Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/3D/abrau-his-1.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Fri Feb 28 09:10:04 2014 Кодировка: Windows-1251 |
|
Проект 'Воссоздание виртуальной многоуровней модели антропогенного ландшафта полуострова Абрау в античную эпоху по данным археологии' проводится при финансовой поддержке гранта РФФИ, ? 13-01-12017 (2013 - 2015 гг.).
Целью проекта является построение многоуровневой виртуальной реконструкции антропогенного ландшафта одного из регионов северного Причерноморья, который являлся составной частью Боспорского государства. Территория между современными Анапой и Новороссийском, в античное время Горгиппия и Бата-гавань, в специальной литературе получила название полуострова Абрау.
Данные письменных источников об истории этого региона крайне ограничены. Тем не менее, благодаря многолетним комплексным исследованиям получен большой материал, позволяющий воссоздать не только связную картину этнополитической истории этого региона, но и, благодаря специфике археологического источника, эволюцию антропогенного ландшафта этого региона на довольно значительном хронологическом промежутке. Наиболее значительны и многообразны эти данные по античной эпохе, периоду нахождения этого региона в составе Боспорского государства.
Основным объектом реконструкции является история Раевского городища, расположенного в окрестностях г. Новороссийска. Географическое положение, выявленные здесь сооружения и комплексы свидетельствуют о его значении, как административного центра, осуществлявшего контроль над материковой частью полуострова. Городище, занимающее площадь около 15 га, исследуется с конца XIX в. Выявлено два пояса оборонительных сооружений с цитаделью раннеримской эпохи, обширный участок эллинистической застройки с перистильным двориком, остатки бастионов крепости турецкого времени.
Накопленный объем данных позволяет произвести детальную пространственную реконструкцию эволюции фортификационной системы этого центра и других монументальных сооружений. Эта реконструкция будет производиться с помощью современных средств трехмерного моделирования, и ее главным результатом будет создание виртуальной модели в среде Unity, которая позволяет пользователю свободно перемещаться в пространстве трехмерной модели и будет давать исчерпывающее представление об архитектурном облике Раевского городища на всех этапах его существования.
В раннеримское время административный центр на Раевском городище контролировал обширную сеть блок-постов - укрепленных усадеб, в которых дислоцировались небольшие подразделения регулярной армии Боспорского государства. Задачей этого проекта является воссоздание системы расселения на полуострове Абрау в раннеримское время с учетом данных о природно-климатической обстановке в эту эпоху.
Модели планируется разместить на созданном для этого сайте "ABRAU ANTIQUA" в сети Интернет, сделав их доступными для всего научного сообщества и широкого круга интересующихся древней историей. Полученные трехмерные модели будут использованы для археологических пространственных исследований и в качестве иллюстративного материала.
Ожидаемые результаты
Создание виртуальной многоуровневой модели в среде Unity антропогенного ландшафта на полуострове Абрау. Наиболее детализированным будет раздел, посвященный раннеримскому времени: сооружения на Раевском городище (два фортификационных пояса обороны с цитаделью), система расселения в регионе, включая сеть блок-постов - укрепленных башен-усадеб по всей территории полуострова, сооружения древней Горгиппии. Особое место в программном продукте занимает Раевское городище. Применительно к нему будут созданы разделы по эллинистическому (монументальная застройка в северо-западной части и жилая застройка в других частях городища, сооружения некрополя к востоку от городища), раннеримскому (два пояса обороны, цитадель, застройка к югу от цитадели) периодам, также планируется реконструировать горизонт эпохи средневековья (турецкая крепость Ногай-Кале с бастионами, адыгское поселение с курганным могильником и грунтовым мусульманским некрополем).
Содержание проекта; предлагаемые методы и подходы; общий план работ на весь срок выполнения проекта
Целью проекта является построение многоуровневой виртуальной модели антропогенного ландшафта одного из регионов северного Причерноморья, который являлся составной частью Боспорского государства. Территория между современными Анапой и Новороссийском, в античное время Горгиппия и Бата-гавань, в специальной литературе получила название полуострова Абрау.
Данные письменных источников об истории этого региона крайне ограничены. Тем не менее, благодаря многолетним комплексным исследованиям получен большой материал, позволяющий воссоздать не только связную картину этнополитической истории этого региона, но и, благодаря специфике археологического источника, эволюцию антропогенного ландшафта этого региона на довольно значительном хронологическом промежутке. Наиболее значительны и многообразны эти данные по античной эпохе, периоду нахождения этого региона в составе Боспорского государства.
