Компания плохому не научит. Корпоративное образование – своеобразный двигатель новых форм и методов в обучения "Независимая газета"
Глава компании "Майкрософт" (Microsoft) Билл Гейтс построил школу будущего. Как рассказало НТВ, здание в стиле хай-тек возвели в одном из бедных районов Филадельфии. Ученики будут изучать только те предметы, которые сам Гейтс считает нужными в современном мире. Вместо библиотеки в школе действует беспроводной доступ в интернет, а учебники заменены на компьютеры. Учеников будущего набрали по конкурсу среди местных жителей.
Примеров, когда компании открывают собственные университеты, уже много. Когда школы – пока единицы. Сегодня особой популярностью в американском обществе пользуется «идея о креативном классе». Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Технологии, компании и даже венчурный капитал перемещается в места с большей концентрацией талантливых и креативных. Такие люди обладают способностью систематизировать и организовывать свои и чужие усилия. Но для "креативного класса" людей нужно готовить. И лучше начинать со школьной скамьи. Один из основных навыков при этом – умение работать с информацией, потоком информации. Возможно, Биллу Гейтсу хочется осуществить подобную идею в своей школе? По крайней мере, со столь мощным арсеналом компьютерной техники многое сделать гораздо проще.
Вообще корпоративное образование ныне – это неотъемлемая часть деятельности любой компании, которая думает о будущем. Причем это могут быть как программы обучения внутри крупных коммерческих компаний, так и вне их. На курсах в компаниях быстро и эффективно учат по методикам, которые часто разрабатываются в течение нескольких лет. Идея корпоративных университетов находит свое воплощение и в высшей школе.
Кстати, в МГУ имени М. В. Ломоносова, например, корпоративные университеты появились еще 2 года назад. Сегодня в главном вузе таких структур уже пять, все они функционируют на правах факультетов. Организации, которые дали деньги на корпоративные университеты, не вмешиваются в учебный процесс. Факультеты работают по планам МГУ. Оплату осуществляет бизнес. Он же рекомендует иногда студентов для учебы.
Что касается вклада отечественных компаний в образование, то, как заявляет директор Центра развития образования Татьяна Клячко, сегодня работодатель "массированно включается в процесс образования". И вложения компаний в этом году в образование даже переросли бюджет на образование. Но есть одно "но", компании пока не готовы вкладывать средства в начальное профобразование, тем более – в школу. Как считает Татьяна Клячко, позиция в этом случае должна быть более взвешенной.
По мнению депутата ГД РФ Олега Смолина, политика государства тоже должна быть более взвешенной и разумной в этом вопросе. "Компании во всем мире вносят ощутимый вклад в дело развития образования, – заявляет депутат. – И государство стимулирует их в этом разумной налоговой политикой. Наша страна пока в этом плане очень отстает". 15 Сентября 2006 года
|