Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/truhin.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 03:26:52 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Религиозный подъем в Советском Союзе
во время Великой Отечественной войны.
В. Н. Трухин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Важнейшим источником, содержащим информацию о уровне религиозности населения непосредственно перед войной являются материалы всесоюзной переписи проведенной 6 января 1937 года.
Уникальной особенностью этой переписи явился включенный в анкету по инициативе Сталина вопрос о религии.По данным переписи, 42% опрошенных
отнесли себя к православным. Но эти сведения необходимо подвергнуть критическому анализу. Ведь перепись проводилась в 1937 году - в обстановке террора, когда людей порой арестовывали лишь за то, что у них дома хранилась Библия. И на самом деле, из 'Докладной записки: в ЦК ВКП (б) об отношении верующих к: переписи населения 1937 г.' видно, что ходили слухи: верующих будут ссылать, детей верующих выбросят из школы и т. п. [1, 220-221]. Очевидно, число православных было не меньше 50%; многие просто испугались открыто заявить о своей религиозной принадлежности.Но если до войны среди молодежи верующих было немного, то после 1941 положение изменилось
: тяжелые испытания и лишения войны стали одной из причин значительного религиозного роста в стране, ведь страдающим людям всегда свойственно обращаться к тому, Кто 'отрет с очей их всякую слезу' (Отк. 21, 4). Уполномоченный Совета по делам Русской православной Церкви (далее Совета) по Сталинградской области констатировал, что ходатайства об открытии церквей часто подписывают молодые женщины, ':эти гражданки стали религиозными и даже фанатиками в связи с последствиями Отечественной войны, а именно: санитарка больницы г. Урюпинска Бурова П. П. рождения 1913 г. сказала, что она до Отечественной войны не верила в бога, а когда она получила извещение о гибели ее мужа на фронте, то она являясь одинокой, постигшее ее горе стала болезненно переживать, ей монашки советовали: усердно молиться богу: С этого момента Бурова стала активным религиозником. Другие подобные Буровой стали молиться богу за сохранением жизни своих мужей, находящихся на фронте и т. п.' [2, д. 12, л. 66].Усиление религиозности стало особенно заметным после встречи Сталина с иерархами в сентябре 1943 г. и Собора епископов. Об этом сообщали многие уполномоченные Совета, сетуя на 'большой нажим' и на усиление движения за открытие церквей.
':в г. Йошкар-Ола в праздничные дни церковь посещает до 1000 чел. и среди посещающих бывает даже командный состав воинских частей. Затем для этой церкви было дано разрешение в сентябре месяце привезти иконы из Цибикнурской церкви:. В пути следования: проходящая публика видит, что везут иконы, стали к ним прикладываться, в том числе и командиры воинских частей, и жертвовали соответствующие суммы, в результате было собрано около 17000 рублей' [д. 11, л. 112-113].Уполномоченный по Куйбышевской области в отчете за 1 квартал 1945 г. привел
конкретные цифры, характеризующие религиозный рост: 'Если за весь 1944 г. в Покровской церкви г. Куйбышева было совершено 300 бракосочетаний, то только за полтора месяца 1945 года бракосочетаний было совершено 389: В январе месяце 1945 г. в отделе ЗАГСа зарегистрировано 596 новорожденных, а в церкви города за тот же период крещено новорожденных 356 (это не считая тайных крещений - В. Т.): Резко увеличилась посещаемость церкви в дни религиозных праздников гражданами в возрасте от 20 до 40 лет, посещает церковь и молодежь школьного возраста'. [2, д. 10, л. 119-120].Другой весьма показательный в этом отношении документ - отчет Г. Карпова в СНК СССР о праздновании в Москве и области Пасхи в 1944 году. 'В ночь с 15 на 16 апреля с. г. :во всех церквах было большое переполнение верующих. Общее число посетивших церкви города Москвы на первой 'заутрени' ориентировочно составляет 120 тыс. человек, но в большинстве церквей было по 2 и 3 службы.
:в 30 районах области 90 действующих церквей посетило 148 тыс. чел., тогда как в прошлом году - 95 тыс. чел. :в некоторых районах: молодежь составляла 50% всех присутствующих в церквах'. В области на Пасхальной службе были и военнослужащие: например, в церкви Александра Невского (поселок Бирюлево Ленинского района) их было 275 чел, в Троицкой церкви г. Подольска - 100 чел. [2, д. 2, л. 56]. И так было далеко не в одной Москве и Московской области. Уполномоченный Совета по Ивановской области писал: 'В г. Владимире присутствовало на пасхальной службе в Успенском соборе свыше 8000 чел., при вместимости церкви 4000 чел. В Гаврилово-Посаде в церкви присутствовало свыше 1500 чел., вместимость церкви 200 чел., такое явление надо отметить во всех церквях области' [2, д. 9, л. 10].
Проведенные в 1995 г. социологические исследования
среди воинских частей, ведущих боевые действия в Чечне, показали, что при наличии реальной опасности религиозность воинов резко возрастает. Если в обычной обстановке количество воинов, относящих себя к определенно верующим составило 25-26%, то в частях, уже побывавших в боях, к определенно верующим себя отнесли уже 40%. Очевидно, что рост религиозности в Великую Отечественную был значительно выше. Бывали даже случаи, когда с фронтов приходили телеграммы с настойчивыми просьбами направить в армию материалы с проповедями православного духовенства. Например, 2 ноября 1944 г. в ГлавПУРККА с 4-го Украинского фронта поступила телеграмма, заверенная подполковником Леоновским, с просьбой 'в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей'. Очевидно, в данном случае армейское командование выразило настроение большинства солдат; да и из доклада уполномоченного Совета по Удмуртской АССР за 1944 г. известно, что 'инициаторами открытия церквей кое-где стали появляться инвалиды Отечественной войны. Так, например, инвалид Левашев из села Паздеры, Воткинского района, настойчиво добивается открытия церкви (часовни) в Паздерах:'.[2, д. 34, л. 70].Итак, тезис о значительном религиозном подъеме в годы войны подтверждается множеством источников. Подъем этот был облечен в традиционную для России православную форму. Православная Церковь могла оказать и оказывала существенное влияние на жизнь многих советских граждан во время Великой Отечественной войны.