Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://inpro.msu.ru/files/am/aprobation.doc
Дата изменения: Tue Dec 11 14:57:39 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:46:16 2012
Кодировка: koi8-r

Апробация рекомендаций и корректировка нормативных документов,
обеспечивающих внутреннюю и внешнюю академическую мобильность, с участием
представителей инновационных вузов и вузов-членов Ассоциации классических
университетов России

На апробацию были представлены следующие проекты нормативных
документов:
1. Положение об индивидуальной академической мобильности студентов,
аспирантов, преподавателей и сотрудников в Московском государственном
университете имени М.В. Ломоносова;
2. Положение о порядке организации и реализации в Московском
государственном университете имени М.В. Ломоносова совместных
образовательных программ;
3. Порядок признания периодов обучения и перезачета дисциплин, пройденных
в зарубежных образовательных учреждениях, в Московском государственном
университете имени М.В. Ломоносова.

Апробация проводилась в рамках следующих мероприятий:
- учебно-методический семинар «Международные правовые нормы и технология
приема и выпуска документов об образовании при трансграничных
образовательных траекториях» (Москва (МИЭМП) - Звенигород, 15-17 мая
2007г.);
- V Всероссийская конференция «Интеграция университетов России в мировое
образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей»
(Анапа, 21-23 сентября 2007г.)
- XV Всероссийская школа-семинар «Интеграция университетов России в мировое
образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей»
(Новороссийск, 24-29 сентября 2007г.).

В апробации принимали участие 122 представителя (списки участников:
Приложение 1 и Приложение 2) 62-х вузов из 25-и городов России (Москва,
Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Томск, Тольятти, Ижевск,
Владимир, Астрахань, Уфа, Владивосток, Казань, Ковров, Краснодар,
Новомосковск, Рязань, Химки, Майкоп, Улан-Удэ, Иваново, Новосибирск,
Архангельск, Таганрог, Ханты-Мансийск) и 5-ти региональных Центров
академической мобильности:

Высшие учебные заведения
1. Адыгейский государственный университет
2. Астраханский государственный университет
3. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
4. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.
В.Р.Филиппова
5. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
6. Владимирский государственный университет
7. Владимирский институт бизнеса
8. Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
9. Институт специальной психологии и педагогики,
10 Институт управления, бизнеса и права
11. Казанский государственный энергетический университет
12. Казанская государственная техническая академия им. В.А.Дегтярева
13. Казанский государственный технологический университет
14. Кубанский государственный университет
15. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма
16. Международный независимый эколого - политологический университет
17. Международный университет в Москве
18. Московская международная высшая школа бизнеса Мирбис
19. Московская финансово-юридическая академия
20. Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный Технический
Университет)
21. Московский государственный академический художественный институт им.
В.И. Сурикова
22. Московский государственный индустриальный университет
23. Московский государственный лингвистический университет
24. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
25. Московский государственный технический университет гражданской авиации
26. Московский государственный университет леса
27. Московский государственный университет прикладной биотехнологии
28. Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики
29. Московский институт экономики, менеджмента и права
30. Московский педагогический государственный университет
31. Московский психолого-социальный институт
32. Московский Технический Университет Связи и Информатики
33. Московский физико-технический институт (государственный университет)
34. Московская финансово-юридическая академия
35. Московский энергетический институт
36. Новосибирский государственный университет
37. Новосибирский государственный медицинский университет
38. Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического
института им. Д.И.Менделеева
39. Российская международная академия туризма
40. Российский гидрометеорологический университет;
41. Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева
42. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
43. Российский государственный социальный университет
44. Российский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма
45. Ростовский государственный строительный университет
46. Российский университет дружбы народов
47. Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права
48. Самарский государственный технический университет
49. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет
50. Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В.Плеханова
(технический университет)
51. Санкт -Петербургская государственная лесотехническая академия имени
С.М.Кирова
52. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 53.
Саратовский государственный социально-экономический университет
54. Северный государственный медицинский университет
55. Сургутский государственный университет
56. Таганрогский технический институт Южного федерального университета
57. Тольяттинский государственный университет
58. Томский политехнический университет
59. Удмуртский государственный университет
60. Югорский государственный университет
61. Южно-уральский государственный университет
62. Южный Федеральный Университет

Региональные Центры академической мобильности:
Российский Совет академической мобильности (РОСАМ)
Южно-Российский центр академической мобильности (ЮРЦАМ)
Верхне-Волжский региональный центр академической мобильности (ВВоРЦАМ)
Новосибирский межвузовский центр международного образования (НМЦМО)
Северо-Западный региональный центр академической мобильности.

В процессе апробации были сделаны следующие выводы.
- Развитие как внешней, так и внутренней академической мобильности
студентов, аспирантов, преподавателей и администраторов крайне важно для
эффективной реализации инновационных образовательных программ,
разрабатываемых МГУ и другими российскими университетами в рамках
инновационных образовательных проектов:
- Развитие академической мобильности в значительной степени сдерживается
отсутствием систематизированного нормативно-методического обеспечения
институционального уровня
- Разработанные представителями МГУ проекты положений об организации
академической мобильности и реализации совместных образовательных программ
отличаются системным подходом и в значительной степени восполняют пробелы,
имеющиеся в нормативно-методическом обеспечении международной деятельности
МГУ и других российских вузов
- Представляется целесообразным выделить в отдельное положение вопросы,
связанные с признанием периодов обучения и перезачета дисциплин.
- Представленные проекты достаточно глубоко проработаны, могут быть
приняты за основу.
- Представляется целесообразным использование представленных проектов в
качестве примерных для разработки нормативно-методического обеспечения
российских образовательных учреждений.

В процессе обсуждения участники апробации высказали свои замечания и
предложения, с учетом которых проекты документов могли бы быть
рекомендованы для использования российскими образовательными учреждениями
при разработке нормативно-методического обеспечения своей международной
деятельности в качестве примерных положений.

Рекомендации

информационно-методического семинара

«Международные правовые нормы и технология приема и выпуска
документов об образовании при трансграничных образовательных
траекториях»
(Москва, 15-17 мая 2007г.)


В ходе семинара были обсуждены следующие темы:


- Место международного сотрудничества и признания зарубежных
документов об образовании в институциональной стратегии российских
ВУЗов;

- Контроль и гарантии качества высшего профессионального образования;

- Современное состояние международной академической мобильности;

- Прием на обучение в российские образовательные учреждения граждан,
имеющих иностранные документы об образовании;

- Выпуск документов государственного образца о высшем профессиональном
образовании;

- Международные правовые акты в области признания. Конвенция о
признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в
европейском регионе;

- Проблемы признания зарубежных документов об образовании;

- Сравнительный анализ систем образования России и зарубежных стран;


- Проблемы участия российских университетов в совместных международных
образовательных программах;



В информационно-методическом семинаре приняли участие 49 сотрудников 28
факультетов и других подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова.



Участники семинара отметили:

- существуют противоречия и коллизии в российской законодательной и
нормативной правовой базе, регулирующей решение вопросов признания
иностранных документов об образовании в РФ;

- для создания стабильно работающей системы подтверждения и признания
документов об образовании в соответствии с современной мировой
практикой необходимо внесение предложений по поправкам к российской
законодательной и нормативной правовой базе;

- во многих российских вузах отсутствует или слабо проработано
нормативно-методическое обеспечение решения вопросов по признанию
периодов обучения, отнесенных в ведение образовательных учреждений,
что препятствует развитию академической мобильности;

- возрастающий спрос на услуги по экспертизе и признанию зарубежных
документов об образовании;

- необходимость подготовки специалистов (экспертов и оценщиков) для
национальной сети экспертных центров по признанию зарубежных
документов об образовании и работы в российских университетах;

- необходимость привлечения экспертов к работе по аттестации и
аккредитации российских образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования;

- необходимость продолжения практики проведения информационно-
методических семинаров по тематике, связанной с развитием
академической мобильности и признанию документов об образовании.

Участники семинара рекомендуют:

- продолжить работу по расширению российской национальной сети
экспертных центров признания зарубежных документов об образовании;

- факультетам МГУ более активно участвовать в работе по признанию
зарубежных документов об образовании;

- включить в перечень вопросов по аттестации и аккредитации вузов
вопросы признания зарубежных документов об образовании;

- продолжить и расширить практику регулярного и своевременного выпуска
информационных писем Рособрнадзора о признании документов
государственного образца о среднем (полном) общем образовании,
выданных на территориях стран СНГ и дающих право на поступление в
образовательные учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования Российской Федерации без свидетельств
об эквивалентности;

- предусмотреть расширение перечня государств, документы
государственного образца о среднем (полном) общем образовании
которых дают право на поступление в образовательные учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования
Российской Федерации без свидетельств об эквивалентности;

- выпустить инструктивное письмо о признании в Российской Федерации
документов, подтверждающих прохождение периодов обучения в
зарубежных образовательных учреждениях, и о правовых последствиях
такого признания (проект прилагается);

- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и
науки с просьбой об установлении перечня зарубежных университетов-
партнеров МГУ, в соответствии с которым для документов об
образовании, свидетельствующих о прохождении в этих учебных
заведениях периода высшего образования, наличие свидетельства о
признании не является обязательным

- поддержать инициативы по совершенствованию нормативной правовой базы
признания иностранных документов об образовании в РФ, что даст
равные возможности и обеспечит соразмерную и объективную оценку
иностранных квалификаций для всех заявителей.

