|
|
Тезисы для обсуждения на круглом столе вопросов формирования системы международной информационной безопасности |
1. Цель принятия международного политико-правового акта в области обеспечения международной информационной безопасности
Целью принятия международного политико-правового акта в области международной информационной безопасности (МИБ) могло бы стать:
- повышение доверия членов международного сообщества к глобальной информационной инфраструктуре как системообразующему фактору развития глобального информационного общества;
- снижение опасности угрозы враждебного использования информационных технологий в качестве средства реализации агрессивной внешней политики по отношению к членам международного сообщества;
- повышение эффективности противодействия компьютерной преступности и компьютерному терроризму.
2. Возможные направления (предметная область) сотрудничества в области международной информационной безопасности
В качестве возможных направлений сотрудничества в области МИБ можно было бы принять:
- регулирование отношений и правоприменительная практика в области использования информационных технологий в качестве одного из средств «силового» разрешения межгосударственных конфликтов;
- управление устойчивым функционированием и безопасным использованием глобальных информационно-коммуникационных сетей для национального развития;
- повышение культуры кибербезопасности;
- развитие механизмов идентификации субъектов враждебного использования информационных технологий для разрешения межгосударственных противоречий;
- противодействие использованию информационных технологий и продуктов для подготовки и совершения террористических актов, осуществления других видов террористической деятельности;
- развитие сотрудничества между региональными и блоковыми системами обеспечения информационной безопасности.
3. Цели и принципы политико-правового регулирования отношений в выделенных направлениях сотрудничества
Цели политико-правового регулирования отношений в выделенных направлениях сотрудничества:
- по направлению регулирования отношений и правоприменительная практика в области использования информационных технологий в качестве одного из средств «силового» разрешения межгосударственных конфликтов — укрепление международного мира и безопасности;
- по направлению управления устойчивым функционированием и безопасным использованием глобальных информационно-коммуникационных сетей для национального развития — укрепление доверия к глобальным сетям как фактору экономического, социального, политического и культурного развития национальных обществ, сохранения их культурной самобытности и духовного единения;
- по направлению повышения культуры кибербезопасности — формирование устойчивых навыков безопасного использования информационных технологий в различных областях жизни человека, общества и государства;
- по направлению развития механизмов идентификации субъектов враждебного использования информационных технологий для разрешения межгосударственных противоречий — обеспечение неотвратимости международно-правовой ответственности за использование информационных технологий для нарушения международного мира и безопасности;
- по направлению противодействия использованию информационных технологий и продуктов для подготовки и совершения преступлений, террористических актов, осуществления других видов террористической деятельности — укрепление государственных гарантий прав и свобод человека в области безопасности;
- по направлению развития сотрудничества между региональными и блоковыми система обеспечения информационной безопасности — снижение опасности использования информационных технологий для нарушения международного мира и безопасности.
Принципы политико-правового регулирования отношений в выделенных направлениях сотрудничества:
- суверенное равенство государств;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- международная кооперация;
- уважение основных прав и свобод человека;
- уважение суверенитета государств в национальном информационном пространстве.
4. Основные механизмы реализации сотрудничества по выделенным направлениям
Возможны следующие основные механизмы реализации сотрудничества в области МИБ:
- развитие норм международного права в области МИБ и механизмов их соблюдения;
- расширение международных контактов между национальными научными и образовательными учреждениями, национальными экспертами в области МИБ;
- развитие механизмов международного управления глобальной информационной инфраструктурой;
- гармонизация национальных образовательных стандартов в области обеспечения информационной безопасности;
- формирование международных механизмов консультаций по наиболее сложным проблемам обеспечения МИБ;
- издание под эгидой ООН журнала по проблематике МИБ;
- проведение совместных исследований путей решения наиболее актуальных проблем обеспечения МИБ.
5. Международно-правовые формы закрепления механизмов сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности
Подписание международных правовых актов, регулирующих отношения в областях:
- противодействия враждебному использованию информационных технологий;
- распространения культуры кибербезопасности;
- международного сотрудничества для проведения научных исследований и реализации образовательных программ по вопросам МИБ;
- создания механизма регулярного обсуждения на экспертном уровне под эгидой ООН проблем формирования системы обеспечения МИБ.
6. Механизмы взаимодействия региональных систем обеспечения международной информационной безопасности (созданных в рамках НАТО, ШОС, ОДКБ и других региональных организаций)
Возможны следующие механизмы взаимодействия региональных систем обеспечения информационной безопасности:
- политические консультации по наиболее актуальным проблемам обеспечения региональной информационной безопасности;
- проведение совместных научно-практических семинаров по проблематике обеспечения МИБ.
7. Перечень терминов, требующих закрепления в международных правовых актах по обеспечению международной информационной безопасности
В перечень терминов, требующих закрепления в международных правовых актах, можно было бы включить только те термины, которые позволяют адекватно и непротиворечиво описывать выделенные предметные области международного сотрудничества области МИБ и механизмы этого сотрудничества.
|
|
|
|