Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/polakov_tol.doc
Дата изменения: Mon Oct 5 20:16:50 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:15:58 2012
Кодировка: koi8-r

Н.С. ПОЛЯКОВ (СПбГУ)
Проявления религиозной нетерпимости
в древнерусских полемических сочинениях.
Полемические сочинения появились на Руси достаточно рано, правда,
лишь как следствие византийско-латинских споров вокруг раскола 1054 г. Тем
самым русские авторы XI в. примкнули к двухвековой, по крайней мере,
литературной традиции спора между христианским Востоком и христианским
Западом. Но если для византийских писателей IX и X вв. основным был
богословский вопрос об исхождении Святого Духа, то в отечественных
посланиях речь идет прежде всего о латинских отступлениях литургически-
обрядового и обиходного характера - относительно хлеба Евхаристии, поста,
безбрачия духовенства и т.д.
Первое полемическое сочинение принадлежит перу митрополита Леона (60-
е гг. XI в.), который написал антилатинский трактат об опресноках. Уже
следующий митрополит Георгий (примерно 1065-1076 гг.) - вероятный автор
«Георгия митрополита киевского стязание с латиною, вин числом 70». В тексте
перечислено 27 обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов.
Следующему митрополиту - Иоанну (?1077-1089) приписывают послание папе
римскому Клименту 3 («К архиепископу римскому от Иоанна митрополита
русского об опресноках»). В нем Иоанн укоряет латинян за уклонение от
ортодоксальной веры («Воистину, странно сказать и страшно, как дерзнули вы
извратить веру») и критикует «беззаконное» отправление обрядов
(«опресночное зло»): «.велико и многочисленно то дурное, что дерзаете вы
творить вопреки божественным заповедям и правилам». Гораздо более значимым
как в духовном, так и в церковно-политическом отношении является сочинение,
надписываемое именем знаменитого игумена Киево-Печерского монастыря, преп.
Феодосия (ум. 1074 г.), обращенное к киевскому князю Изяславу Ярославичу -
поучение о том, как православный христианин должен относиться к латинской,
т.е. католической вере. Рассмотрим его подробнее.
«Слово о вере христианской и латинской» составлено Феодосием либо как
ответ Изяславу Ярославичу на вопрос о сущности католического учения, либо
как предупреждение, вызванное действиями князя, пригласившего в Киев
поляков. Из всей полемической литературы Киевского периода это послание
получило наибольшее распространение, будучи включенным в многочисленные
сборники. Положения «Слова» основаны на тезисах против латинской веры,
заимствованных из греческих источников, а также содержат скрытую цитацию из
библейских и святоотеческих источников. Структура послания трехчастна. Свой
текст Феодосий начинает с поучения о том, как «правоверные» должны держать
себя в общении с «латинами», «кривоверными», демонстрируя полную
непримиримость к ним. Далее он излагает конкретные отступления латинян от
«правой» веры, насчитывая при этом до 20 «вин» - как принципиальных, в
сфере догматики, так и малозначительных, указывающих лишь на иной образ
жизни. Завершается послание нравоучением о превосходстве православия
сравнительно с другими верами. Рассмотрим последовательно все части
аргументации послания.
И в заглавии сочинения и в последующем пассаже ясно определяется
нетождественность веры «крестьянской», т.е. православной, и веры
«латыньской». Иными словами, Феодосий отчетливо сознает отличие
восточнохристианской церковно-религиозной традиции от западной. За, как
минимум, два века истории полемической литературы предшественники Феодосия,
с обеих сторон, вполне осмыслили и определили это отличие. Но в своей
полемике они рассматривали, прежде всего, расхождения в области догматики и
литургики. Особенность же и оригинальность Феодосия и его последователей
состоит в том, что, перечислив конспективно отступления латинян от
сложившейся на основе Писания, Предания и святоотеческого наследия системы
вероучения и церковной практики, он главным образом рассуждает о том, как
православные в своем личном общении должны относиться к допустившим эти
отступления западным христианам. И именно в этой части наставлений Феодосий
особенно непримирим: «Вере же латинской не приобщаться, не соблюдать их
обычаев и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать и
всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись». Более того, с латинянами
нельзя ни брататься, ни целоваться, ни есть или пить из одной посуды -
накладывается запрет на почти все мыслимые способы человеческого контакта с
иноверцами, и тем самым проводится пространственная граница между миром
"правой веры" и миром, чьи обычаи и законы воспринимаются как "неправые".
