Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/dmitkonf.doc
Дата изменения: Fri Jun 19 19:00:56 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:31:51 2012
Кодировка: koi8-r

М.В. Дмитриев (МГУ, Исторический факультет)

"Конфессионализация"
в истории европейского христианства нового времени.

1."Конфессионализация": дефиниция, предмет, проблема, вопросы...

2. Историография "конфессионализации": Цееден, Шиллинг, Райнхардт и многие
другие в последние 20-25 лет... Первые отклики на эту "парадигму" в России,
Белоруссии, Украине (Ивонин, Прокопьев, Дмитриев, Плохий и др.)

3. "Конфессионализация" или конфессионализация: в кавычках или без кавычек?
- То есть: имеем мы дело с метафорой или с научным понятием?

4. Основные аспекты процесса "конфессионализации". Ряд примеров.

5. Институты, процессы, действия властей обеспечившие "конфессионализацию".

6. Функции, последствия, эффекты "конфессионализации" в разных сферах
(культура, социальные отношения, политика, экономика).

7. Конфессионализация и дисциплинаризация: фундаментальные процессы,
обеспечившие (среди прочего?) модернизацию Запада?

8. Причины и факторы, обусловившие процесс "конфессионализации". Какова
роль конфессиональной специфики "латинской" верви христианства в этом
процессе? Роль дихотомии «церковь и государство» в генезисе
конфессионализации (на чем настаивает Шиллинг).

9. Состоялась ли (проходила ли?) "конфессионализация" в православных
обществах Европы?

Вопросы:
1. Как Вы ответите на вопросы о содержании процесса "конфессионализации",
его причинах, сторонах и функциях, его связях с особенностями западного
христианства, его роли в моденизации Запада?
2. На основе каких источников можно и нужно изучать процессы
"конфессионализации"?
3. Что Вы думаете о проблеме "конфессионализация и православные традиции»,
«конфессионализация и православные культуры»?
4. Как квалифицировать в контексте "конфессионализации" программу и
деятельность православных братств Киевской митрополии в конце 16 века?-
(см.отрывок из книги М.В.Дмитриева).

Чтение:

А. То, что можно предложить в качестве обязательного чтения:
Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация //
Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время.
Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред.
А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30
Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом
историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм.
Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время.
1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43
Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии
европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н.,
Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на
Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния
1596 г. Исторические причины. М.: "Индрик", 1997. С. 15 -32 (С.26-28 - о
конфессионализации)

Б. Источники и исследования, которые позволяют поставить вопрос о
конфессионализации в православных обществах Восточной Европы:
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии
1595-1596 гг. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 92-104 (о конфликте православных
церковных братств и епископата как примере процессов, схожих с
конфессионализацией на Западе)
Дмитриев М.В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.:
результат «православной конфессионализации»? // Сравнительная история:
методы, задачи, перспективы. Сб. статей. / Отв. ред. М.Ю. Парамонова.
Москва, 2003. С. 133-153
Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford
University Press, 2001 (перевод на украинский: Плох?й Серг?й. Наливайкова
в?ра: Козацтво та рел?гя в ранньомодерн?й Укра?н?. Ки?в, 2005).
Пример источников, которые можно рассмотреть:
- Устав Львовского церковного Успенского братства 1586 года;
- Послание Львовского братства патриарху Феолипту 1586 года.

В. Рекомендуемое чтение, быстро вводящее в суть проблематики
конфессионализации:
Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and
Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious
Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E.
Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36
Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early
Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992
Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fuer Reformationsgeschichte 1993. Guetersloh,
1995 (Schriften des Vereins fuer Reformationsgeschichte. Bd. 198) =!!!
Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer
Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur
Reformationsgeschichte, 68 (1977), S. 226-251.

Г. Вопрос о конфессионализации в истории Центрально-Восточной Европы,
Польши и Речи Посполитой:
Moritz A., MЭller H. Pohlig M. Konfesjonalizacja Rzeczypospolitej
Szlacheckiej w XVII i XVIII wieku? // Kwartalnik Historyczny Rocznik,
CVIII, 2001, pp. 37-46;
Deventer, JЖrg, Confessionalization - a Useful Theoretical Concept for the
Study of Religion, Politics, and Society in Early Modern East-Central
Europe? in European Review of History, Autumn2004, Vol. 11 Issue 3, pp. 403-
425.
Брюнинг книга и статья..

