Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/kda_judaica.doc
Дата изменения: Wed Jul 1 17:19:43 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:16:09 2012
Кодировка: koi8-r

С. Головащенко,
Киев

«Миф о евреях» в Императорской Киевской Духовной Академии,
или несколько слов о православной иудаике конца XIX-начала XX вв.

Анализ массива публикаций киевских православных авторов конца XIX-
начала XX века, принадлежавших преимущественно к кругу профессуры Киевской
Духовной Академии позволяет говорить о появлении тогда в Киеве зачатков
исследований в области иудаики.

В тематическом отношении эти исследования базировались, прежде всего:
- на анализе разнообразных аспектов древнееврейской культуры и
религии - прежде всего как культуры и религии "ветхозаветной";
- на апологетическом и сравнительном анализе талмудического иудаизма
в его отношении к христианству;
- можно говорить также о зачатках сравнительно-религиоведческих
исследований, где предпринимались попытки сопоставления
древнееврейской культуры и культуры талмудического иудаизма с иными
традициями древнего Востока.

В дисциплинарном отношении эти работы были связаны с рядом научных,
научно-богословских и апологетико-богословских дисциплин, например:
- с исследованиями в области библеистики, например, библейской
археологии, библейской (ветхозаветной и межзаветной) истории,
библейской текстологии;
- с гражданской историей Древнего Востока - историей государственных,
правовых и социальных институтов;
- с историей христианской церкви в ее взаимоотношениях с
нехристианскими традициями;
- со сравнительным или «обличительным» богословием - православной
апологетикой.

Вопрос об актуализации исследований в области иудаики в православном
церковном учебном заведении и шире, в православной научно-богословской
среде, и именно в указанный период может рассматриваться в академическом,
культурно-религиозном, религиозно-идеологическом, возможно, в политико-
идеологическом аспектах:
- академический интерес складывался, вероятно, под влиянием
общеевропейских предметно-дисциплинарных и методологических
предпочтений в области библеистики, на которые официальное
православное богословие должна была реагировать; критика и рецепция
этих предпочтений оживляли интерес к древнееврейской культуре и
соответственным сравнительно-религиоведческим исследованиям;
- культурно-религиозный и религиозно-идеологичекий интерес
диктовался: необходимостью самомосмысления православной традиции в
контексте священной истории и истории всемирного христианства,
миссионерскими целями и задачами, а также особенностями
практической деятельности православного духовенства в конкретных
культурно-конфессиональных условиях украинских земель российской
империи;
- политико-идеологический аспект, выделение коего стоит производить
весьма аккуратно, мог быть обусловлен глобальными культурно-
политическими процессами, связанными с еврейством: речь идет о
возможной реакции на появление и активизацию всемирного
сионистского движения и о попытках анализа его влияния на
российскую имперскую культуру.

В связи с этим весьма интересным представляется вопрос о возможном
формировании в рамках имперской православной духовно-академической культуры
своеобразного державно-православного «мифа о евреях». В том числе:
- в какой мере этот миф отражал официальные государственнические
идеи, а в какой мере - религиозные, культурные и политические
стереотипы различных категорий православной общины, в т.ч.
тогдашних православных интеллектуалов;
- каким образом взаимодействовали мифологемы, связанные с образом
еврея и еврейства в тогдашнем православном сознании с адекватной
научной оценкой культурных и исторических реалий, определенным
академическим интересом и соответствующей методологией;
- соответственно, в какой мере духовно-академическое сообщество было
причастно к формированию (или наоборот, к отрицанию) православного
«мифа о евреях».

В этом сообщении мы остановимся на трех аспектах, в которых в
свое время проявился интерес киевских православных интеллектуалов к
иудаике.
Во-первых, мы вспомним о нескольких работах разных лет (1870-е,
конец 1890-х, начало 1900-х гг.) известных киевских библеистов А.
Олесницкого, В. Рыбинского, М Поснова), посвященных талмудической
мифологии, особенностям духовно-религиозной жизни евреев в после
Плена, религиозному влиянию иудейства на языческий мир в «межзаветный»
период. Эти публикации в достаточной мере показательны как пример
исследования религиозно-мифологической мотивации этнических моделей
поведения евреев. Также они интересны как показатель религиозного
самоощущения представителей православной культуры, одной из
богословских и психологических предпосылок складывания православного
«мифа о евреях».
Во-вторых, вспомним о текстах, показательных для понимания роли
религиозных предрассудков и стереотипов в мифологизации образа еврея в
официальной православной культуре. Речь идет о нескольких работах,
преимущественно православно-апологетического - обличительного и
полемического - характера, принадлежавших обращенным в православие
евреям, в частности, работах А. Алексеева (В. Нахласа).
В-третьих, уделим внимание нескольким работам известного в
начале XX века богослова священника А.А. Глаголева (1905-1906 годы),
посвященным богословскому и историософскому анализу сионистского
движения - и в связи с общим иудейско-христианским наследием, и в
связи с тогдашними историческими и политическими реалиями. Эти работы,
кроме академического интереса, показательны фиксацией некоторых
стереотипов мифологизации образа еврейства и ветхозаветного наследия
применительно к реалиям общественно-политической жизни России начала
XX века.