Основным объектом реконструкции является история Раевского городища, расположенного в окрестностях г. Новороссийска. Географическое положение, выявленные здесь сооружения и комплексы свидетельствуют о его значении, как административного центра, осуществлявшего контроль над материковой частью полуострова. Городище, занимающее площадь около 15 га, исследуется с конца XIX в. Выявлено два пояса оборонительных сооружений с цитаделью раннеримской эпохи, обширный участок эллинистической застройки с перистильным двориком, остатки бастионов крепости турецкого времени. Основой станет выполненная в 2012 году при помощи лазерного тахеометра геодезическая съемка городища и 3D модель современной поверхности памятника.
Накопленный объем данных позволяет произвести детальную пространственную реконструкцию эволюции фортификационной системы этого центра и других монументальных сооружений. Эта реконструкция будет производиться с помощью современных средств трехмерного моделирования и ее главным результатом станет создание виртуальной модели в среде Unity3D, которая позволяет пользователю свободно перемещаться в пространстве трехмерной модели и даст исчерпывающее представление об архитектурном облике Раевского городища на всех этапах его существования.
В раннеримское время административный центр на Раевском городище контролировал обширную сеть блок-постов - укрепленных усадеб, в которых дислоцировались небольшие подразделения регулярной армии Боспорского государства. Задачей этого проекта является воссоздание системы расселения на полуострове Абрау в раннеримское время с учетом данных о природно-климатической обстановке в эту эпоху.
В рамках данного проекта впервые будет обеспечен онлайн-доступ к виртуальной реконструкции причерноморских памятников с предоставлением пользователю возможности доступа к комплексу документации, послужившей основой для построения виртуальной реконструкции, а также к базе данных, содержащей сведения о выявленных археологических находках с их описанием.
Посредством создания интерактивности в виртуальном пространстве с помощью технологий 3D engines (на базе программы Unity3D) через Интернет пользователь сможет иметь возможность не только произвольного перемещения в пространстве, но и работы на объекте, благодаря встроенному инструментарию. Речь идет о программных компонентах анализа трехмерной окружающей среды, позволяющих при выборе конкретного археологического артефакта делать замеры его трехмерной модели, срезы конкретной детали, анализ материала и другие операции при работе с артефактом. Наличие по аналогии с ГИС технологией привязанного материала к конкретной трехмерной расширяет возможности анализа трехмерной модели и позволяет исследователю находить те или иные ошибки допущенные авторами реконструкции. Тем самым реконструкция получает не презентационный характер, как статичная картинка или видео, а становится инструментом для исследователей, имеющих доступ в Интернет, по изучению рассматриваемого нами памятника.
На базе технологий html авторами исследования выдвигается новая концепция построения электронного инструментария работы археолога с археологическими артефактами в виртуальном пространстве.
Реализацию проекта предполагается осуществить в три этапа:
2013 г. - обработка археологических данных о сооружениях цитадели Раевского городища, сбор материалов о состоянии природно-географической среды в раннеримское время в окрестностях Раевского городища, воссоздание сооружений цитадели Раевского городища (ров, оборонительные стены, многоуровневое трехкамерное сооружение). Обработка данных по застройке (раннеримское время) в северо-западной части памятника. Виртуальная реконструкция ландшафта полуострова Абрау. Пилотный проект виртуальной реконструкции сооружений цитадели Раевского городища (ров, оборонительные стены, многоуровневое трехкамерное сооружение), размещение его на сайте ABRAU ANTIQUA.
2014 г. - обработка археологических данных о сооружениях внешнего оборонительного пояса Раевского городища (раннеримская эпоха), сбор материалов о состоянии природно-географической среды в эллинистическое время в окрестностях Раевского городища. Обработка данных по застройке (эллинизм: перистильный дворик и др.) в северо-западной части Раевского г-ща, жилая застройка на городище и сооружения некрополя. Виртуальная реконструкция ландшафта полуострова Абрау. Виртуальная реконструкция системы расселения на полуострове Абрау, включающей сеть укрепленных башен-усадеб с учетом размерных характеристик, полученных по археологическим данным (20 пунктов). Пилотный проект виртуальной реконструкции сооружений Раевского городища в эллинистическое и раннеримское время, а также системы расселения на полуострове Абрау в раннеримское время, размещение его на сайте ABRAU ANTIQUA.
2015 г. - обработка археологических данных о сооружениях внешнего оборонительного пояса Раевского городища (турецкое время), адыгского поселения и некрополя (курганный могильник и мусульманские захоронения), сбор материалов о состоянии природно-географической среды в эпоху средневековья в окрестностях Раевского городища. Сведение в один программный пакет и размещение его на сайте ABRAU ANTIQUA.