Приложение
к Рекомендациям информационно-методического семинара «Международные
правовые нормы и технология приема
и выпуска документов об образовании при
трансграничных образовательных траекториях»


Федеральные органы исполнительной
власти, имеющие в ведении
образовательные учреждения высшего,
среднего и начального
профессионального образования
Образовательные учреждения высшего,
среднего и начального
профессионального образования




О правовых последствиях признания
периода обучения в Российской Федерации


В связи с поступающими в Федеральную службу по надзору в сфере
образования и науки обращениями о признании в Российской Федерации
документов, подтверждающих прохождение периодов обучения в иностранных
образовательных учреждениях, Рособрнадзор информирует о следующем.

В соответствии с п. 2 статьи 23 Федерального закона Российской
Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в
редакции от 20 апреля 2007г. «Под признанием документов иностранных
государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об
ученых степенях и ученых званиях . понимается согласие соответствующих
органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной
силы этих документов на территории Российской Федерации».

В соответствии с положениями Конвенции о признании квалификаций,
относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997г),
вступившей в силу в отношении Российской Федерации 30 июня 2001г., под
периодом обучения понимается «любая составная часть программы высшего
образования, которая была оценена и документирована и которая, хотя и не
представляет собой программу обучения, обеспечивает существенное
приобретение знаний или навыков».

В соответствии с п.13 Порядка признания и установления эквивалентности
(нострификации) документов об образовании иностранных государств об
образовании и ученых званиях, утвержденного Приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. ? 15
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля
1997г., регистрационный ?1260) свидетельство о признании документа об
образовании, выданного учебным заведением иностранного государства, дает
право на зачисление в учебное заведение, реализующее образовательные
программы соответствующего уровня на территории Российской Федерации, с
зачетом успешно пройденных ранее дисциплин. При этом документ об
образовании иностранного государства рассматривается в качестве
академической справки.

В соответствии с пунктом 2 Раздела 1 Порядка приема в государственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие
учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами
исполнительной власти, утвержденного приказом Министерства образования
Российской Федерации от 14 января 2003г. ?50 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2003г.,
регистрационный ? 4188), на первый и последующие курсы принимаются лица,
имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном
образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном
высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о
высшем профессиональном образовании различных ступеней. В соответствии с
этим, обладатели иностранных документов об образовании должны представить в
приемную комиссию имеющийся у них документ об образовании и свидетельство о
его признании в качестве документа, подтверждающего прохождение периода
обучения по программе высшего профессионального образования. От
необходимости представлять свидетельство о признании и/или эквивалентности
освобождены обладатели документов, полученных в Республике Беларусь.

Наличие вышеуказанных свидетельств о признании и/или эквивалентности
дает право ученому совету вуза своим решением установить эквивалентность
содержащихся в иностранном документе об образовании прослушанных в
зарубежном университете курсов курсам, содержащимся в соответствующем
государственном образовательном стандарте, и по окончании обучения внести в
приложение к диплому о высшем профессиональном образовании необходимую
запись (со звездочкой) и указанием зарубежного университета, в котором были
прослушаны эти курсы (в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи
документов государственного образца о высшем профессиональном образовании,
заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной
приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. ? 65)

Следует иметь в виду, что в этих случаях в графе приложения к диплому
«Предыдущий документ об образовании» указывается, как правило, иностранный
документ о получении среднего (полного) общего или среднего
профессионального образования. Это влечет за собой необходимость
представления кандидатом на обучение также и свидетельства об
эквивалентности этого документа.

Аналогичный порядок может быть использован в случае совместных
образовательных программ, ведущих к получению так называемых «двойных»
степеней (дипломов).

Заместитель руководителя (подпись)

РЕШЕНИЕ

V ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ И XV ШКОЛЫ-СЕМИНАРА

«Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное
пространство с учетом региональных особенностей»

(21 - 29 сентября 2007 год, гг. Анапа, Новороссийск)



Конференция и школа-семинар обсудили новые тенденции в международной
академической мобильности и формировании инновационной образовательной
среды России. В разных формах работы конференции и школы-семинара приняли
участие представители Министерства образования и науки Российской
Федерации; ректоры, проректоры, руководители и сотрудники структур
управления международной деятельностью, образованием и наукой, сотрудники
Адыгейского, Бурятского, Владимирского, Волгоградского, Дальневосточного
путей сообщения, Ивановского архитектурно-строительного, Казанского
государственного университета (филиал в г. Набережные Челны), Московского
им. М.В. Ломоносова, Московского лингвистического, Московского
педагогического, Московского технического им. Н.Э. Баумана, Московского
экономики, статистики и информатики, Новосибирского, Новосибирского
медицинского, Российского гидрометеорологического, Российского социального,
Ростовского строительного, Самарского технического, Санкт-Петербургского
растительных полимеров, Саратовского социально-экономического, Сургутского,
Югорского, Южного Федерального, Южно-уральского, государственных
госуниверситетов; Камской государственной инженерно-экономическая академия
(г.Набережные Челны), Московского энергетического института
(технологического университета); Владимирского института бизнеса, Института
специальной психологии и педагогики (г. Санкт-Петербург), Института
управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону), Московского института
экономики, менеджмента и права, Ростовского института защиты
предпринимателя, Южно-российского университета; а также представители
Российского Совета академической мобильности, межвузовских и региональных
центров международного сотрудничества и академической мобильности Юга
России, Новосибирска, Верхней Волги, Партнерства британских университетов в
России (INTO University Partnership). Конференция организована при участии
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



В ходе конференции были обсуждены следующие вопросы:



. международная составляющая в инновационных образовательных программах;

. российский и зарубежный опыт, перспективы совместных инновационных
образовательных программ ведущих к получению двойных дипломов;

. трансграничные инновационные образовательные и научные траектории;

. международные и российские правовые акты, регламентирующие
академическую мобильность и признание периодов обучения;

. институциональные структуры, содействующие реализации национальных и
международных инновационных проектов в образовании, науке и
технологическом развитии;

. опыт и проблемы координации интересов участников межвузовских
инновационных образовательных программ в образовании, науке и
технологическом развитии;

. инновационные образовательные и научные программы и система
стратегических партнерств университетов с промышленными предприятиями,
организациями социальной сферы и органами власти субъектов Федерации;

. особенности взаимодействия университетов с органами управления на
региональном уровне при создании и реализации инновационных
международных образовательных и научных программ;

. формирование системного подхода к реализации программ академической
мобильности в новых условиях как одного из базовых механизмов
реализации инновационных образовательных проектов и программ.



В рамках конференции и школы-семинара Московским государственным
госуниверситетом им. М.В. Ломоносова был проведен круглый стол по теме:
«Проблемы организации и реализации совместных образовательных программ».



Участники конференции и школы-семинара обратили внимание на следующие
особенности современного этапа развития образования, науки и международного
сотрудничества университетов России с учетом региональных особенностей.



Глобальные тенденции в мировой экономике, неотделимые от интеграционных
процессов в сфере науки, техники, общественных отношений - реальность
современной цивилизации. Развитие глобального инновационного общества
обуславливают новые стратегически важные функции сферы образования. В
сочетании с процессами глобализации усиливается роль университетов как
значимых субъектов регионального развития в формировании гуманитарного
капитала региона, как весомых фигур в местной структуре управления, в
развитии информационного общества, как центров интеллектуального и
культурного лидерства в регионе.

На фоне всех неопределенностей в развитии российской экономики
постепенно начинает просматриваться растущее понимание роли знания в
направленности экономических преобразований. Существенная активизация
федеральных инициатив по развитию инновационных процессов в России невольно
затронула различные регионы. Это существенно повышает социальную роль,
значимость и ответственность субъектов науки и образования, стимулирует
активность в объединении их усилий, а также в развитии теснейших
взаимосвязей секторов науки и образования с приоритетными отраслями
экономики в инновационном развитии регионов.

В России в силу ее природных особенностей, масштабов, исторических
особенностей развития сформировалась своя структура распределения
производства, освоения сырьевых ресурсов, развития науки и образования,
формирования и наращивания финансового капитала. При этом в российской
экономике сложилась деформированная система взаимодействия
интеллектуального и технологического ресурса страны с другими видами
ресурсов, практически парализовавшая развитие и использование первого.

