
|