Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://imk.msu.ru/Structure/lidov.html
Дата изменения: Tue Sep 2 16:47:49 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:23:21 2016
Кодировка: Windows-1251
Институт мировой культуры МГУ. А. М. Лидов
 

Алексей Михайлович Лидов

Зав. отделом культуры древности ИМК МГУ,
академик Российской академии художеств (с 2012 г.)

Curriculum Vitae

Историк и теоретик искусства, византолог. Академик Российской академии художеств. Основатель и директор научного Центра восточнохристианской культуры. Окончил отделение истории и теории искусства МГУ (1981), специализировался в области византийской иконографии и истории восточнохристианской художественной культуры. А.М. Лидов является автором более 80 научных работ, опубликованных на русском, английском, французском, итальянском, испанском, греческом и японском языках, среди них - 20 книг (монографий, каталогов выставок, тематических сборников статей). А.М. Лидов - автор и руководитель инновационных научных проектов, посвященных изучению содержательных основ восточнохристианской культуры. Начиная с 1991 г. им были организованы в Москве международные симпозиумы и издана серия тематических сборников статей, в которых А.М. Лидов выступает как автор концепции, редактор-составитель и исследователь: 'Иерусалим в русской культуре' (М., 1994), 'Восточнохристианский храм: литургия и искусство' (СПб., 1994), 'Чудотворная икона в Византии и Древней Руси' (М., 1996), 'Иконостас: происхождение - развитие - символика' (М., 2000), 'Восточнохристианские реликвии' (М., 2003), 'Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси' (М., 2006), 'Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространствв христианской культуре' (М., 2006) и 'Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств' (М., 2009). В исследованиях внимание концентрируется на новых темах и оригинальной методологии, во многих случаях приоритетных в современной науке. А.М. Лидов читал лекции и работал в качестве приглашенного исследователя в крупнейших университетах и научных центрах мира, среди них - Принстон и Гарвард, Оксфорд и Кембридж, Сорбонна и Токийский университет. В качестве автора концепции и куратора он участвовал в подготовке важных выставок в России и Западной Европе. Два проекта 'Христианские реликвии в Московском Кремле' и 'Спас Нерукотворный в русской иконе' были осуществлены в рамках инициированной А.М. Лидовым комплексной научно-культурной программы 'Христианские реликвии', результатом которой стали не только сами выставки, международные конференции и пять опубликованных книг, но и появление в отечественной науке новой сферы исследований. Изучение храмовой иконографии, чудотворных икон и реликвий позволило А.М. Лидову разработать теорию иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую форму творчества и новую область историко-художественного исследования, не ограничивающуюся проблематикой византийской и древнерусской культуры. Это направление исследований нашло отражение в авторской монографии 'Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре' (М., 2009).

См. подробнее: http://www.hierotopy.ru/

Основные публикации

    Монографии, тематические сборники, каталоги выставок

  • автор-сост. Средневековые фрески Грузии / научный каталог выставки. М., 1985
  • The Mural Paintings of Akhtala. Moscow 1991
  • ред.-сост. ( совм. с А.Л. Баталовым), Иерусалим в русской культуре. М., 1994
  • ред.-сост., Чудотворная икона в Византии и Древней Руси М., 1996
  • ред.-сост., Иконостас: происхождение-развитие-символика. М., 1999.
  • автор, Византийские иконы Синая. М. -Афины, 1999
  • автор-сост. (совм. с Г.В. Сидоренко), Чудотворный образ. Иконы Богоматери в собрании Третьяковской галереи. М., 1999
  • ред.-сост., Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000
  • ред.-сост., Восточнохристианские реликвии. М., 2003
  • автор (совм. с Л.М. Евсеевой и Н.Н. Чугреевой). Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2005
  • ред.-сост., Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники. М., 2006
  • ред.-сост., Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006 скачать содержание
  • автор-сост., Косово. Православное наследие и современная катастрофа. М., 2007
  • ред.-сост., Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М, 2008
  • ред.-сост., Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., 2009
  • ред.-сост., Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное. М., 2009
  • автор, Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
  • Избранные статьи