Сегодня уже многие субъекты Федерации России рассматривают мероприятия
по формированию инновационной системы как основу структурной перестройки
местной экономики. Однако зачастую к вопросам территориально экономического
переустройства с комплексным акцентом на развитие инновационных процессов
мы подходим без серьезной методологической основы.

Понятие конкурентоспособности с необходимостью требует того, чтобы
темпы обновления научных и научно-технических результатов в направлениях
приоритетного развития территории и соответствующих инновационных
образовательных программ были, как минимум, не ниже изменения потребностей
рыночной среды в новых типах инновационной продукции и услуг.

Построение модельных решений инновационного развития территории должно
с неизбежностью сопровождаться построением и принципиально новых механизмов
управления, включая управление развитием науки и образования, формируемых с
учетом естественных рыночных ограничений и требований, которые необходимо
учитывать при формировании конкурентоспособной инновационной среды и
системы ее кадрового обеспечения. Во всех случаях на первый план, при
решении задач инновационного развития региона, выходит потребность в
создании механизмов ускоренного развития образовательного и научного
потенциала территории, выводе его на качественно новый уровень.

Темпы и условия развития высшего профессионального образования в
некоторых сырьевых регионах вызывают самые положительные оценки у
специалистов системы образования различных регионов страны. Но вместе с
тем, общий уровень высшего профессионального образования и науки в них, как
и во многих других регионах, объективно еще достаточно слаб для
полноценного кадрового обеспечения сложнейших процессов инновационного
развития. Это обстоятельство влечет за собой необходимость построения
самостоятельных программных разделов по привлечению в них опыта, знаний и
технологий инновационных центров страны и зарубежья с обязательной
отработкой механизмов развития в них соответствующих образовательных и
научных составляющих для формирования собственного местного кадрового
потенциала обеспечения новых для этих территорий инновационных процессов.
Таким образом, речь пошла о формировании принципиально новых для России
схем мобильности интеллектуального потенциала в решении задач
инновационного развития ее регионов.

Учитывая тот факт, что в современном мире университеты находятся в
условиях изменяющейся и многоуровневой конкурентной среды, разработка их
организационных стратегий должна принимать во внимание все сложности
проектирования внутренней и внешней коммуникации. Внешние взаимодействия
создают для вуза новые возможности и предложения использовать новые
институциональные рамки.

В системе университетского управления необходимо создание принципиально
новой системы организационной коммуникации, обеспечивающей координацию
агентских отношений, регулирование обязательств преподавателей и
сотрудников, снижение неопределенности организационной среды и уменьшение
проявлений оппортунистического поведения ее участников на всех уровнях
университетской иерархии. Изменение темпов производства, доставки и
устаревания научно-образовательных услуг и товаров сопровождаются
совершенствованием стратегий получения, обработки и использования
информации о них.

Особую актуальность приобретает развитие единой образовательной
информационной среды. Совместимость форматов хранения информации в
российском портале открытого образования с международными стандартами и
спецификациями в области представления образовательной информации создает
предпосылки для международной академической мобильности студентов,
слушателей и преподавателей. При этом становится возможным еще один вид
академической мобильности - мобильность образовательного контента. Это
означает, что учебный курс, представленный в универсальном формате может
распространяться в единой образовательной информационной среде на основании
договора о передаче прав, лицензионного соглашения и т.д.

Современный этап реализации программы модернизации отечественной
образовательной системы характеризуется государственными усилиями по
консолидации новых образовательных технологий, экономических и
информационно-технологических инноваций; созданию новых организационных
структур и институциональных форм в области образования.

Новые подходы к организации образования в полной мере проявляются в
реализации масштабных государственных проектов, в первую очередь, таких как
Федеральная Целевая Программа Развития Образования (ФЦПРО), проект
«Информатизация системы образования» (ИСО), приоритетный национальный
проект «Образование» (ПНП «Образование).

Одной из новых задач, вставших перед службами структурами управления
университетов, является организация массового повышения квалификации
сотрудников в России и за рубежом. Её актуальность явилась следствием
увеличения финансирования образования в соответствии с одной из
приоритетных национальных программ.

Одной из главных доминант развития мировой экономики является не
только свободное движение капиталов, но и мобильность интеллектуальных
ресурсов и квалифицированных кадров. Проблемы создания механизмов
объективной оценки качества высшего профессионального образования
чрезвычайно сложны и зачастую противоречивы, поскольку связаны с
национальными особенностями организации образовательных систем в разных
странах и особенностями текущего этапа исторического развития.

Университет в регионе начинает действовать как глобальный игрок,
ориентированный на развитие региона, генерирующий и продвигающий новые
знания, зачастую прежде, чем сформируется региональная и национальная
политическая структура для этой деятельности. Ни одно звено социально-
экономической инфраструктуры региона не обладает столь развитой
аналитической функцией как университет - основной региональный субъект,
ответственный за постоянное обновление.

Вместе с тем развитие полноценных совместных инновационных
образовательных программ и новых форм академической мобильности, отвечающие
интересам развития образования и удовлетворения потребностей внешней среды
университетов, сопровождается существенными трудностями, в том числе и на
законодательном уровне.

Российские законы еще задолго до вступления России в Болонский процесс
позволяли осуществлять академическую мобильность. Основная же проблема
состояла в том, что они были рассчитаны именно на индивидуальные случаи и
не предполагали массовых потоков.Кроме того, образование в России было
рассчитано на обслуживание внутреннего рынка, и задача его гармонизации с
европейскими и американскими системами не ставилась. Не стояла и задача
массовой межкультурной коммуникации ввиду того, что контактов с зарубежными
странами и гражданами было не так много, а небольшое количество
подготавливаемых специалистов вполне удовлетворяло потребности страны.
Обмен преподавателями между вузами осуществлялся (в рамках стажировок,
повышения квалификации, дополнительных лекций для студентов во время
пребывания в другом вузе), однако был именно индивидуальным случаем, а не
массовой практикой. Выявившиеся проблемы обусловили необходимость эволюции
нормативно-правовой базы академической мобильности.

Первый и сложный вопрос, встающий в связи с академической
мобильностью, как внешней, так и внутренней, связан с такой особенностью
организации российского образования, как «кафедроцентричнность». Это
означает, во-первых, наличие большого поля фундаментальных дисциплин,
читаемых на факультете, как обязательного подготовительного этапа
последующей специализации. Объем их как по количеству, так и по охвату тем
в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с
предлагаемыми основными европейскими вузами.

В большинстве российских вузов нет четкого понимания того, что же
собой представляют совместные программы. Совместными программами многие
называют любое сотрудничество с зарубежными вузами, которое повлияло на
развитие учебного курса.

Жесткая продуманность образовательных программ в российских вузах
выливается в фиксацию последовательности освоения курсов, в рамках которой
вариабельность возможна лишь в очень незначительной степени.
Государственные образовательные стандарты не предусматривают индивидуальных
образовательных траекторий. Руководству факультетов трудно принять решение
о перезачете курсов, так как несовпадения в их программе вполне возможны, а
разработанных и закрепленных в нормативных документах критериев признания
курсов нет.

Факты регулирования процесса признания на подзаконном уровне, говорят
о том, что система признания и установления эквивалентности (нострификации)
документов иностранных государств об образовании у нас не отработана,
функционирует только в частном порядке и не рассчитана на массовый прием
студентов из зарубежных стран. Российские студенты за рубежом вынуждены
проходить процедуру признания так же, как и иностранные студенты в России.
Все это затрудняет создание совместных программ, которые уже одним свои
названием предполагают выдачу совместных или двойных дипломов.

Развитие и реализация академической мобильности, таким образом,
требует совершенствования нормативно-правовой базы не только в сфере
образования, но и в других сферах российского законодательства, например,
миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на
территории Российской Федерации, въезда и выезда в/из Российской Федерации,
налогового законодательства и так далее.