Д. Критика концепта и «парадигмы» конфессииоализации:
Benedict Ph. Confessionalisation in France? Critical Reflections and New
Evidence // Society and Culture in the Huguenot World, 1559-1685, eds R.A.
Mentzer & A. Spicer, Cambridge: Cambridge University Press, 2002, pp. 44-
61.

Chaix G. La confessionalisation. Note critique // Bulletin de la SociИtИ
de l'Histoire du protestantisme franГais, 148 (2002), pp. 851-65.

Schmidt H. R. Emden est partout. Vers une modХle interactif de la
confessionnalisation'// Francia, 26/2 (1999), pp. 23-45.


Элементы библиографии к теме "Конфессионализация":

Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время.
Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред.
А.Ю. Прокопьева. Спб.: Алетейя, 2004
Breuer D., Katholishe Konfessionalisierung und poetische Freiheit, in:
Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh,
1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 166-183
Danckwardt M., Konfessionelle Musik?, in: Reinhard W., Schilling H.
(Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion
der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 371-383
Dьlmen R. van, Religion und Gesellschaft. Beitrдge zu einer
Religionsgeschichte der Neuzeit. Frankfurt a.M., 1989 - BN
Dьlmen R. van, Volksfrцmmigkeit und konfessionelles Christentum im 16.
und 17. Jahrhundert, in: Dьlmen R. van, Religion und Gesellschaft. Beitrдge
zu einer Religionsgeschichte der Neuzeit. Frankfurt a.M., 1989, 59-69
Friedrich Karin, 'Konfessionalisierung und politische Ideen in
Polen-Litauen (1570-1650)', in Joachim Bahlcke and Arno Strohmeyer (eds.),
Konfessionalisierung in Ostmitteleuropa..., pp. 249-265.
Ganzer K. Das Konzil von Trient und die theologische Dimension der
katholischen Konfessionalisierung, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg),
Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der
Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 50-69
Garber K. Zentraleuropдischer Calvinismus und deutsche "Barock"-
Literatur. Zu den konfessionpolitischen Urspьngen der deutschen
Nationalliteratur, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte
Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der "Zweiten
Reformation". Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 195), 317-348
Lang P. Th. Konfessionsbildung als Forschungsgegenstand, in:
Historisches Jahrbuch, 100 (1980), 480-493
Lang P. Th. Die Ausformung der Konfessionen im 16. und 17.
Jahrhundert, in: Valentin J.-M.,(ed.), Gegenreformation und Literatur.
Amsterdam, 1979 (Beihefte zum Daphnis, vol. 3). 13-19
Mennecke-Hausstein U. Konversionen, in: Reinhard W., Schilling H.
(Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion
der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 242-257
Midelfort H.C. E., Selbstmord im Urteil von Reformation und
Gegenreformation, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische
Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur
Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 296-310 (en 1878-1882 - im Sachsen 39 pro
100 000 Einwohner, Dдnemark - 25, Belgien - 10, Irland - moins de 2!!! (S.
296) - sujet constant de la sociologie, "das einzige Gesetz der
Soziologie", sagten Soziologen!- mais les conslusions sont tres prudents!
Monter W. Zwangkonfessionalisierung? Die spanische Inquisition gegen
Lutheraner und Morisken, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die
Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der
Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 135-144
Neuser W. H., Die Erforschung der "Zweiten Reformation" - eine
wissenshaftliche Fehlentwicklung, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte
Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der "Zweiten
Reformation". Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 195), 379-386 (2. Der Begriff der "Zweiten
Reformation", 380-382 - une telle notion йtait absente au XVIe s.) - en
gйnйral - contre la notion; es gab nur eine Reformation
Po-chia Hsia R., Mission und Konfessionalisierung in Ьbersee, in:
Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh,
1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 158-165
Prinz M., Sozialdisziplinierung und Konfessionalisierung. Neuere
Fragestellungen in der Sozialgeschichte der frьhen Neuzeit, in: Herrschaft,
Religion und Volk (Westfдlische Forschungen 42 (1992), S. 1-25
Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer
Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur
Reformationsgeschichte, 68 (1977), S. 226-251
Reinhard W. Konfession und Konfessionalisierung in Deutschland //
Reinhard W. (Hrsg.)Bekenntnis und Geschichte. Die Confessio Augustana im
historischen Zusammenhang. (Schriften der Philosophischen Fakultдten der
Universitдt Augsburg,20 (1981), S. 165-189
Reinhardt W., Die lateinische Variante von Religion und ihre Bedeutung
fьr die politische Kultur Europas. Ein Versuch in historischer
Anthropologie, in: Saeculum 43 (1992), 231-255
Reinhard W. Papautй, confessions, modernitй. Paris:EHESS, 1998
Reinhard W., Reformation, Counter-Reformation and the Early Modern
State. A Reassessment, in: Catholic Historical Review 75 (1989), 383-404
Reinhard W., Sozialdisziplinierung-Konfessionalisierung-
