Весной 2006 года в целях государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации конкурсная комиссия по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования провела анализ 197 заявок из всех регионов России.
В результате проведенного конкурса утвержден список 17 вузов-победителей конкурсного отбора. На реализацию Заявки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова было выделено 970 миллионов рублей в рамках национального проекта "Образование".
Цель выдвинутой МГУ инновационной образовательной программы – сформировать и внедрить устойчивую и развивающуюся систему инновационного образования.
На этапе подготовки к работе по данному проекту отобраны основные и дополнительные образовательные программы, относящиеся к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
В настоящее время учеными, преподавателями и методистами Московского университета ведется усовершенствование учебных программ по следующим направлениям:
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- биоинженерия;
- фундаментальные и прикладные исследования оболочек Земли для решения задач геофизики, геологии, недропользования и экологии;
- новые материалы и химические технологии;
- химия;
- менеджмент наукоемких технологий;
- наука о космосе и околоземном пространстве;
- география, экология и устойчивое развитие;
- психология;
- философия;
- экономика и менеджмент;
- инновационный бизнес.
В результате проведенной работы, обновленные учебные программы на базе инновационного подхода будут готовы к целевой реализации в 2006 и 2007 годах.
В рамках реализации заявленного проекта Московский университет ставит перед собой ряд задач.
Для координации всех работ, связанных с разработкой и внедрением инновационных образовательных программ, а также для концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов в МГУ создан Объединенный инновационный научно-образовательный Центр. Для разработки требований к содержанию этих программ будет использован весь накопленный опыт Московского университета, его научно-образовательный потенциал и возможности отраслевой академической науки, партнерские отношения с работодателями, международные связи. Последним уделяется особое внимание: будет активно развиваться система академической мобильности (в том числе со странами СНГ) студентов и аспирантов, преподавателей, администраторов. Причем, за внешней мобильностью не забыта мобильность внутренняя, которая позволит активизировать обмен опытом внутри страны.
Одним из необходимых требований к новым учебным программам является их ориентированность на использование фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок по приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, будут разработаны и внедрены в образовательный процесс и принципиально новые, междисциплинарные инновационные программы, относящиеся, в первую очередь, к научным направлениям, определенным Президентом Российской Федерации как "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации".
Особый упор при реализации инновационных программ будет сделан на взаимодействие между работодателями и образовательным сообществом, чтобы выявить профессиональные и социально-личностные компетенции выпускников по конкретным направлениям подготовки. Для этого предполагается организация непрерывного изучения (выявления, анализа и мониторинга) потребностей инновационного бизнеса в сфере подготовки специалистов. Особое значение при этом приобретает качество реализации инновационных программ, для поддержания которого на высочайшем уровне будет создана специальная система контроля.
Необходимо будет решить и ряд технических задач. Например, как внедрить в существующий на сегодняшний день учебный процесс инновационные подходы и создать им соответствующую инфраструктуру, чтобы новые методы встроились в современную систему образования.
Для образовательных нужд приобретается и различное, самое современное и высокотехнологичное оборудование, пользоваться которым смогут как студенты, так и ученые в специально созданных наукоемких Центрах коллективного пользования, с тем, чтобы полученные в результате выполнения данного проекта разработки можно было использовать в системе российского университетского образования в целом.
Поскольку умение ученого ориентироваться, в том числе и в деловой среде, становится сегодня все более актуальным, необходимо создать и поддерживать систему дополнительного образования в сфере инновационного бизнеса, что также будет способствовать и популяризации инновационного предпринимательства в академической среде. В данной связи особую важность приобретают и не имеющие аналогов в стране, создаваемые в структуре МГУ совместно с крупными компаниями российского бизнеса корпоративные образовательные единицы, (корпоративные университеты). Например, Высшая школа государственного администрирования (совместно с компанией "Базовый элемент"), Высшая школа "Образовательные инновации и бизнесv (совместно с ОАО НК "РуссНефть"), Высшая школа инновационного бизнеса (совместно с акционерной финансовой корпорацией "Система"). Магистерские программы, на основе которых ведется обучение в корпоративных университетах, разрабатываются специалистами Московского университета с учетом актуальных задач, стоящих перед бизнес-корпорациями и позволяют вывести подготовку менеджеров на качественно новый, высокий уровень.
Выполнение Московским университетом в рамках проекта всех поставленных задач еще больше укрепит его авторитет, основанный на соответствии образовательных программ МГУ им. М. В. Ломоносова требованиям, предъявляемым к уровню лучших образцов международного образования.
Специалисты Московского университета уже приступили к решению поставленных задач. Информация о ходе реализации проекта будет поступать дополнительно и вывешиваться на специальной страничке сайта Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, посвященной реализации национального проекта "Образование". (http://inpro.msu.ru).
Пресс-служба МГУ им. М.В. Ломоносова. 10 Сентября 2006 года
|