Участники конференции и школы-семинара отметили необходимость:



. реализации трех задач высшего образования, специфичных именно для
России на современном этапе и не укладывающиеся в формат Болонского
процесса:

- обеспечение фундаментальности и комплексности образования, особенно
на первых годах обучения, закладывая основу для профессиональной
мобильности обучающегося на всю оставшуюся жизнь;

- повышение роли региональных вузов в формировании экономической,
социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных
устремлений всех жителей региона и его экономики;

- перевод центра активности ведущих столичных вузов с поиска в регионах
сильных абитуриентов на содействие профессиональному росту профессорско-
преподавательского состава вузов в регионах России, развитию научного и
образовательного потенциалов по всей стране;

. развития системы государственной поддержки реализации вузами
академической мобильности, как индивидуальной, так и в форме
совместных образовательных программ, что должно реализовываться, как
представляется, прежде всего, в форме системы нормативно-правовых
актов различных уровней (федерального, субъектов федерации и
местного), регулирующих академическую мобильность,
предусматривающих:

- более чёткое определение границ автономности вузов в вопросах
Болонского процесса;

- вариабельность сроков обучения на уровнях бакалавриата и магистратуры
в соответствии с общеевропейской практикой;

- легализация программ академической мобильности для российских
студентов и установление порядка зачёта периодов обучения в других
вузах;

- разработка процедур проверки качества предоставленных других вузом
образовательных услуг, а также процедуры признания или отклонения
включения в индивидуальный учебный план и комплекс зачетных единиц
курсов других вузов;

. создания современной законодательной базы сферы международного
сотрудничества в образовании;

. отражения на федеральном уровне следующих явлений, которые в
реальности уже присутствуют, но не имеют возможности полного
развития в виду неразработанности соответствующей законодательной
базы:

- разработка реализации межгосударственных программ и проектов в
области образования и научной деятельности в системе образования (и, в
частности, определение юридического статуса совместных международных
образовательных программ, в том числе программ двойных и совместных
дипломов);

- участие в формировании системы подготовки и переподготовки кадров в
области управления международным сотрудничеством в сфере образования;

- определение порядка признания документов не только о соответствующем
образовании, но и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в
иностранных государствах, и выдачи свидетельств об эквивалентности
указанных документов (в том числе определение единого порядка выдачи
Европейских приложений к диплому и решение вопросов признания
Европейских приложений к диплому, выданных зарубежными вузами);

- обеспечение в установленном порядке приема иностранных граждан (лиц
без гражданства) на обучение, стажировку и повышение квалификации в
Российской Федерации.

. законодательного закрепления следующих функций вузов:

- участие в международных программах и проектах развития и
совершенствования образования и управления образованием;

- участие в программах академической мобильности студентов и
аспирантов, двустороннего и многостороннего обмена докторантами,
педагогическими и научными работниками;

- создание с участием иностранных партнеров различных структурных
подразделений (научно-методические центры, лаборатории, технические
парки и другие подобные структурные подразделения);

- самостоятельное приглашение иностранных граждан на обучение,
переподготовку, повышение квалификации, а также для проведения научных
исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и иных подобных
мероприятий, направление приглашений установленной формы, утвержденной
федеральным (центральным) органом управления образованием по
согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации;

. устранения противоречий положений законов РФ «Об образовании» и «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании», где вуз
наделен полномочиями определения срока обучения и установленных в
государственных стандартах жестких сроках обучения, а также
предусмотреть финансовые аспекты более длительного срока обучения в
вузе в случае финансирования этого обучения из государственного
бюджета;

. принятия на уровне вузов ряда нормативно-методических документов,
обеспечивающей реализацию в вузах РФ академической мобильности:

- положения о реализации долгосрочных совместных образовательных
программ (с приложением образцов документов и методических указания по
организации долгосрочных образовательных программ);

- положения о реализации краткосрочных совместных образовательных
программ (с приложением образцов документов и методических указаний по
организации краткосрочных образовательных программ);

- порядка оформления «европейского приложения» к диплому выпускника
вуза (с приложением образца, методики пересчета оценок успеваемости и
трудоемкости курсов);

. формирования новой целостной системы управления процессами
инновационного развития, как на уровне региона, так и на уровне
университетов;

. построения механизмов системного изучения будущего спроса на
образовательные услуги, определяющего спектр квалификаций, который
должен быть обеспечен в перспективе через 10 - 15 лет для
устойчивого развития экономики и социальной сферы страны и ее
регионов;

. формирования инструментария нового профессионального менеджмента,
позволяющего обеспечить сопровождение процесса разработки и
продвижения инновационных образовательных программ специально
подготовленными менеджерами;

. построения интерактивных схем формирования инновационных
образовательных программ, в которых на всех стадиях их разработки и
реализации существенно возрастает необходимость взаимодействия с
потенциальными потребителями образовательных услуг и постоянно
обновляемыми научными знаниями;

. усиления роли университетов не только в удовлетворении
образовательной потребности внешней среды, на основе высокого уровня
качества оказываемых услуг, но и в предложении регионам новых знаний
и решений, определяющих направленность дальнейшего развития
территории;

. формирования университетами системы стратегических партнерств и
опережающего маркетинга, создающего благоприятные условия для
осуществления инновационных процессов, объединяющих образование,
науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент;

. построения программ «двойных дипломов», которые являются
перспективными формами сотрудничества с зарубежными университетами;

. развития образовательных программ как сложных систем, способных к
самосовершенствованию посредством внутренних механизмов измерения
собственных параметров и их адаптивной коррекции;

. перехода от целевых требований к выпускникам, выраженных в
определенных результатах обучения, к структуре обязательного
минимума содержания (знаний, умений, навыков), выраженного не в
академических часах, а в сугубо условных "зачетных единицах" и
компетенциях;

. расширения целевых исследований, направленных на развитие
конкурентоспособности российского образования и науки, разработку
конкретных устойчивых механизмов взаимодействия вузов, научных
центров и государственных органов власти России (в том числе
региональных) и зарубежных стран;

. приведения в соответствие с приоритетными направлениями социально-
экономического развития регионов России направлений и
специальностей подготовки специалистов.

Участники конференции и школы-семинара выразили благодарность вузам и
организациям, обеспечившим подготовку и высокий содержательный уровень
проведенных мероприятий

. Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова

. Новосибирскому государственному университету

. Южному Федеральному университету

. Югорскому государственному университету

. Ростовскому государственному строительному университету

. Институту управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону)

. Московскому институту экономики, менеджмента и права

. Южно-российскому университету

. Российскому Совету академической мобильности

. Верхневолжскому региональному центру академической мобильности

. Южно-российскому центру академической мобильности

При этом был отмечен:

большой вклад предыдущих всероссийских конференций и школ-семинаров
цикла "Интеграция университетов России в мировое образовательное и
научное пространство с учетом региональных особенностей" в обобщение
и распространении опыта, постановку новых форм и направлений развития
образования, науки, инноваций и международного сотрудничества в вузах
России. Участники подтвердили необходимость продолжения данного цикла
и проведения в 2008 году VI Всероссийской конференции и XVI
Всероссийской школы-семинара.

Приложение 1.
Список участников информационно-методического семинара

"Международные правовые нормы и технология

приема и выпуска документов об образовании

при трансграничных образовательных траекториях"

(Москва, 15-17 мая 2007г.)

