Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/webfil.doc
Дата изменения: Wed Apr 8 17:55:00 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:55:33 2012
Кодировка: koi8-r

Филюшкин А. И.

Как проверить теорию Вебера, или почему протестантская этика была в
католических городах Европы?

Идея: идея Макса Вебера, что успешное развитие капиталистических отношений
в Европе обусловлено прежде всего особой "протестантской этикой" в
последние годы приобрела характер аксиомы. Хотя сам Вебер высказал ее
гораздо тоньше, не столь просто и прямолинейно, как водится, в трудах
последователей идея была примитивизирована и приобрела характер простого
правила: где победила Реформация, там быстрее развивался капитализм.

Вопрос: Однако при взгляде на историю Европы мы видим, что это далеко не
так. Нет жесткой зависимости этих факторов и явлений, по крайней мере в ХVI-
ХVII вв. В данном случае введение в историю фактора «протестантской этики"
сделано явно задним числом, глядя их ХХ в.

Тема занятия: анализ на конкретном материале, можно ли говорить о
воздействии особой «протестантской этики" на выбор европой своего пути
развития.

Литература:
Маккенни Р. ХVI век. Европа: Экспансия и конфликт. М., 2004.

Синопсис: В истории экономики Европы периода средневековья и раннего нового
времени есть много парадоксов, которые нельзя объяснить идеей
«протестантской этики" как культа экономического успеха,
предпринимательства, получения прибыли. Например, рассмотрим вопрос о
прибыли. Ученые, изучавшие ганзейскую торговлю на Балтике, установили
парадокс: если брать декларируемые цены, то получалось, что прибыль этой
торговли была весьма скромной: около 5%. Стоило ли плыть через Балтику,
воевать с пиратами, постоянно рисковать жизнью на опасных дорогах Ливонии,
России, Литвы ради 5%? Однако выяснилось, что на самом деле прибыль была
куда выше, только она достигалась за счет люфта системы мер и весов:
скажем, в ласт пшеницы в Новгороде входило 16 пудов, в Риге - 12, а в
Любеке уже - 8. В результате образовывалось количество "неучтенного
товара", который продавался по тем же ценам, но приносил чистый доход. Сюда
же надо отнести и «ломание воска", "взятие образцов", "взвешивание бочек"
без их вскрытия и т.д.

Но! Данная практика означает, что торговля жестко регулировалась этическими
нормами - получать прибыль за счет завышения цены было неприлично, а вот за
счет махинаций с системой мер - вполне прилично. Как это связано с верой, с
религиозными императивами, влияющими на этику поведения? Наверное, как-то
связано - осуждение мытников и ростовщиков в Св. Писании, осуждение
богатства, особенно неправедного и т.д.: "Легче верблюду пройти через
игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное" . Но - при чем тут
протестантская этика?

Второй тезис. ХVI век - век капитализма. Урбанизация: в 1500 г. в городах с
населением свыше 40000 проживало 2% населения, в 1600 - 3,5 %. В городах с
населением более 5000 - соответственно 9,6 и 10,8 %. Это - рост.

По крупнейшим городам:

Антверпен: 13000 - вырос до 60000
Севилья 65000 - 90000
Лион 20000 - 70000
Лондон 40000 - 200000.

Это - общая тенденция урбанизации, и именно она дала рост капитализма.
В ХVI в. произошел поворот оси европейских городов. Они стали
ориентироваться на по линии «Север - Юг", а по отношению в Атлантике.
Крупнейшими центрами здесь были: Данциг (протестантский) - Венеция
(католическая) - Антверпен (протестантский) - Севилья (католическая).

Р. Маккени описывает парадокс: города, теснее всего связанные с
Реформацией, как раз дольше других сохраняли средневековый характер. И
наоборот. Он приводит в пример католический Рим (см. книгу, С. 149),
который в ХVI в. был образцовым городом стремительного католического
развития.

Идея для обсуждения: тяга немецких и швейцарских городов к протестантизму
была вызвана не их прогрессивностью, а их архаизмом. В этом отражалась как
раз солидарность средневековых корпоративных институтов: гильдий, цехов,
браств, аристократических родов. И Лютер, и Цвингли взывали к городам как
раз в силу того, что они были управляемыми политическими образованиями,
замкнутые общества с твердой политической структурой, устойчивой к внешним
воздействиям.
Задание: на примере анализа городской структуры показать, какие архаические
средневековые элементы инфраструктуры удачнее всего вписались в Реформацию.

Третий тезис. Возьмем имперские города Германии. Что мы видим? Разнообразие
религиозной ориентации, которое вызвано отнюдь не связью протестантской
этики с путями капиталистического развития. Протестантизм выбирали города:
1) архаичные города с развитыми средневековыми институтами - Нюрнберг,
Аугсбург, Страсбург, Констанц;
2) которые победили военным путем в противостоянии с Империей (то есть
выбирали протестантизм не из любви к Лютеру, а из приницпиального
нежелания исполнять любое указание имперской власти, в том числе и
Вормсский эдикт). В 1547-1552 Карл V пытался отменить 30 конституций
городов - и потерпел неудачу. Кто местный тиран, с которым борется
город? Епископ, который навязывает свои индульгенции, вмешивается в
жизнь горожан и т.д. Поэтому именно взбунтовавшиеся города и были
полигоном для выработки форм духовной самостоятельности.

Вывод: Выбор протестантизма и приверженность к нему в раннее новое время
вовсе не определялась экономическим развитием и стремлением общества к
капитализму. Это был в большей степени политический, чем духовный выбор. Мы
не видим принципиальной разницы в экономическом развитии между
католическими и протестантскими центрами. Поэтому, говоря о концепции
«протестантской этики" М. Вебера, мы должны ее проверять. Возможно, она
работала в протестанстких общинах ХVIII-ЪIХ вв. Но применительно к
зарождению Реформации в европе эти выводы пока не нашли прямого
подтверждения.