Modernisierung. Ein historiographischer Diskurs, in: Die Frьhe Neuzeit in
der Geschichtwissenschaft. Paderborn, 1995.
Reinhard W., Was ist katholische Konfessionalisierung?, in: Reinhard
W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh,
1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 419-452
Reinhard W. Zwang zur Konfessionalisierung? Prolegomena zu einer
Theorie des konfessionellen Zeitalters // Zeitschrift fur historische
Forschung, 10 (1983), S. 257-277
Schilling H., Confessional Europe, in: Brady Th., Oberman H., Tracy J.
(Hrsg), Handbook of European History in the late Middle Ages, Renaissance,
and Reformation, 1400-1600. Bd. 2, Leiden, 1995
Schilling H. (Hrsg.,), Kirchenzucht und Sozialdisziplinierung im
frьhneuzeitlichen Europa (Mit einer Auswahlbibliographie). Berlin, 1994
(Zeitschift fьr Hist. Forschung, Beiheft 16)- !!! BN sehr gut
Schilling H. Konfessionalisierung als gesellsachaftlicher Umbruch.
Inhaltliche Perspektiven und massenmediale Darstellung, in: Quandt S.(ed.),
Luther, die Reformation und de Deutschen. - Wie erzдhlen wir unsere
Geschichte? Pderborn, 1982, 35-51
Schilling H. Die Konfessionalisierung im Reich. Religiцser und
gesellschaftlicher Wandel in Deutschland zwischen 1555 und 1620 //
Historische Zeitschrift, 246 (1988), 1-45 ( en anglais: Confessionalization
in the Empire: Religious and Societal Change in Germany between 1555 and
1620, in: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of
Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill,
1992, 205-245)
Schilling H., Die Konfessinalisierung von Kirche, Staat und
Gesellschaft - Profil, Leistung, Defizite und Perspektiven eines
geschichtswissenschaftlichen Paradigmas, in: Reinhard W., Schilling H.
(Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion
der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 1-49 - tres important et tres clair!
Schilling H. Konfessionskonflikt und Staatsbildung. Eine Fallstudie
ьber das Verhдltnis von religiцsem und sozialem Wandel in der Frьhneuzeit
an Beispiel der Grafschaft Lippe. Gьtersloh,1981 (Quellen und Forschingen
zur Reformationsgeschichte, Bd. XLVIII) - exemplare Arbeit!!! -
Schilling H., Nationale Identitдt und Konfession in der europдischen
Neuzeit, in: B. Giesen (Hrsg..), Nationale und kulturelle Indetitдt in der
europдischen Neuzeit. Frankfurt, 1991
Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte Konfessionalisierung in
Deutschland - das Problem der "Zweiten Reformation". Wissenschaftliches
Symposion des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986
(Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 195) - des articles
importants. Mais: die zweite Reformation pas la meme chose que K. Il s'agit
d'abord du calvinisme en Allemagne + Konessionalisierung dans le cadre de
chacune Confession
Schilling H., Town, Territorial State and the Reich in Early Modern
Germany, in: R.Po-chia-Hsia (ed.), Society and Religion in Reformation
Germany. New Haven, 1987
Schilling H. Die "Zweite Reformation" als Kategorie der
Geschichtswissenschaft, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte
Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der "Zweiten
Reformation". Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 195), 387-437(en anglais:The Second Reformation
- Problems and Issues, in: Schilling H. Religion, Political Culture and the
Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History.
Leiden: Brill, 1992, 247 - 301)
Smolinski H., Ehespiegel im Konfessionalosierungsprozess, in: Reinhard
W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh,
1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198)
Turchini A., Bayern und Mainland im Zeichen der konfessionellen
Bьrokratisierung, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische
Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur
Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 394-404
Venard M., Voksfrommigkeit und Konfessionalisierung, in: Reinhard W.,
Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung.
Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus
Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh,
1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 258-270
Willoweit D., Katholischer Konfessionalismus als politisches und
rechtliches Ordnungsystem, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die
Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der
Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 228-241
Zeeden E. W. Die Entstehung der Konfessionen. Grundlagen und Formen
der Konfessionsbildung im Zeitalter der Glaubenskдmpfe. Mьnchen-Wien, 1965
Zeeden E.W. Grundlagen und Wege der Konfessionsbildung in Deutschland
im Zeilalter der Glaubenskaempfe // Historische Zeitschrift, 185 (1958),
249-299
Zeeden E.W. Konfessionsbildung. Studien zur Reformation,
Gegenreformation und Katholischen Reform. Stuttgard, 1985
Ziegler W., Typen der Konfessionalisierung in katholischen Terrotorien
Deutschlands, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische
Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur
Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr
Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr
Reformationsgeschichte.Bd. 198), 405-418