|? |ФИО |Должность |Организация |Телефон |E-mail |
|1.|Аскармахмудова|Главный специалист |Астраханский |Рабочий тел. (8512) |askarova@aspu.ru |
| |Любовь |отдела экспорта |государственный |610890, факс (8512) | |
| |Амангалиевна |образовательных услуг |университет (АГУ) |610843 Мобильный | |
| | | | |89093747847 | |
|2.|Беляева Лариса|ведущий инженер |ГОУ ВПО |(812) 550-41-44 |umslta@yandex.ru |
| |Федоровна |Управления |"Санкт-Петербургск|(812) 297-00-48 | |
| | |международных связей |ая государственная| | |
| | |ЛТА |лесотехническая | | |
| | | |академия им. С.М. | | |
| | | |Кирова | | |
|3.|Беляева |Ведущий специалист |Московский |(495) 442-71-33 |TBelyaeva@mesi.ru |
| |Татьяна |деканата по работе с |государственный |(рабочий) | |
| |Александровна |иностранными учащимися |университет |8-903-201-07-04(моби| |
| | | |экономики, |льный), | |
| | | |статистики и |(495)442-7066 (факс)| |
| | | |информатики (МЭСИ)| | |
|4.|Бенсон Глеб |Заместитель начальника |Томский |3822-563-406 |bgf@tpu.ru |
| |Феликсович |отдела организации и |политехнический | | |
| | |обеспечения |университет | | |
| | |международного | | | |
| | |сотрудничества | | | |
|5.|Благодатских |Декан по работе с |Московский |(495) 442-70-66 |VBlagodatskikh@mesi.ru |
| |Виктор |иностранными учащимися |государственный |(рабочий) | |
| |Алексеевич | |университет |8-916-605-64-05(моб)| |
| | | |экономики, |, (495)442-7066 | |
| | | |статистики и |(факс) | |
| | | |информатики (МЭСИ)| | |
|6.|Болдуев |декан международного |Северный |(8182) 206-201, |sun@atknet.ru |
| |Владимир |факультета врача общей |государственный |8-911-561-42-12 | |
| |Афанасьевич |практики |медицинский | | |
| | | |университет | | |
|7.|Будник Оксана |Начальник отдела |Казанский |(843)5184464, |oksy-b@mail.ru |
| |Сергеевна |международных связей |государственный | | |
| | | |энергетический | | |
| | | |университет | | |
|8.|Вилейто |Ведущий специалист |«Российский |Раб.: (812) |aak84@mail.ru |
| |Татьяна |учебно-методического |государственный |314-43-43, доб. | |
| |Владимировна |управления |педагогический |2090; Моб.: | |
| | | |университет им. |8-911-262-87-27/ | |
| | | |А.И. Герцена» |Факс: (812) 312-1195| |
|9.|Вольхина Елена|Ответственный секретарь|Московская |Раб.129-41-11 |VolhinaE@rui.ru |
| |Васильевна |приемной комиссии |финансово-юридичес|моб.8-916-244-12-07 | |
| | | |кая академия | | |
| | | |(МФЮА) | | |
|10|Глазова Ирина |Инженер по учебному |ГОУ ВПО "КГТА |8(49232)50592, |kainter@kc.ru |
|. |Борисовна |процессу деканата по |им.В.А.Дегтярева" |8(49232)21761, |glasik@mail.ru |
| | |работе с иностранными | |89107745755/8(49232)| |
| | |студентами | |32160 | |
|11|Голобородько |Главный специалист по |Ростовский |(863) 2726488; |gol_prkom@rgups.ru |
|. |Андрей Юрьевич|международной |государственный |89198734514 | |
| | |деятельности |университет путей | | |
| | | |сообщения | | |
|12|Головченко |Методист отдела по |Государственное |8-903-271-47-70, |golovchenkol@yandex.ru |
| |Елена |работе с иностранными |образовательное |факс 912-56-72 | |
| |Валериевна |студентами |учреждение высшего| | |
| | | |профессионального | | |
| | | |образования | | |
| | | |«Московский | | |
| | | |государственный | | |
| | | |академический | | |
| | | |художественный | | |
| | | |институт им. В.И. | | |
| | | |Сурикова» | | |
|13|Горянская |Зам. директора Центра |Южный Федеральный |(863) 222-68-12, |askaovg@mail.ru |
| |Ольга |международного |Университет |факс (863) 222-68-03| |
| |Валерьевна |образования | | | |
|14|Грачева Елена |Специалист приемной |Московская |101-41-88,( факс |pk@mirbis.ru; |
| |Викторовна |комиссии. |Международная |237-34-30 для |day@mirbis.ru |
| | | |высшая школа |приемной комиссии) | |
| | | |бизнеса Мирбис |Перель | |
| | | |(институт) |8-903-206-09-62. | |
| | | | |Грачева | |
| | | | |8-905-770-65-60 | |
|15|Гребенюк |Ведущий специалист |ФГОУ ВПО |телефон/факс |id@sportedu.ru |
| |Евгения |отдела развития |«Российский |166-92-38 | |
| |Олеговна |международного |Государственный | | |
| | |сотрудничества |Университет | | |
| | |Управления |физической | | |
| | |международных связей |культуры, спорта и| | |
| | | |туризма» (РГУФК) | | |
|16|Давлетшин |начальник управления |МИЭМП |783-68-48 доб.4058 |davletshin@miemp.ru |
| |Алексей |делами | | | |
| |Тамерланович | | | | |
|17|Дмитрова Вера |начальник отдела по |Московский |957-79-95 - рабочий,|indec@mtuci.ru |
| |Ивановна |связи с выпускниками и |Технический |353-18-82 - домашний| |
| | |последипломного |Университет Связи | | |
| | |образования, зам. |и Информатики | | |
| | |декана по работе с |(МТУСИ) | | |
| | |иностранными учащимися.| | | |
|18|Дубовицкий |Начальник отдела |ГОУ ВПО |246-01-23 (рабочий) |ums_mail@mpgu.umos.ru |
| |Роман |инновационных |«Московский | | |
| |Александрович |образовательных |педагогический | | |
| | |проектов Управления |государственный | | |
| | |международных связей |университет» | | |
|19|Егунова |Заведующая |Международный |Телефон: 231-44-50 |malysheva_priem@mnepu.ru |
| |Екатерина |учебно-методическим |независимый |Факс: 159-17-27 | |
| |Викторовна |отделом |эколого - | | |
| | | |политологический | | |
| | | |университет | | |
|20|Елисеев Эдуард|Заместитель начальника |«Московский |495-263-69-77 |orisa@mx.bmstu.ru |
| |Анатольевич |отдела по работе с |государственный |495-559-58-69 | |
| | |иностранными студентами|технический |910-412-39-41/ | |
| | |и аспирантами |университет имени |495-267-98-93 | |
| | | |Н.Э. Баумана» | | |
| | | |(Управление | | |
| | | |международных | | |
| | | |связей) | | |
|21|Ефремова |Проректор по |Негосударственное |Раб.958-19-00 |1982olga@mail.ru |
| |Галина |непрерывному |образовательное |(доб.122), моб. | |
| |Сергеевна |образованию |учреждение |8-962-909-58-23, | |
| | | |"Московский |факс 234-43-14 | |
| | | |психолого-социальн| | |
| | | |ый институт" | | |
|22|Зинатуллина |Специалист центра |Московкий институт|783-68-48, доб. |azinatullina@miemp.ru |
| |Алина |международного |экономики, |40-71 | |
| |Ренатовна |образования |менеджмента и | | |
| | | |права | | |
|23|Иванова Ольга |Начальник отдела |Управление |Рабочий: (3412) |inter@uni.udm.ru |
| |Георгиевна |международного |международных |917358. Домашний: | |
| | |образования |связей Удмуртского|(3412) 425956. | |
| | | |государственного |Мобильный: | |
| | | |университета. (УМС|89124400488 | |
| | | |УдГУ) | | |
|24|Иванова Юлия |Заместитель декана |Санкт-Петербургски|(812)316-73-14, |julietta@spbgasu.ru |
| |Витальевна |факультета |й государственный |8-921-318-11-40 | |
| | |международного |архитектурно-строи| | |
| | |образования |тельный | | |