  • Образ Христа-Архиерея в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. М., 1986
    L'Image du Christ-prelat dans le programme iconographique de Sainte Sophia d'Ohride // Arte Cristiana, fasc. 745. Milano, 1991, p.245-250
  • Иерусалимский кувуклий. Опроисхождении луковичных глав // Иконография архитектуры. М., 1990
  • L'art des Armeniens Chalcedoniens // Atti del Quinto Simposio Internazionale di Arte Armena 1988, Venezia 1992, pp.479-495
  • Христос-священник в иконографических программах XI-XII веков/ Византийский Временник, 55 (1994), 187-192
    Christ the Priest in Byzantine Church Decoration of the Eleventh and Twelfth Centuries // Acts. XVIIIth International Congress of Byzantine Studies. Selected Papers. Moscow,1991. Vol.III: Art History, Architecture, Music. Shepherdstown, WV, 1996, pp.158-170
  • Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре / ред.-сост. А.М. Лидов, А.Л. Баталов. М., 1994
    Heavenly Jerusalem: the Byzantine Approach // The Real and Ideal Jerusalem in Art of Judaism, Christianity and Islam. Jerusalem, 1998, pp.341-353
  • Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1994
    Byzantine Church Decoration and the Schism of 1054 // Byzantion, LXVIII/2 (1998), pp.381-405
  • О символическом замысле скульптурной декорации Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII веков // Древнерусское искусство. Византия, Балканы, Русь. XIII век. Москва,1996, 172-184
  • Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символическрй программе императорских врат Софии Константинопольской //Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996, 44-75
  • Иконостас: итоги и перспективы исследования // Иконостас: происхождение-развитие-символика / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1999
  • Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас: происхождение-развитие-символика / ред.-сост. А.М. Лидов. М.,1999
  • Образы Христа в храмовой декорации и византийская христология после Схизмы 1054 года // Древнерусское искусство. Искусство Византии и Древней Руси. К столетию А.Н. Грабара (1897-1997). СПб., 1999
  • Реликвия как икона в сакральном пространстве византийского храма // Реликвии в культуре и искусстве восточнохристианского мира / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000
    Священное пространство реликвий // Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000
  • Miracle-Working Icons of the Mother of God // Mother of God. Representation of the Virgin in Byzantine Art / ed. M. Vassilaki. Athens, 'Skira', 2000, pp.47-57
  • Мандилион и Керамион как образ-архетип сакрального пространства // Восточнохристианские реликвии. М., 2003
  • The Flying Hodegetria. The Miraculous Icon as Bearer of Sacred Space // The Miraculous Image in the Late Middle Ages and Renaissance / ed. E. Thuno, G. Wolf. Rome, 2004
  • Leo the Wise and the Miraculous Icons in Hagia Sophia // The Heroes of the Orthodox Church. The New Saints, 8th to 16th century / ed. E. Kountura-Galaki. Athens, 2004
  • Богоматерь Фаросская. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень // Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005
  • Святой Мандилион. История реликвии // Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2005
  • The Canopy over the Holy Sepulchre: On the Origins of Onion-Shaped Domes // Jerusalem in Russian Culture. New York, 2005
  • The Miracle of Reproduction. The Mandylion and Keramion as a paradigm of sacred space // L'Immagine di Cristo dall' Acheropiita dalla mano d'artista / ed. C. Frommel & G. Wolf. Citta del Vaticano. Rome 2006
  • Иеротопия. Создание сакральных пространств как форма творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси Иеротопия / ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2006
  • Пространственные иконы. Чудотворное действо с Одигитрией Константинопольской // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси Иеротопия / ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2006
  • Святой Огонь и перенесение Новых Иерусалимов: иеротопические и искусствоведческие аспекты // Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2006
  • "Il Dio russo". Culto e iconografia di San Nikola nell'antica Russia // San Nicola. Splendori d'arte d'Oriente e d'Occidente / ed. M. Bacci. Milano 2006
  • Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии // Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., Прогресс-Традиция, 2006, с.167-173.
  • Гроб Господень в Иерусалиме // Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., Прогресс-Традиция, 2006, с.247-252.
  • Нерукотворные образы в Византии // Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., Прогресс-Традиция, 2006, с.277-285.
  • Новые Иерусалимы. Создание образов Святой земли как основа христианской культуры // Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в Византии и Древней Руси . М., Индрик, 2006, с. 13-16.
  • Byzantine hierotopy: the creation of sacred spaces as a subject of cultural history // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. Vol.II: Abstracts of Panel Papers. London, 2006, p. 210-212
  • The Creator of Sacred Space as a Phenomenon of Byzantine Culture // L'artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale / ed. M. Bacci. Pisa: Scuola Normale Superiore 2007
  • Holy Face, Holy Script, Holy Gate: Revealing the Edessa Paradigm in Christian Imagery //Intorno al Sacro Volto / Ed. A.R. Calderoni, C. Dufour Bozzo, G. Wolf. Firenza, 2007
  • Святой Лик-Святое Письмо-Святые Врата. Образ-парадигма 'благословенного града' в христианской иеротопии // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2008
  • Катапетасма Софии Константинопольской. Византийские инсталляции и образ-парадигма иконной завесы // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. М., 2008
  • О константинопольском прототипе царского храма // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008, с.7-42
  • The Mandylion over the Gate. A mental pilgrimage to the holy city of Edessa // Routes of Faith in the Medieval Mediterranean. Thessaloniki, 2008, pp.179-192
  • 'Image-Paradigms' as a Notion of Mediterranean Visual Culture: a Hierotopic Approach to Art History // Crossing Cultures. Papers of the International Congress of Art History. CIHA 2008. Melbourne, 2009, pp.177-183
  • Икона-завеса. Образ-парадигма как новое понятие истории культуры // Forma formans. Studi in onore di Boris Uspenskij, I. Napoli, 2010,265-275
Институт мировой культуры МГУ ©2003-2007