МАТЕРИАЛЫ:

А.
From: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of
Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill,
1992)
What is confessionalisation?
"The concept of confessionalisation... is based on the fact that in
pre-modern Europe, no differently during the Middle Ages than in the early
modern period, religion and politics, state and church were structurally
linked together, so that under the specific conditions of the early modern
period the effects that religion and the church had upon society were not
separate parts of a larger phenomenon, but rather affected the entire
social system and formed the central axis of state and society. The
connection was especially close during the Reformation era and in the
subsequent confessional period. Religion and politics were also nor
entirely separated during the later early modern period, even though the
modern separation of both spheres had already been theoretically worked out
during the Enlightenment period. The concept "confessionalization", as we
use the term, contains this political and societal dimension.
"Confessionalization" signifies a fundamental process of society, which had
far-reaching effects upon the public and private life of individual
European societies. In most places this process ran parallel to, though
occasionally in opposition to, the rise of the early modern state and the
formation of an early modern society of disciplined subjects. There was
also a certain reciprocal interaction with the chronologically parallel
processes that gave birth to a modern capitalist economic system" (p. 208-
209).
When did it begin?
"the period of a more or less problem-free coexistence among adherents
of different religions ended during the late 1570s or the early 1580s. The
increasing confessional polarization, which in rapid succession seized
control of nearly every area of private and public life, replaced
coexistence, and cut the ground from under political and legal pragmatism
of the system that originated in the Peace of Augsburg" (Ibid.,, 214)
Was there a Catholic confessionalisation?
"the new nomenclature should not be restricted to processes within
Protestantism but should also be used to describe corresponding phenomena
on the Catholic side. These processes belong together historically and
theoretically".. "The conceptual unification of "Reformed
Confessionalization", "Lutheran Confessionalization" and "Catholic
Confessionalization" shows that they are parallel processes. Il also
clarifies the concept of confessionalization itself as an overarching
political, religious, and social transformation which had a lasting impact
especially on German history" (Ibid.,p. 209-210).
"Reformed confessionalization" as the "second Refomation" and
"Reformation of life" and "social disciplinarisation":
"The "neutral" terminology "Reformed confessionalization" and
"Lutheran confessionalization" should simplify the historians' task of
identifying the distinctive features of each kind of confessionalization.
However, it seems justified to qualify Reformed confessionalization in
Germany additionally as a "Second Refomation" in order to designate the
self-understanding of the actors, as well as to denote its distinctive
political dynamic and its explicitly public character as a "Reformation of
Life" (Ibid.,p. 300)

"Last but not least: the paradigm of "confessionalization" will stimulate
research. It encourages necessary historical comparisons because it focuses
attention upon similar historical and developmental conditions, but at the
same time it allows us to see the distinguishing features of the responses
made be the individual confessions to these conditions." (Ibid., p. 300-
301).

B:
Материалы в электронной библиотеке проекта:
Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация //
Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время.
Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред.
А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30
Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом
историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм.
Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время.
1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43
Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии
европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н.,
Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на
Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния
1596 г. Исторические причины. М.: "Индрик", 1997. С. 15 -32 (С.26-28 - о
конфессионализации)
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии
1595-1596 гг. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 92-104 (о конфликте православных
церковных братств и епископата как примере процессов, схожих с
конфессионализацией на Западе)
Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and
Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious
Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E.
Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36
Moritz A., MЭller H. Pohlig M. Konfesjonalizacja Rzeczypospolitej
Szlacheckiej w XVII i XVIII wieku? // Kwartalnik Historyczny Rocznik,
CVIII, 2001, pp. 37-46;
Deventer, JЖrg, Confessionalization - a Useful Theoretical Concept for
the Study of Religion, Politics, and Society in Early Modern East-Central
Europe? in European Review of History, Autumn2004, Vol. 11 Issue 3, pp. 403-
425 -??
- отрывок из работы М.В. Дмитриева
- Устав Львовского церковного Успенского братства 1586 года;
- Послание Львовского братства патриарху Феолипту 1586 года.
- +???