| | | |университет | | |
|25|Ивлев Иван |Декан |«МОСКОВСКИЙ |677-03-36 |priem@msaab.ru |
| |Иванович | |ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | | |
| | | |УНИВЕРСИТЕТ | | |
| | | |ПРИКЛАДНОЙ | | |
| | | |БИОТЕХНОЛОГИИ» | | |
|26|Исаева Лариса |Нач-к отдела по работе |ГОУ ВПО «Казанский|(843) 231-42-63 - |lisaeva@kstu |
| |Борисовна |с иностранными |государственный |раб, 292-39-29 - дом|oms@kstu.ru |
| | |студентами |технологический |Факс (843) 236-57-68| |
| | | |университет» - | | |
| | | |КГТУ | | |
|27|Камелин |заместитель начальника |Государственное |Раб. 245-18-21, дом.|SHLEG@linguanet.ru |
| |Валерий |управления |образовательное |390-22-41, моб. | |
| |Григорьевич |международного |учреждение высшего|587-77-45 /факс | |
| | |сотрудничества |профессионального |246-28-07 | |
| | | |образования | | |
| | | |«МОСКОВСКИЙ | | |
| | | |ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | | |
| | | |ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ | | |
| | | |УНИВЕРСИТЕТ» | | |
|28|Климов Игорь |Начальник договорного |Российская |8(44495) 574-16-36 |rector@rmat.ru |
| |Николаевич |отдела |международная | | |
| | | |академия туризма | | |
| | | |РМАТ | | |
|29|Коноплева |Начальник отдела |ФГОУ ВПО |телефон 166-37-45 |ops@sportedu.ru |
| |Светлана |подготовки специалистов|«Российский | | |
| |Дмитриевна |для зарубежных стран |Государственный | | |
| | |Управления |Университет | | |
| | |международных связей |физической | | |
| | | |культуры, спорта и| | |
| | | |туризма» (РГУФК) | | |
|30|КОРОБКО Андрей|Начальник |Государственное |245-37-72, дом. |aikorobko@mail.ru |
| |Иванович |учебно-методического |образовательное |8-499-737-53-10, | |
| | |управления |учреждение высшего|моб. | |
| | | |профессионального |8-903-238-80-55/факс| |
| | | |образования |246-83-66 | |
| | | |«МОСКОВСКИЙ | | |
| | | |ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | | |
| | | |ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ | | |
| | | |УНИВЕРСИТЕТ» | | |
|31|Крайнова |Зам. начальника |Государственное |(8482) 53-91-40 |Kraynova@tltsu.ru |
| |Анжела Юрьевна|Учебно-методического |образовательное | | |
| | |управления |учреждение высшего| | |
| | | |профессионального | | |
| | | |образования | | |
| | | |«Тольяттинский | | |
| | | |государственный | | |
| | | |университет» | | |
| | | |(ГОУВПО ТГУ) | | |
|32|Кураева |Ведущий документовед |«Российский |Раб.: (812) |Aak84@mail.ru |
| |Александра |учебно-методического |государственный |314-43-43, доб. | |
| |Александровна |управления |педагогический |2090; Моб.: | |
| | | |университет |8-911-263-62-66/ | |
| | | |им.А.И.Герцена» |Факс: (812) 312-1195| |
|33|Кутдусова |Зам.начальника отдела |ГОУП ВПО |Тел/факс: |n_guzel@mail.ru |
| |Гузель |международных связей |"Башкирский |8-(347)272-90-34 |guzel_kutdusova@yahoo.com|
| |Нурисламовна | |государственный |(раб) (86) | |
| | | |педагогический | | |
| | | |университет им. | | |
| | | |М.Акмуллы» | | |
|34|Ляшко Елена |Начальник |ФГОУ ВПО |Раб.тел/факс: |interdep@kgafk.ru |
| |Владимировна |международного отдела |"Кубанский |(861)-275-08-76; | |
| | | |государственный |моб.:+7 918 261 93 | |
| | | |университет |53 | |
| | | |физической | | |
| | | |культуры, спорта и| | |
| | | |туризма" (КГУФКСТ)| | |
|35|Малышева |Зам. председателя |Международный |Телефон: 231-44-50 |malysheva_priem@mnepu.ru |
| |Светлана |приемной комиссии, зав.|независимый |Факс: 159-17-27 | |
| |Николаевна |Отделом ОРС |эколого - |Мобильный: | |
| | | |политологический |8-903-22-333-14 | |
| | | |университет | | |
|36|Маренкова |Сотрудник Центра |Московский |586-60-12 (раб.), |MarenkovaI@rambler.ru |
| |Ирина Олеговна|обучения иностранных |государственный |8-903-1508615(моб.) | |
| | |граждан |университет леса | | |
| | | |(МГУЛ) | | |
|37|Марчук Анна |Ведущий экономист |Московский |Тел. /факс |dfct@mstuca.ru |
| |Владимировна |Факультета обучения |Государственный |459-07-21; | |
| | |иностранных граждан |Технический |моб.8-926-566-18-23 | |
| | | |Университет | | |
| | | |Гражданской | | |
| | | |Авиации (МГТУ ГА) | | |
|38|Мещеряков |Начальник Управления |Государственное |(863) 2277594, |interdep@rgsu.donpac.ru |
| |Сергей |международного |образовательное |2637175 (ф) 2277594 | |
| |Викторович |образования и |учреждение высшего| | |
| | |сотрудничества |профессионального | | |
| | | |образования | | |
| | | |«Ростовский | | |
| | | |государственный | | |
| | | |строительный | | |
| | | |университет» | | |
|39|Михалева Елена|документовед Отдела |Российский |160-08-59, |oms_rgsu@mail.ru |
| |Владимировна |международного |государственный |8-915-413-83-39 | |
| | |сотрудничества |социальный | | |
| | | |университет | | |
|40|Михей Наталья|Заместитель начальника |«Владивостокский |Раб.(4232) 404034, |Natalya.Mikhey@vvsu.ru |
| |Сергеевна |отдела по работе со |государственный |моб. (4232) 553830, | |
| | |студентами |университет |факс (4232) 404154 | |
| | | |экономики и | | |
| | | |сервиса». ГОУ ВПО | | |
| | | |«ВГУЭС» | | |
|41|Наумова Ольга |руководитель группы |МИЭМП |783-68-48 доб.4087 |naumova@miemp.ru |
| |Викторовна |"Косинус" | | | |
|42|Нижник Инна |Начальник отдела |«Московский |Рабочий (495) |snu_adel@mail.ru |
| |Игоревна |развития и платного |физико-технический|409-93-97 | |
| | |обучения |институт | | |
| | | |(государственный | | |
| | | |университет)» | | |
|43|Обухова Ирина |Заместитель начальника |ГОУ ВПО |246-01-23 (рабочий) |ums_mail@mpgu.umos.ru |
| |Геннадьевна |Управления |«Московский | | |
| | |международных связей |педагогический | | |
| | | |государственный | | |
| | | |университет» | | |
|44|Ольхова |Программист ОДП |Московский |Тел. (495) 677-25-80| |
| |Екатерина |(отдел дипломного |государственный |- рабочий, Тел. | |
| |Алексеевна |проектирования) |индустриальный |(495) 318-95-41 - | |
| | | |университет (ГОУ |домашний, Тел. (926)| |
| | | |МГИУ) |182-95-19 - | |
| | | | |мобильный, Факс | |
| | | | |(495) 675-02-97 | |
|45|Панфилов |Декан отделения |ГОУ ВПО |Раб. тел./факс: |panfilov@vlsu.ru; |
| |Алексей |международного |Владимирский |(4922) 279-883, |alexey@vpti.vladimir.ru |
| |Александрович |сотрудничества |государственный |331-327; Дом. тел.: | |
| | | |университет (ВлГУ)|(4922) 35-60-59; | |
| | | | |Моб. тел.: | |
| | | | |+7-905-612-11-92 | |
|46|Перель Людмила|Ведущий специалист |Московская |101-41-88,( факс |pk@mirbis.ru |
| |Борисовна |приемной комиссии. |Международная |237-34-30 для |day@mirbis.ru |
| | | |высшая школа |приемной комиссии) | |
| | | |бизнеса Мирбис |Перель | |
| | | |(институт) |8-903-206-09-62. | |
| | | | |Грачева | |
| | | | |8-905-770-65-60 | |