Запрет на общение содержит аллюзию на «Правила апостолов» и «Правила
Вселенских Соборов», в которых ограничивалось общение христиан с еретиками
и иудеями. Тем самым католики ставятся в один ряд с иноверцами, у которых
нет шансов на спасение, а контакт с ними воспринимается как осквернение.
Значительное место в послании уделено изображению католиков в способах
их «неправого» действия; начинает Феодосий с интерпретации их поступков в
контексте антиповедения: «Едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят
ящериц, черепах и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и
медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост»; и лишь потом переходит к
описанию расхождений в культовой сфере: «Ни икон не целуют, ни мощей
святых. и на опресноках служат божественную службу»; различия же в
догматике лишь заканчивают список: «Еще же называют Духа Святого исходящим
от Отца и от Сына. Мы же не говорим: и от Сына». И далее: «И много еще
другого, что плохо в них, неправо и развращено».
Видно, что обвинения, предъявляемые католикам, неоднородны по своему
содержанию. Отмечаются расхождения в догматике (исхождение Св. Духа,
почитание икон и мощей), обрядах (крещение в одно погружение, служение на
пресных просфорах), чиноположении (целибат, участие духовенства в военных
действиях), а также в вопросах нравственно-практических и бытовых (сроки и
строгость поста, обычаи, соблюдаемые при крещении, исповеди, вступлении в
брак, погребении). Но наряду с обычаями, действительно существующими у
западных христиан, описываются и такие формы поведения, которые вряд ли
могли иметь место в действительности. Подобное неразграничение
существенного и несущественного позволяет подозревать полемику Феодосия в
сумбурности и отсутствии планомерности. В то же время, известно, что
"латинство", в отличие от язычества, воспринималось как кощунственное
пародирование подлинного христианства - внешне ему подобное, но наполненное
иным содержанием - так сказать, православие наизнанку. Как бы то ни было,
интересно другое: после перечисления всех «вин» католиков, автор все же
рекомендует своему адресату при возникших по необходимости контактах с ними
поступать сообразно евангельским понятиям о христианском милосердии и любви
к ближним. В конце же послания автор снова непримирим: «Нет другой такой
веры, лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры». Более
того: «Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то
становится он свою веру хулящим». К чести Феодосия, несмотря на такую
уверенность в своей правоте и хорошие отношения с киевским князем, он еще
не призывает последнего к вмешательству в религиозные дела. Спустя всего
пол века к этому придет митрополит Никифор (ум. 1121 г.), наделивший князя
Владимира Мономаха функциями хранителя чистоты веры. Это можно объяснить
как укреплением княжеской власти, так и греческим происхождением самого
митрополита.
В «Послании Владимиру Мономаху о вере латинской» Никифор объясняет
князю причины церковного «отвержения» от «латин», растолковывая расхождения
между западной и восточной церквами. Послание было написано, очевидно, в
ответ на просьбу Мономаха предоставить ему сведения на этот счет. И снова
чрезмерное внимание уделяется второстепенным различиям; вот первые пять
«вин» из длинного перечня: опресноки, едят удавленину, головы свои и бороды
бреют, постятся в субботы и соблюдают их, едят нечистых животных. В итоге
Никифор насчитывает двадцать «вин» католиков, заканчивая призывом постоянно
перечитывать этот список «церковных» разногласий: «Прочти это, мой княже,
не единожды и не дважды, но много раз, и ты, княже, и сыновья твои», ибо
он, князь, избран и призван Богом к истинной (православной) вере и
сохранению ее.