Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/beglov.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 22:56:11 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Подходы - это направления исследований и, вместе с тем, парадигмы, объяснительные модели. Они же диктуют отбор материала. Наметим основные, представленные в современной литературе
.1. История государственной политики в отношении Церкви. Отдельное и наверное самое разработанное направление. Его безусловная актуальность, т.к. в свете 'архивной революции' и табуированности темы в предыдущие годы, такие исследования были очень востребованы и сыграли свою важную роль.
Авторы: Кашеваров, Кривова, Чумаченко, Одинцов, Васильева, Петров, Шкаровский + большая часть диссертаций, написанных на региональном материале в последние 20 лет.
2. История (церковных) институтов - история юрисдикций - история иерархии. Если пишут светские историки, у них чаще получается первое и второе, у церковных - третье. Это совершенно естественный подход при начале разработки темы, своего рода 'политическая история' Церкви, где в центре внимания - наиболее крупные церковные институты. Явная недостаточность такого подхода сегодня
Авторы: Поспеловский, Кашеваров, о. Владислав Цыпин.
3. История Церкви - история сопротивления - история мученичества. Это советская историография наоборот: раз Церковь - антисоветская организация (официозная сов. историогр.), значит будем изучать ее как пример диссидентства. Такой взгляд занимал важное место в самом начале 1990-х. Особое внимание - 'альтернативным' группам, их легитимация как общественно-политического феномена и легитимация ряда фальсификаций источников, имевших место в этих группах.
В церковной историографии - история мученичества, в рамках которой все строится по одной схеме: благочестивая жизнь, гонения безбожников, арест, допрос, казнь, прославление. Парадокс: и в светской, и в церковной историографии этого типа крайне некритичное отношение к материалам следственных дел, их абсолютизация как источников. Фактически, львиная доля работ и выводов этого направления построена только на их основании. При явном игнорировании явления фальсификации показаний и т.п.
В целом сейчас в светской историографии этот подход надо признать маргинальным (только И. Осипова). А вот в церковной, особенно региональной он продолжает присутствовать, демонстрируя явный дефицит концептуальных подходов в этой среде.
Авторы: Л. Алексеева 'История инакомыслия', Шкаровский 'Иосифлянство' и разделы в большой книге, И. Осипова - вся серия, о. Дамаскин (Орловский).
Полемика: Проценко, Беглов, Головкова.
4. Религиозность ХХ века и историческая антропология. Исследования такого рода стали появляться только в последние 5-7 лет (хотя есть интересные предшественники среди советских исследователей - Демьянов, круг Клибанова). Здесь в фокусе собственно отечественная религиозность советская периода, т.е. самый 'нижний', но при этом искл. важный, ключевой пласт церковной жизни. Исследуются поведенческие стратегии монашествующих и мирян, религиозные практики, их мутации. Разработка на материале ХХ века концепта 'религиозная культура / субкультура'. Внимание к эсхатологическим движениям ХХ века.
Авторы: Демьянов, Винотт, Беглов, Чистяков.
5. История Церкви и социальная история, в том числе микроистория. Здесь подходы только еще нащупываются, хотя именно это направление представляется исключительно перспективным. Именно на этом пути, как представляется, окончательно может быть преодолена изоляция истории Церкви от отечественной истории в целом, которая еще сохраняется в др. подходах. Кроме того, включение церк. истории в социально-историческом аспекте в общий контекст исследований по истории России ХХ в. существенно расширяет понимание этой истории, дает возможность выявить общие механизмы исторического процесса (колебания легальности).
Авторы: Беглов, Поспеловский 'Какой ценой' (микроистория).
6. С различием подходов связаны и вопросы периодизации. Она м.б. очень разной и очень показательной - от иерархической (периодизации по предстоятелям Церкви) до географической. Для ХХ века представляется правильным использовать подход И.К. Смолича - по содержанию государственно-церковных отношений. Тогда получаем пять таких периодов: 1917-1922, 1922-1939, 1939-1958, 1958-1981/1982, 1982-1990.
1 подход.
2 подход.
3 подход.