Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Science/LMNS2002/61.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:13:48 2012
Кодировка: Windows-1251
Подготовка и проведение морской перевозки римских войск в Африку
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  

IX Международная конференция 'ЛОМОНОСОВ - 2002'

С.Ю.Горьков
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Подготовка и проведение морской перевозки
римских войск в Африку в 204 г. до н.э.

Основной стратегической задачей римлян на заключительном этапе II-ой Пунической войны стало перенесение главного театра боевых действий в Африку, и важнейшая роль при этом отводилась военно-морским силам. Нашим основным источником по подготовке и проведению этой экспедиции является труд Тита Ливия, содержащий достаточно подробную информацию. Остальные авторы - среди них больше всего сведений имеется у Аппиана - помогают лишь слегка уточнить картину событий.

Как сообщает Тит Ливий (XXXVIII. 38), Публий Корнелий Сципион стал консулом в 205 г. до н.э. и получил провинцию Сицилию. Ему было отказано в государственных средствах для снаряжения флота (Liv XXVIII. 45. 14) и консул возложил эту обязанность на города Римско-италийского союза, предполагая сформировать экипажи на добровольной основе. Согласно Ливию (XXXVIII. 45) такие города как Цере, Популония, Тарквиния, Волагерры, Ареций, Клузия, Перузия, Рузеллы доставили Сципиону различные материалы для кораблей и продовольствие, а племена марсов, пелигнов и марруцинов дали моряков. Очевидно, это пополнение было использовано в качестве гребцов.

Ливий (XXVIII. 46. 21) сообщает о постройке 30 кораблей - 20 квинквирем и 10 квадрирем за 45 дней. Скорее всего, это был сделано в на верфях Остии и малый срок постройки объясняется применением стандартизации. Согласно Аппиану (Lyb. 7) Сципион располагал только лишь 10 триерами, однако эта информация представляется малодостоверной. Сицилия стала основной базой для подготовки экспедиции (Liv. XXVIII. 46. 1. Zon. 9. 11).

Ливий (XXIX. 3. 1) сообщает о набеге римской эскадры под командованием Гая Лелия на африканское побережье. Логично предположить, что это была разведывательная операция, имевшая задачу выяснить состояние флота противника и его способность помешать переправе экспедиционного корпуса. Скорее всего, высадка имела место у Гиппона Диарита, и главнейшей целью десанта было разорение окрестностей. Лелий проявил достаточно высокое мастерство флотоводца и смог осуществить подход к неприятельскому городу в ночное время (Liv. XXIX. 3. 7), чем достиг эффекта внезапности. Ему также удалось установить контакты с потенциальным союзником Рима - Массинисой.

Согласно Ливию (XXIX. 7. 7) эскадра, прибывшая со Сципионом к Сицилии получила боевое крещение при походе на Локры Эпизефирские, приняв участие в перевозке войск морем. Главной базой для подготовки экспедиции в Африку стали Сиракузы (Liv. XXIX. 13. 3. Flori. XXII. 55), а затем Лилибей - ближайший порт к африканскому побережью. Сюда были стянуты все имевшиеся в водах Сицилии грузовые суда (Liv. XXIX. 25. 5). Флот, который должен был перевезти римскую армию, насчитывал 400 транспортов и 40 военных кораблей - такие цифры приводит Ливий (XXIX. 25. 5). Аппиан (Lyb. 13) говорит о 52 военных кораблях, уточняя их типы, - упоминает келесы и лембы. Мы склоняемся в пользу данных Аппиана как более логичных, большое число малых кораблей было необходимо для связи и разведки.

На основании данных Ливия (XXIX. 25. 10) можно предположить построение римских судов в строй сложного кильватера. Скорее всего, транспорты составляют 8-10 колонн, а боевые корабли, разделенные поровну, осуществляли их прикрытие с флангов. Ливий (XXIX. 25. 10) упоминает, что на правом фланге командовал сам Сципион и его брат Луций , на левом - Гай Лений и Марк Порций Катон. Здесь видно желание предоставить большую самостоятельность частным начальникам, и четко разграничить зоны ответственности. На кораблях были введены опознавательные огни: на военных - один, на транспортных - два, на флагмане - три. Двенадцать легких кораблей шли, скорее всего, впереди эскадры, а также осуществляли связь.

Ливий пишет (XXIX. 25.12), что на военном совете в ночь перед отплытием Сципион велел кормчим править к Эмпориям . Под этим названием могут подразумеваться прибрежные города Малого Сирта. Не совсем ясно, почему был установлен именно подобный маршрут, ведь эта местность расположена в 150 км от Карфагена. Возможно, высадка именно в данном районе была бы наиболее неожиданной для карфагенян.

Ливий сообщает (XXIX. 27. 6-7), что в день отплытия из-за тумана сильно ухудшилась видимость, и стал стихать ветер. На основании этого свидетельства становится ясно, что поход проходил при плохих погодных условиях. Важное значение для движения каравана имели сила и направление ветра - ведь большинство кораблей римлян был парусными. Наутро стала различима земля - это был мыс Меркурия (Liv. XXIX. 27. 8.) ближайшая к Сицилии точка Африки. Возможно, здесь Сципиону и пришла в голову идея изменить первоначальный маршрут экспедиции. Должно быть, он уже убедился в сложностях управления своей армадой, да еще в условиях плохой видимости. Продолжения плавания в район Эмпориев могло привести к тому, что суда потеряют друг друга. Вероятно, именно поэтому он и отдал приказ двигаться вглубь Карфагенского залива и высаживаться в ближайшем удобном месте. Сципион, безусловно, этим шел на большой риск - охранение вряд ли бы смогло защитить транспорты от возможных атак карфагенского флота. Однако, как пишет Ливий (XXIX. 27. 10-11) произвести высадку не удалось, так как стих ветер и поднялся туман. Такая погода продолжалась до наступления темноты, и корабли бросили якоря, чтобы не столкнуться друг с другом. Это, вне сомнения, была тревожная ночь для римлян, так как было возможно нападение карфагенских военно-морских сил. Подчеркнем еще раз, что вряд ли бы римские боевые корабли сумели в условиях темноты смогли эффективно защитить транспорты с войсками.

Ливий свидетельствует (XXIX. 27. 12-13), что войско высадилось у Прекрасного мыса, ограничивавшего с запада Карфагенский залив. Ближайшим портом к нему была Утика. Так закончилась переправа Сципиона в Африку. В источнике, а в данном случаемы располагаем лишь информацией Ливия, не сообщается о потерях римлян, что числе судов было бы просто неминуемым. Походный ордер скорее всего был не в состоянии обеспечить безупречный порядок, да еще в условиях тумана, поэтому неизбежны были столкновения между кораблями о отставание части транспортов. Сам Ливий пишет (XXIX. 27. 13-15), что все его первоисточники, за исключением Целия (Алимента ?) считают плавание Сципиона прошедшим вполне благополучно, без каких-либо неприятностей.

Итак, мы рассмотрели на примере экспедиции Сципиона такой вид боевой деятельности военно-морского флота как войсковые перевозки. В море вышла гигантская армада и обеспечить ее слаженный переход и надлежащую охрану было весьма сложной задачей с которой римляне вполне успешно справились. Заслуживает внимания хорошая подготовка эскадры и продуманный походный порядок. Здесь еще раз проявились организаторские способности Сципиона Африканского, который смог эффективно действовать не только на суше, но и на море.