Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/borisova.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:31:46 2012
Кодировка: Windows-1251

Moritz A., Muller H. Pohlig M. Konfesjonalizacja Rzeczypospolitej Szlacheckiej w XVII i XVIII wieku? // Kwartalnik Historyczny Rocznik, CVIII, 2001, pp. 37-46

Настоящая статья представляет собой подведение итогов польско-немецкого исторического семинара, главным вопросом которого был вопрос о возможности применения термина 'конфессионализация' по отношению к истории Речи Посполитой.

1. Определение термина 'конфессионализация'

Изначально понимавшееся строго как церковное строительство, понятие конфессионализация стало пониматься более широко, как явление, лежащее в основе изменений, происходивших в обществе в раннее Новое Время. Таким образом, для основоположников концепции конфессионализации В. Рейнхарда и Х. Шиллинга она стала включать в себя не только церковное строительство, а прежде всего формирование государства и подданного нового типа, а также модернизацию. А главной движущей силой этих процессов было государство.

Однако такое понимание конфессионализации теперь сегодня подвергается критике некоторых исследователей, которые полагают, что изменения происходили благодаря взаимодействию государства и автономных общественных структур

Участники семинара же пришли к выводу, что общетерминологический спор не имеет большого смысла, приоритетной задачей на данном этапе исследования является проведение эмпирических исследования на конкретном историческом материале.

2. Была ли конфессионализация в Польше?

Участники семинара пришли к выводу, что большинства явлений, характерных для конфессионализации, в Речи Посполитой не было. В то время, когда на территории Западной Европы процесс конфессионализации и неотъемлемая от него религиозная конфронтация набирали силу, то есть в конце XVI - первой четверти XVII вв., в Речи Посполитой один за другим принимались акты о религиозной терпимости, вплоть до 1640-х годов четко не были сформулированы догматы веры различных конфессий, преследования диссидентов начались только во второй половине XVII века, а 'слияние' государственной власти и католицизма оформилось только к началу XVIII века. То есть очевидно, что хронологически процесс конфессионализации в его классическом понимании в Западной Европе и в Речи Посполитой не совпадают.

В качестве противоположного примера, можно привести территорию Королевской Пруссии, где отмечены факты столкновений на религиозной почве, однако это явление местного, а не государственного масштаба. И хотя исследований на тему конфессионализации в Речи Посполитой практически нет, участники семинара делают вывод о том, что большого влияния процесс конфессионализации на жизнь польского общества не оказал.

3. Заключения отдельных исследователей.

Михаэль Мюллер на момент написания статьи был единственным исследователем в Польше, который занимался проблемой конфессионализации в Речи Посполитой, на примере конкретного региона - Королевской Пруссии, где, по его мнению, проходил процесс кальвинистской конфессионализации, сопровождавшийся сближением местных городских элит с магнатской политической программой. Однако такая парадигма не применима ко всей Речи Посполитой, поскольку такого рода конфессионализация имело место в конкретном регионе и оказывала определенное влияние лишь на одну общественную группу - городские элиты. Итак:

Х. Шиллинг указал на перспективы сравнительного анализа процессов конфессионализации в различных регионах Европы.

Л. Шорн-Шутте и В. Рейнхард поставили вопрос о понятии 'конфессионализация' и необходимости его дальнейшего уточнения, в частности хронологических рамок этого процесса и возможности его применения для эпохи современности. Кроме того, В. Рейнхард предположил, что понятие конфессионализации необходимо применять в микроисторических исследованиях.

В. Эберхард и М. Мюллер пришли к выводу, что на территории Центральной и Восточной Европы не сложился союз центральной власти и католической церкви, что привело бы к усилению государства, характерного для эпохи конфессионализации в Западной Европе. В Речи Посполитой, напротив, усилились позиции шляхты. В Рейнхард даже предположил, что из-за отсутствия такого союза, Речь Посполитая как государство пришло в упадок. И в этом смысле понятие 'конфессионализации' в его классическом понимании (церковное строительство, централизация и дисциплинаризация, модернизация) не применимо к Речи Посполитой. Однако нельзя отрицать усиления религиозного фактора в жизни общества, и хотя конфессионализацию нельзя считать характерной черной развития Речи Посполитой в период раннего Нового Времени, какие-то из ее составляющих все же имели место быть.

В заключении статьи авторы приходят выводу, что вопрос о конфессионализации в Речи Посполитой открывает перспективы для дальнейших исследований. Религиозный фактор оказал большое влияние на политическую жизнь Речи Посполитой и в контексте подобного рода исследований можно ставить вопросы о том, как до второй половины XVII польская разноверная шляхта могла сохранять союз, и что такое толерантность Речи Посополитойв. Кроме того, проблема конфессионализации в широком ее понимании ставит вопрос о том, насколько сильным было влияние религиозных факторов на общественную жизнь Речи Посполитой, несмотря на то, что процесс конфессионализации в классическом смысле слова в Речи Посполитой не наблюдался.

С. Борисова