|47|Перехожук |Юрисконсульт |Негосударственное |Раб.958-19-00 |1982olga@mail.ru |
| |Ольга | |образовательное |(доб.122), моб. | |
| |Викторовна | |учреждение |8-962-909-58-23, | |
| | | |"Московский |факс 234-43-14 | |
| | | |психолого-социальн| | |
| | | |ый институт" | | |
|48|Пискунова |Декан по работе с |Российский |976-13-62 |piskunova@timacad.ru |
| |Наталья |иностранными учащимися |государственный | | |
| |Анатольевна | |аграрный | | |
| | | |университет им. | | |
| | | |Тимирязева | | |
|49|Помогаев |Декан по работе с |ГОУ ВПО |Р.т. (48762) |pomogaev@mail.ru |
| |Василий |иностранными учащимися |Новомосковский |4-68-92, д.т. | |
| |Михайлович | |институт (филиал) |(48762) 4-22-19, | |
| | | |Российского |с.т. 910-942-18-33 | |
| | | |химико-технологиче| | |
| | | |ского института | | |
| | | |им. Д.И.Менделеева| | |
|50|Попова Надежда|Документовед Управления|ГОУ ВПО |246-01-23 (рабочий) |ums_mail@mpgu.umos.ru |
| |Ивановна |международных связей |«Московский | | |
| | | |педагогический | | |
| | | |государственный | | |
| | | |университет» | | |
|51|Пронина Марина|Специалист по работе с |Московская |127-94-03 (рабочий) |VolhinaE@rui.ru |
| |Александровна |филиалами и |финансово-юридичес| | |
| | |представительствами |кая академия | | |
| | | |(МФЮА) | | |
|52|Пруцкова |Специалист отдела |Московкий институт|(4912) 765662 |info@ryazan.miemp.ru |
| |Татьяна |кадров |экономики, | | |
| |Викторовна | |менеджмента и | | |
| | | |права, Рязанский | | |
| | | |филиал | | |
|53|Раюшкина Ирина|Заместитель директора |Кубанский |(861) 2199528 (раб),|interdep@mail.kubsu.ru |
| |Владимировна |Департамента по |государственный |(861) 2315432 (дом),| |
| | |международным связям |университет |+7 961-5840618 | |
| | | |(КубГУ) |(моб.), факс (861) | |
| | | | |2199534 | |
|54|Рябихина |Методист отдела |«Московский |495-263-69-77, |orisa@mx.bmstu.ru |
| |Екатерина |международного |государственный |495-367-98-97 | |
| |Игоревна |сотрудничества |технический | | |
| | | |университет имени | | |
| | | |Н.Э. Баумана» | | |
| | | |(Управление | | |
| | | |международных | | |
| | | |связей) | | |
|55|Сеселкин |Проректор |Российская |8(44495) 574-16-36 |rector@rmat.ru |
| |Алексей | |международная | | |
| |Иванович | |академия туризма | | |
| | | |РМАТ | | |
|56|Синельщикова |Методист факультета |ГОУВПО Московская |8 495-245-86-62, |olgasin@mmascience.ru |
| |Ольга |иностранных учащихся |медицинская |факс | |
| |Семеновна | |академия имени |8-495-708-31-89, | |
| | | |И.М.Сеченова |8-910-477 30 97 моб.| |
| | | |Росздрава (ММА | | |
| | | |имени И.М.Сеченова| | |
| | | |Росздрава) | | |
|57|Таюрская |начальник отдела |ГОУ ВПО Томский |(3822)563-235, факс |mst@tpu.ru |
| |Марина |академических обменов |политехнический |564-651, | |
| |Сергеевна | |университет | | |
|58|Тимохин Виктор|Ответственный секретарь|Московский |Тел. (495) 675-02-97|timohin@mail.msiu.ru |
| |Сергеевич |Приемной комиссии |государственный |- рабочий, Тел. | |
| | | |индустриальный |(495) 357-25-15 - | |
| | | |университет (ГОУ |домашний Тел. (916) | |
| | | |МГИУ) |500-34-87 - | |
| | | | |мобильный, Факс | |
| | | | |(495) 675-02-97 | |
|59|Тюрин Владимир|Проректор МЭСИ |Московский |(495) 442-70-66 |VTurin@mesi.ru |
| |Ильич | |государственный |(рабочий) | |
| | | |университет |8-916-605-64-05 | |
| | | |экономики, |(мобильный), | |
| | | |статистики и |(495)442-7066 (факс)| |
| | | |информатики | | |
|60|Урубкова |Начальник Отдела |Московкий институт|(4912) 765662 |info@ryazan.miemp.ru |
| |Екатерина |"Приемная Комиссия" |экономики, | | |
| |Федоровна | |менеджмента и | | |
| | | |права, Рязанский | | |
| | | |филиал | | |
|61|Фадеева Марина|Специалист по работе с |Московская |127-94-03 (рабочий) |VolhinaE@rui.ru |
| |Анатольевна |филиалами и |финансово-юридичес| | |
| | |представительствами |кая академия | | |
| | | |(МФЮА) | | |
|62|ФАДИ АЮБ |ведущий инженер отдела |Московский |155-0311 / |ms@madi.ru |
| | |договоров, расчетов и |Автомобильно-Дорож|8-903-751-0758 | |
| | |отчетов, член приемной |ный Институт | | |
| | |комиссии для |(Государственный | | |
| | |иностранных граждан |Технический | | |
| | | |Университет), | | |
| | | |МАДИ(ГТУ) | | |
|63|Ходыко Лариса |Старший инспектор |«Санкт-Петербургск|(812) 328-86-42 |foreign@spmi.ru |
| |Николаевна |деканата по работе с |ий государственный|(812) 321-40-77 | |
| | |иностранными учащимися |горный институт | | |
| | | |им. Г.В. Плеханова| | |
| | | |(технический | | |
| | | |университет)» | | |
|64|Цветкова Мария|Помощник по учебной |Санкт-Петербургски|Рабочий: 314-10-81 |indek@spbguk.ru |
| |Александровна |работе директора Центра|й государственный |Домашний: 296-72-17 | |
| | |подготовки иностранных |университет |Мобильный: | |
| | |специалистов |культуры и |8-904-636-68-71 | |
| | | |искусств (СПбГУКИ)| | |
|65|Чуева Ирина |Зам.зав.отделом |Международный |(495) 250-0389, |interdep@interun.ru |
| |Анатольевна |международных связей |университет в |8-916-692-8829 | |
| | | |Москве | | |
| | | |(гуманитарный) | | |
|66|Чураков Михаил|Зам. ответственного |«МОСКОВСКИЙ |677-03-36 |priem@msaab.ru |
| |Михайлович |секретаря приемной |ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | | |
| | |комиссии |УНИВЕРСИТЕТ | | |
| | | |ПРИКЛАДНОЙ | | |
| | | |БИОТЕХНОЛОГИИ» | | |
|67|Шамаева |Декан факультета |НОУ ВПО «институт |Раб. 237-20-06, |shamaeva@sinerghia.ru |
| |Людмила |Маркетинга и |экономики и |дом. 965-98-24, моб.| |
| |Васильевна |Менеджмента |финансов |8-903-559-63-15, | |
| | | |«Синергия» |факс. 237-85-11 | |
|68|Шерстюк Вера |заместитель проректора |Самарский |337-09-62, 242-05-08| |
| |Михайловна |по безопасности |государственный |(дом) | |
| | | |технический | | |
| | | |университет | | |
|69|Щавинская |методист сектора по |Российский |160-08-59, 8-926- |oms_rgsu@mail.ru |
| |Мария Олеговна|работе с иностранными |государственный |751-03-64 | |
| | |учащимися Отдела |социальный | | |
| | |межународного |университет | | |
| | |сотрудничества | | | |
|70|Юдачёва |Заместитель начальника |«Московский |495-263-69-77 |orisa@mx.bmstu.ru |
| |Екатерина |отдела по работе с |государственный |495-559-58-69 | |
| |Алексеевна |иностранными студентами|технический |910-412-39-41/ | |
| | |и аспирантами |университет имени |495-267-98-93 | |
| | | |Н.Э. Баумана» | | |
| | | |(Управление | | |
| | | |международных | | |
| | | |связей) | | |
|71|Юдин Алексей |Начальник отдела по |ГОУ ВПО |246-01-23 (рабочий) |ums_mail@mpgu.umos.ru |
| |Владимирович |работе с иностранными |«Московский | | |
| | |учащимися Управления |педагогический | | |
| | |международных связей |государственный | | |
| | | |университет» | | |