В последние годы технологии трехмерного моделирования становятся все более востребованными для визуализации и пространственного анализа в археологии, как в России так и за рубежом. Достаточно сказать, что проблемам создания виртуальной реальности посвящены специальные секции таких общепризнанных между-народных форумов, как конференции по применению современных методов в полевой археологии - Computer Application and quantitative methods in archaeology (CAA), Electronic imagination and digital arts, CIPA Symposium, конференции всероссийской ассоциации 'История и компьютер', первая международная конференция по виртуальной археологии 2012. Немалое внимание данному инструментарию уделяют ряд известных журналов, таких как Archaeology magazine, Humanities and Art Computing, Archaeological Computing News-letter, Archeologia Calcolatori, Archaeologies Journal of the World Ar-chaeological Congress, Culture and Computing, Virtual archaeology review, Arch-I-Tech, а также сборники, издаваемые ассоциацией 'История и компьютер - 'Круг идей' и 'Информационный бюллетень АИК'.
Чаще всего результаты исследования представляются авторами в виде статичных изображений и видеоматериалов, к ним можно отнести реконструкции городов Персеполиса VI в. до н.э., Трои I- IX слоев, Пьетры II в. до н.э., Иерусалим I в. н.э. проект 'The Jerusalem archaeological park', Константинополь 1200 г. проект 'Byzantium 1200', Киото XVII в. и др.
Количество проектов виртуальных реконструкций, разработанных российскими исследователями существенно меньше, к ним можно отнести проекты: реконструкции города-крепости Илурат (РГНФ ? 05-01-21104в), собора Спаса на Нередице, памятника эпохи неолита Сургутского Приобья поселения Быстрый Кульеган 66, средневекового городища в Енисейской тайге Лесосибирское-1, поселения Ладоги VIII в., Мазурьевского завода 1722 г. и др.
К сожалению, практически большинство работ, посвященных виртуальным реконструкциям археологических артефактов имеют ряд недостатков - самым основным из них является, то что трехмерная модель археологического артефакта существует независимо от источниковой базы реконструкции. В результате, существующие публикации виртуальных реконструкций в Интернете или на дисках позволяют пользователю видеть только результат самой работы (видеоролик, картинку или саму программу), работа же с источниковой базой и методика ее синтеза междисциплинарным коллективом авторов, методика реконструкции, ее этапы остаются в тени.
На сегодняшний день виртуальных реконструкций, выставленных в открытый доступ онлайн в интернете вместе с источниковой базой сравнительно не много, из них авторам известно только три примера подобных реконструкций (реконструкция инфраструктуры г. Рима IV в. проект 'RomeReborn' в оболочке Google Earth, реконструкция христианского коптского монастыря св. Аполло в Бавите 7 в. Египет. Ведутся также исследования по реконструкции пирамид Майя 'MayaArch3D Project', где ставятся аналогичные задачи, однако разработанная система 3DВебГИС (3DWebGIG) имеет меньшую информативность и возможностью анализа источникового материала.
Приложенный источниковый материал в проектах далеко не полон и большей частью является краткой справкой составных частях памятника культуры. Исключением в плане источниковой составляющей является проект 'RomeReborn', в котором из 7 тысяч моделей около нескольких сотен были привязаны к данным археологических раскопок и др. описательным источникам на латыни. К сожалению, среда разработки Google Earth, не позволила автору реконструкции профессору антиковеду Бернарду Фришеру из университета Современных технологий в гуманитарных науках (г. Вирджиния) адекватно представить результат реконструкции из-за низкой детализованности трехмерных моделей в среде Google Earth. Несмотря на возможность параллельной работы с источником реконструкции трехмерной модели пользователь, однако, не имеет самой главной возможности - возможности работы с конкретной трехмерной моделью в режиме ее анализа с замером, печатью среза строения, анализом материала и т.п. Недостаток анализа трехмерной модели оставляет для пользователя только возможность простого просмотра виртуальной реконструкции, тем самым сводит на нет возможность исследовать виртуальную реконструкцию. Возможность анализа трехмерной модели в компьютерной программе с целью поиска нового знания на данный этап времени является центральной идеей концепции такого современного направления в археологии как Digital archaeology.
На данный этап времени нам известно о существовании только нескольких аналогичных проектов виртуальных онлайн реконструкций, разработанных российскими учеными, к ним можно отнести проекты реконструкции: Стасовского склепа 1872 г., деревянной крепости Тамбов XVII в., провинциального г. Тамбова конца XVIII- начала XIX вв., реконструкция церквей Енисейска середины XIX в. Троицкой и Успенской церквей, Богоявленского собора, Спасского мужского монастыря, а также проект по реконструкции московского женского монастыря Всех скорбящих радости начала XX в. Из них только один проект по реконструкции московского монастыря имеет возможность доступа к полной источниковой базе, остальные содержат только краткую историческую справку по объекту без возможности анализа трехмерных моделей виртуального пространства.