Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/yurisch.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:41:54 2012
Кодировка: Windows-1251
Вопросы народного образования в документах кадетской партии (1905 - 1907)

Вопросы народного образования в программных документах кадетской партии (1905 - 1907 гг.)

Юрищева Инна Вячеславовна

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

В октябре 1905 г. российские либералы создают свою политическую партию и начинают активно разрабатывать программу, в том числе и в области народного образования. Программа конституционно-демократической партии была принята на первом Учредительном съезде 12 - 18 октября 1905 года и уточнена на втором съезде 5 -11 января 1906 года.

Вопросы народного образования занимали одно из важнейших мест в программе кадетов. Их целью являлось 'преобразование России в цивилизованное демократическое государство, создание условий для гармоничного развития личности и нормально функционирующего гражданского общества'[1]. Естественным средством для достижения этой цели было поднятие уровня народного образования, которое находилось в плачевном состоянии.

К началу XX века Россия оставалась страной с одним из наиболее низких уровней грамотности в Европе (82,6% населения по переписи 1897г. были безграмотными) и с совершенно архаической системой образования, охватывавшей лишь 20 % детей школьного возраста. В подобных условиях вопросы народного образования широко обсуждались в обществе и в правительстве. Каждая политическая партия России начала XX в. считала своим долгом выработать определенную линию в развитии народного образования - одного из главных условий будущего прогресса страны.

В конституционно-демократическую партию входили высоко образованные люди, многие из которых обладали энциклопедическими знаниями, широким умственным кругозором. И поэтому, их программа в области народного образования была достаточно прогрессивной и реальной для проведения ее в жизнь.

Являясь сторонниками эволюционного пути развития страны, кадеты считали необходимым учесть все особенности российского государства, и говорили, что 'нельзя каждый год все перестраивать заново, разрушая прежнее, ибо школа не переносит разрушений, а живет постоянным прогрессом'.[2]

Будучи глубоко и тщательно проработанной, программа по народному образованию была направлена на всестороннее развитие личности, на углубление духовной культуры человека.

Вопросы образования кадеты непосредственно связывали с будущим России. Никакой прогресс невозможен без обеспечения экономики страны образованными кадрами. Введение всеобщего бесплатного образования должно было производиться в основном на средства государства, потому что именно оно, прежде всего, заинтересовано в образованных гражданах. Частная инициатива открытия школ также поощрялась, но они должны были строго согласовывать свои учебные программы с программами государственных школ.

Программа кадетов имела социальную направленность. Поэтому большое значение придавалось отмене всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и происхождением. Помимо полного гражданского и политического равноправия, предусматривалось право свободного культурного самоопределения: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений. Программа была рассчитана на подготовку индивида к сознательному вступлению в жизнь, к самостоятельности в своих суждениях. Ни государство, ни какие-либо партии, ни в коем случае не должны были распространять свою идеологию в учебных заведениях.

В партийных документах, касающихся народного образования говорилось и о преемственности всех ступеней образования, о том, что надо твердо установить единство обучения, о том, что 'каждая ступень должна исходить из предыдущей'[3]. Это облегчало бы процесс перехода от одной ступени к другой.

Вопросы народного образования были тесно связаны с разделом о гражданских и политических правах личности. Основой для полноценного существования демократических институтов власти, партия считала внесение в народ знаний. Важным следствием этого процесса, по убеждению лидера кадетов П.Н. Милюкова, со временем явилось бы реальное осознание людьми своих прав и обязанностей - тот фундамент, на котором единственно возможно установление в обществе подлинно правового порядка.[4]

Народное образование и будущее страны были неразрывно связаны в понимании кадетов. Только имея высокий уровень образования граждан, страна сможет занять достойное место среди других держав. Только благодаря образованию другие отрасли страны смогут достойно развиваться.

Изучение программы кадетов в области народного образования, безусловно, полезно в наше время. Актуальными снова становятся ценности, к которым первоначально стремилась конституционно-демократическая партия: подготовка социально активной личности, обладающей высоким уровнем политической культуры, способной принимать самостоятельные решения, преемственность всех ступеней образования, обеспечение государством достойной жизни учительскому и преподавательскому составу и многое другое.

 

 

 

1. Секиринский С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (сер. XIX - нач. XX вв.) М. 1995. С.176

2. Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. М. 1908. С.62

3. Сьезды и конференции конституционно - демократической партии (1905 - 1907). Т.1. М. 1997. С.40

4. Милюков П.Н. Воспоминания. М. 1991. С. 65 - 68