Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://imk.msu.ru/Events/download/lomonosov_2010/lit-lit-prog1.doc
Дата изменения: Mon Apr 19 09:34:20 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:00:10 2012
Кодировка: koi8-r


Круглый стол
кафедры общей теории словесности филологического факультета и
Института мировой культуры МГУ

20 апреля (вторник) 16.00
1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, к. 854

Литература и «литературность» в составе современного гуманитарного
знания

Сегодня мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда литература
теряет привычно высокий культурный статус, зато «литературность»
распространяется вширь, что дает литературоведческим методам анализа новые,
зачастую неожиданные применения. Гуманитарное письмо все чаще отходит от
традиционно научного формата, экспериментирует с новыми формами, тяготеет к
субъективности, саморефлексивности, литературоподобию.
Мы приглашаем обсудить эту тенденцию, поставив вопросы о ее
происхождении, актуальных проявлениях и возможных эффектах. Чревата ли она
потерями для научного знания или неожиданными обретениями - если тем и
другим, то как и в чем именно? Являет ли она собой преходящую моду или
становление новой парадигмы? Что означают эти процессы для современного
литературоведения как научной дисциплины и учебного предмета?

Р. Шлейфер (ун-т Оклахомы, США) Литературность и проблема
гуманистического понимания[1].

Н.С.Автономова (ИФ РАН/РГГУ) Современное философское письмо и проблема
перевода[2].
С.Н. Зенкин (МГУ/РГГУ) Литературность и ответственность[3].

-----------------------
[1] В докладе рассматривается семиотическая модель понимания -
применительно к естественному миру или культурному (литературному) тексту -
в связи с идеями Р. Якобсона и Л. Ельмслева. Современное развитие
естественнонаучной семиотики позволяет по-новому увидеть познавательный
потенциал структуралистской поэтики, в частности, таких понятий как
«литературность», «поэтическая функция» и «доминанта».
[2] В выступлении будут рассмотрены некоторые варианты современного
философского письма на фоне его классических образцов, поставлен вопрос о
наличии в нем, помимо философской, литературной составляющей. Как можно
связать наличие этой составляющей с тезисом о разумной универсальности
философской мысли? какова ее роль в философском письме? как ее исследовать?
Новый, иногда парадоксальный ответ на эти вопросы дает изучение механизмов
их перевода и рецепции в различных культурах.
[3] Отправляясь от одного трудного фрагмента из позднего Бахтина, в режиме
его доказательного комментирования, докладчик поставит вопрос о том, какова
разница в модусе ответственности у автора художественного и
нехудожественного высказывания - в частности, писателя и ученого.