Приложение 2.
Список участников V Всероссийской конференции

«Интеграция университетов России в мировое образовательное

и научное пространство с учетом региональных особенностей»

(Анапа, 21-23 сентября 2007г.)

и XV Всероссийской школы-семинара

«Интеграция университетов России в мировое

образовательное и научное пространство

с учетом региональных особенностей»

(Новороссийск, 24-29 сентября 2007г.).
|? |Ф.И.О. |Должность |Организация |Телефон/факс |Электронная почта |
|п/п | | | | | |
| | | |Московский | | |
| |Анисимова |Начальник отдела |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Елена Евгеньевна |управления |лингвистический |246-28-07 | |
| | |международных связей |университет | | |
| |Антипина | |Верхневолжский | | |
| |Ирина Вениаминовна|Директор |региональный центр |т./ф.:(4932) |antipina@isuct.ru |
| | | |академической |41-68-06 | |
| | | |мобильности | | |
| |Богуш |Проректор по |Российский | | |
| |Анатолий Иванович |международным связям |гидрометеорологический | |bogush@rshu.ru |
| | | |университет | | |
| |Витковская |Проректор по учебной |Институт специальной |т./ф.:(812) |rector@rwinfc.spb.ru |
| |Александра |работе |психологии и педагогики |596-24-42 | |
| |Михайловна | | | | |
| | | |Московский | | |
| |Геворкян |Аспирант кафедры общего|государственный |т./ф.:(495) |queeenkarenenator@gmail.|
| |Карен Эдуардович |менеджмента и |университет экономики, |442-70-66 |ru |
| | |статистики фирм |статистики и информатики| | |
| |Ефименко |Начальник Центра |Московский институт |т: (495)783-68-48| |
| |Ирина Георгиевна |международного |экономики, менеджмента и|доб. 4071 |iefimenko@miemp.ru |
| | |образования |права |ф: (495)783-68-49| |
| |Заковряшина |Заместитель начальника |Новосибирский |т.: (383) | |
| |Татьяна |отдела международных |государственный |330-08-61 |sei@lab.nsu.ru |
| |Анатольевна |связей |университет |ф.:(383) | |
| | | | |339-73-78 | |
| |Зарытовская |Инженер отдела | | | |
| |Екатерина |международного |Московский |т/ф.:(495) |tarasovay01@mail.ru |
| |Георгиевна |сотрудничества |энергетический институт |362-76-05 | |
| | |управления внешних | | | |
| | |связей | | | |
| |Зверев |Директор Центр |Московский | | |
| |Николай Игоревич |международного |государственный |т.:(495)124-80-11|zverev@cie.ru |
| | |образования |университет | | |
| | | |им. М.В. Ломоносова |ф.:( 495) | |
| | | | |124-58-22 | |
| |Звягинцева |Ректор |Владимирский институт |т/ф.:(4922) |rector@vib.vladimir.ru |
| |Ольга Павловна | |бизнеса |32-22-34 | |
| |Извекова | |Новосибирский | | |
| |Татьяна Федоровна |Директор международного|государственный |т/ф.:(3832)229-10|febrary@ngs.ru |
| | |образовательного центра|медицинский университет |-83 | |
| |Камелин |Заместитель начальника |Московский | | |
| |Валерий |учебно-методического |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Григорьевич |управления, кандидат |лингвистический |246-28-07 | |
| | |политических наук |университет | | |
| |Каптурович | |Московский | | |
| |Степан Степанович |Проректор |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| | | |лингвистический |246-28-07 | |
| | | |университет | | |
| |Кателина |Начальник отдела |Российский | | |
| |Елена Вячеславовна|международного |государственный |т./ф.:(495) |oms_rgsu@mail.ru |
| | |сотрудничества |социальный университет |160-08-59 | |
| |Козина Ольга |Доцент кафедры |Бурятская |т.: (3012) |lincentre@bgsha.ru |
| |Михайловна |иностранных языков, |государственная |44-00-20 | |
| | |тестор |сельскохозяйственная |(3012) 44-21-33 | |
| | | |академия им. | | |
| | | |В.Р.Филиппова | | |
| | |Начальник |Московский | | |
| |Коробко |учебно-методического |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Андрей Иванович |управления, кандидат |лингвистический |246-28-07 | |
| | |педагогических наук |университет | | |
| |Коршунов |Проректор по |Московский |т.: (495) |korshunov@bmstu.ru |
| |Сергей Валерьевич |учебно-методической |государственный |261-67-19 | |
| | |работе |технический университет |ф.: (495) | |
| | | |имени Н.Э. Баумана |263-62-65 | |
| |Кателина |Начальник отдела |Российский |т.: (495) |OMS_RGSU@MAIL.RU |
| |Елена Вячеславовна|международного |государственный |160-08-59 | |
| | |сотрудничества |социальный университет |ф.: (495) | |
| | | | |187-45-59 | |
| |Крамаров |Проректор по | |(863)292-43-83 |skramarov@iubip.ru |
| |Сергей Олегович |мобильности |Институт управления, |доб.148 | |
| | |интеллектуальных |бизнеса и права | | |
| | |ресурсов, директор | | | |
| | |филиала г.Сальска РО | | | |
| |Кузин |Директор центра | | | |
| |Дмитрий |дистанционного |Сургутский |т: (3462) |kda@surgu.ru |
| |Александрович |образования |государственный |52-47-94 | |
| | | |университет |ф: (3462) | |
| | | | |52-47-29 | |
| | |Методист центра | | | |
| |Кузина |дистанционного |Сургутский |т: (3462) |kda@surgu.ru |
| |Татьяна Ивановна |образования |государственный |52-47-94 | |
| | | |университет |ф: (3462) | |
| | | | |52-47-29 | |
| | |Ведущий специалист |Московский | | |
| |Лунина |отдела Управления |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Мария Николаевна |международных связей |лингвистический |246-28-07 | |
| | | |университет | | |
| |Мазий |Заместитель Начальника |Московский | | |
| |Татьяна Игоревна |отдела |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| | |учебно-методического |лингвистический |246-28-07 | |
| | |управления |университет | | |
| | |Начальник отдела по | | | |
| |Медведева |работе с иностранными |Московский |т/ф..:(495) |tarasovay01@mail.ru |
| |Галина Евгеньевна |специалистами-выпускник|энергетический институт |362-76-05 | |
| | |ами вузов отдела | | | |
| | |международного | | | |
| | |сотрудничества и | | | |
| | |управления внешних | | | |
| | |связей | | | |
| | |Начальник Управления | | | |
| |Мещеряков |международного |Ростовский |т: (863)227-75-94|interdep@rgsu.donpac.ru |
| |Сергей Викторов |образования и |государственный | | |
| | |сотрудничества |строительный университет|ф: (863)263-71-75| |
| |Морозов |Начальник Отдела |Южно-уральский | | |
| |Сергей Иванович |международных связей |государственный |т.:(351) |iao@susu.ac.ru |
| | | |университет |265-65-04 | |
| | | | |ф.: | |
| | | | |(351)265-38-04 | |
| | | |Московский | | |
| |Мотовилов |Заместитель начальника |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Сергей Витальевич |учебного отдела |лингвистический |246-28-07 | |
| | |учебно-методического |университет | | |
| | |управления | | | |
| |Нагибина |Инженер отдела | | | |
| |Людмила |международного |Московский |т/ф..:(495) |tarasovay01@mail.ru |
| |Константиновна |сотрудничества |энергетический институт |362-76-05 | |
| | |управления внешних | | | |
| | |связей | | | |
| |Нестеренко |Профессор, доктор |Самарский | |psychol@samgtu.ru |
| |Владимир |педагогических наук |государственный |т.:(972) | |
| |Михайлович | |технический университет |607-64-39 | |
| |Павельева |Инженер деканата по |Московский | | |
| |Елена Николаевна |работе с иностранными |энергетический институт |т/ф.:(495) |tarasovay01@mail.ru |
| | |учащимися УВС | |362-76-05 | |
| |Панфилов |Декан отделения |Владимирский | | |
| |Алексей |международного |государственный |т/ф.:(4922) |panfilov@vlsu.ru |
| |Александрович |сотрудничества |университет |33-13-27 | |
| |Пелихов | | | | |
| |Николай |Директор Центра |Югорский государственный|т.:(34671) 57-721|N_Pelikhov@ugrasu.ru |
| |Владимирович |инновационного развития|университет | | |
| | | |Центр международного | | |
| |Печорина Анна |Директор |учебно-научно-технологич|т.:(862)290-53-43|srcam@miragenet.ru |
| |Викторовна | |еского сотрудничества | | |
| | | | |т/ф.:(863)290-54-| |
| | | | |90 | |
| |Пескова | |Таганрогский технический| | |
| |Ольга Юрьевна |Доцент кафедры БИТ |институт Южного |т/ф.: (8634) |poy@tsure.ru |
| | | |федерального |31-20-18 | |
| | | |университета | | |
| |Родионова |стажер исследователь |Югорский государственный| | |
| |Алена Владимировна|Центра инновационного |университет |т.:(34671) 57-721| |
| | |развития | | | |
| |Рыжикова | |Партнерство Британских | | |
| |Мария |Региональный менеджер |Университетов в России | |maria.ryzhikova@into.uk.|
| |Владиславовна | | | |com |
| | |Начальник отдела | | | |
| |Сагайдак |международных связей, |Новосибирский | | |
| |Евгений Иванович |директор Новосибирского|государственный |т/ф.:(383) |sei@lab.nsu.ru |
| | |межвузовского центра |университет |339-73-78 | |
| | |международного | | | |
| | |образования | | | |
| | | |Московский | | |
| |Сизова |Ведущий специалист |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Мария Алексеевна |отдела |лингвистический |246-28-07 | |
| | |учебно-методического |университет | | |
| | |управления | | | |
| | |Помощник проректора по | | | |
| |Тарасов |международным связям, |Московский | | |
| |Александр |директор |энергетический институт |т/ф.:(495) |tarasovay01@mail.ru |
| |Евгеньевич |подготовительного | |362-76-05 | |
| | |отделения для | | | |
| | |иностранных граждан | | | |
| | | |Ивановский | | |
| |Татиевский |Директор центра |государственный |т.: (4932) |centertest@igasu.ru |
| |Петр Борисович |довузовской подготовки,|архитектурно-строительны|32-97-55 | |
| | |доцент |й университет |ф.: (4932) | |
| | | | |30-00-74 | |
| |Терешков |Начальник отдела |Таганрогский технический|т.: (8634) | |
| |Владимир |международных связей, |институт Южного |37-16-85 |tervv@tsure.ru |
| |Васильевич |доцент |федерального |ф.: (8634) | |
| | | |университета |31-05-98 | |
| |Тлехатук Сусанна |начальник управления |Адыгейский |т.:(87722) 70273 |tsusanna@mail.ru |
| |Руслановна |международных связей |Государственный |ф.:(87722) 702 73| |
| | | |Университет | | |
| | | |Московский | | |
| |Усов |Заместитель Начальника |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Михаил Иванович |отдела Управления |лингвистический |246-28-07 | |
| | |международных связей |университет | | |
| | | |Московский | | |
| |Митрофанова |Специалист отдела |государственный |т/ф.:(495) |shleg@linguanet.ru |
| |Ирина Михайловна |управления кадров |лингвистический |246-28-07 | |
| | | |университет | | |
| |Фильчагова |Заместитель начальника |Саратовский |т.: (8452) | |
| |Ирина Анатольевна |отдела международных |государственный |73-45-19 |filchagova@ssea.runnet.r|
| | |связей |социально-экономический |ф.: (8452) |u |
| | | |университет |33-22-12 | |
| |Целикова |Помощник ректора |Югорский государственный|(34671) 92-612 | |
| |Ольга Григорьевна | |университет | |Olja-inn@yandex.ru |
| |Чикина |Референт ректора |Московский |т/ф.:(495) | |
| |Ольга Алексеевна | |энергетический институт |362-76-05 |tarasovay01@mail.ru |
| | |Заведующая сектором по| | | |
| |Эйрих |паспортно-визовому |Российский |т./ф.:(495) |oms_rgsu@mail.ru |
| |Татьяна |режиму Отдела |государственный |160-08-59 | |
| |Анатольевна |международного |социальный университет | | |
| | |сотрудничества | | | |
| |Юдин |Начальник отдела по |Московский |т: (495) | |
| |Алексей |работе с иностранными |педагогический |246-01-23 |Ums_mail@mpgu.umos.ru |
| |Владимирович |учащимися |государственный |ф: (495) | |
| | | |университет |248-01-62 | |