Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/berzeh-rec2.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 00:13:49 2012 Кодировка: Windows-1251 |
|
Внушительное по размерам издание Киевской Академии наук "Украинская поэзия. Середина XVII ст." продолжило ряд публикаций по истории стихосложения в серии "Памятники старой украинской литературы". Предыдущий том "Украинская поэзия: конец XVI- начало XVII ст." вышел в свет еще 14 лет назад.
Сборник "Украинская поэзия. Середина XVII ст." содержит тексты стихов, датируемых 1630-1680-ми годами. Издание снабжено подробными комментариями к каждому памятнику, алфавитным указателем имен и названий и, что особенно приятно для подобного рода изданий, - словарем малопонятных слов. Последнее в значительной степени облегчает прочтение текстов, опубликованных на староукраинском языке.
Комментарии содержат сведения о рукописных и печатных вариантах стихов, материалы по научным исследованиям и изданиям, а также краткие аннотации об авторах текстов.
Если учесть и тот факт, что многие из приведенных в книге произведений опубликованы впервые (к примеру, некоторые молитвенные, исторические, панегирические стихи), то создается впечатление, что этот сборник полностью охватывает известные и дошедшие до наших дней материалы по истории стихосложения на Украине в середине XVII в. Вполне естественно, что подобное академическое издание не может обойтись без предисловия, содержащего анализ и оценку публикуемых произведений.
Статья известного филолога В.И.Крекотеня, являющегося одним из составителей рецензируемого сборника, озаглавлена "Украинская книжная поэзия середины XVII ст.". В ней проанализированы основные тенденции развития стихосложения на Украине в начале Нового времени, выделены наиболее значительные жанровые группы. В частности, В.Крекотень делит украинскую поэзию на молитвенную, полемическую, панегирическую, учительную и декларативную (с.6).
Несомненно важным является стремление автора статьи проследить проникновение западноевропейской художественной традиции на восточнославянскую почву через переводную поэзию. Упомянув классическое произведение Т.Тассо, В.Крекотень обращает внимание читателей на курсы киевских поэтик, которые составлялись в соответствии с "внешними влияниями и образцами" (с.7).
Автор статьи затрагивает и старую дискуссионную тему о месте стиля "барокко" в истории украинской культуры, проверяя на "барочность" такой жанр поэзии как эпиграмма. В.Крекотень считает, что доминанта этого стиля - "концептизм, мета-дюризм, аллегоризм и символизм" - активнее всего проявляется именно в подобного рода стихотворениях (с.9).
В этой связи интересно сопоставление эпиграмм Дмитрия Туптало (Ростовского) и И.Величковского. Если произведения первого В.Крекотень причисляет к поэзии "духовной" направленности, то эпиграммы второго отнесены к "светским" сочинениям (с. 11). Исследователь видит в творчестве св. Димитрия наличие "церковнославянской образности". Это замечание, применительно к киевскому периоду деятельности известного теолога, вероятно, достойно внимания. Ведь еще с конца XIX века традиционно считается, что до того, как Дм.Туптало стал ростовским митрополитом, на его творчество, в частности, на проповеди, сильное влияние оказали латино-польские образцы (1). Но, опубликованные в сборнике "Украинская поэзия. Середина XVII ст." стихотворные произведения 1670-1680-х гг., написанные Дм. Туптало, позволяют оспорить общепринятое мнение.
Творчество Дм.Туптало, наряду с сочинениями И.Величковского, И.Волковича, Л.Барановича, стало предметом изучения М.Сулимы, второго составителя рецензируемого сборника. Статья "О версификационных особенностях книжной украинской поэзии середины XVII ст." раскрывает отличительные черты "внедрения качественного стихосложения" на Украине в переходный к Новому времени период (с.28) И все же М.Сулима несколько преувеличенно оценивает попытку И.Величковского "украинизировать образцы так называемой "курьезной" поэзии" как трогательную и "не нашедшую поддержки среди современников" (с.27). Вероятно, стоит вспомнить некоторые акростихи того же Д.Туптало, чтобы усомниться в подобном утверждении.
Обе вступительные статьи подготавливают читателя к тщательному изучению собранного материала. Тем более, что составители обратились не только к творчеству классиков староукраинской литературы (Д.Ростовского, И.Величковского, Л.Барановича, И.Галятовского, А.Радивиловского и др.), но и менее известных И.Армашенко, С.Ставицкого, Я.Седовского. Одно из достоинств сборника - детальное распределение материала по тематическим разделам. К примеру, представленная в издании анонимная поэзия включает в себя т.н. "метафизические" стихи, рождественские вирши-колядки, поучительные и дескриптивные стихи, эпитафии, стихи о смерти, геральдические, исторические и панегирические стихи. Есть даже небольшое сатирическое стихотворение.
Еще один интересный раздел настоящей публикации - поэзия из песенных сборников. Следует отметить, что все изданные произведения ранее были рассеяны по многочисленным киевским и львовским журналам рубежа Х?Х-ХХ веков. Отрадно также, что подобное собрание позволяет с большей или меньшей вероятностью датировать стихи XVII-м веком, ведь по отношению к многим памятникам песенного жанра трудно определить время создания.
Несомненно, с помощью издания "Украинская поэзия. Середина XVII ст." исследователи смогут понять специфику культурно-религиозных процессов, протекавших в восточнославянских землях в то время. Речь идет о сопоставлении источников в различные периоды и выявлении тематическо-стилистических различий. Подобный анализ позволит, к примеру, понять, как религиозные идеи воспринимались обыденным сознанием. Именно поэзия, которая легко запоминалась и перекладывалась на музыку, способствовала усвоению христианских истин в обществе. Многие из приведенных в сборнике произведений свидетельствуют об этом.
Л. А. Бережная