Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/arapov1.doc
Дата изменения: Fri Apr 23 19:33:31 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:15:43 2012
Кодировка: koi8-r

Д.Ю. Арапов (МГУ).
Ислам в Российской империи (XVIII - нач. ХХ в.). Материалы для лекции.
I. Постановка проблемы.
1. Отношения российской монархии с миром ислама имели длительную
историю, начавшуюся во времена Крещения Руси. К концу XIX в. в стране
проживало более 14 млн. мусульман. Значение исламского фактора в это время
особенно возросло в связи с тем, что подавляющая масса тюркоязычного
населения России (около 12 млн. мусульман) воспринимала понятия
«национальное» и «религиозное» идентично. Принадлежность к последователям
ислама казалась ей важнейшим условием выражения своей этнической
«тожественности».
2. Правила «игры» на «мусульманском поле» в монархии Романовых
определялись прежде всего в кругах имперской военно-административной элиты.
При анализе ее действий необходимо учитывать два ключевых обстоятельства. С
одной стороны, над русскими политиками и чиновниками довлели традиционные
европоцентристско-христианские стереотипы, в рамках которых ислам
воспринимался как глубоко «не свое» явление. С другой стороны, устои
Российской империи основывались на фундаменте веры в Бога, и поскольку
пусть и «чуждый» ислам был также верой в Бога, причем многих русских
подданных, то с этим надо было считаться. Основная масса царских
администраторов была прагматична и понимала, что запретить в России ислам,
выжить его из жизни страны практически нереально.
3. В то же время политики монархии Романовых стремились насколько это
было возможно интегрировать русских мусульман в «единое государственное
тело» (П.А. Столыпин). Имперской власти казалось, что удалось нащупать
оптимальный путь внедрения «русских начал» в мусульманскую среду -
действовать через школу, основанную на базе русскоязычного обучения. Однако
«мусульманский мир» России хотя и был лоялен в большинстве своем по
отношению к властям, но он не хотел (и сейчас не хочет) отказываться от
конфессиональной самобытности своей жизни. В этом плане ислам являлся (и
является) единственно приемлемой для отечественных мусульман формой
существования социума.
4. В целом можно констатировать, что в царской России постепенно
сложилась пусть и не идеальная, но в целом достаточно удовлетворяющая
религиозные потребности мусульман система организации их духовной жизни,
которая находилась под пристальным «государственным присмотром». В эту
систему входили Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе (1788
г.), Таврическое магометанское духовное правление в Симферополе (1794 г.) и
Духовные правления суннитов и шиитов Закавказья в Тифлисе (1872 г.).
II. Источники и их издания.
Среди письменных источников по истории русского дореволюционного
ислама можно выделить следующие их виды: 1) Законодательные акты
(манифесты, положения, указы, уставы, уложения и др.). Следует также
отметить проекты законодательных документов, которые были выдвинуты как
представителями имперской бюрократии, так и мусульманской общественности.
Особое значение имела правовая регламентация жизни мусульман при Екатерине
II, когда ислам был признан «государственно терпимой» религией. 2)
Делопроизводственная документация. Среди данного вида текстов наиболее
значимы следующие группы: а) Отчеты министров, губернаторов, других
руководителей центральных и местных властных структур; б) Циркуляры; в)
Записки; г) Заключения; д) Справки; е) Донесения; ж) Служебные письма; з)
Материалы личного происхождения (частные письма и мемуары); 4)
Публицистика: мусульманская, «противомусульманская» (православно-
миссионерская), научная; 5) Статистический материал. Среди публикаций
источников следует выделить книги «Ислам в Российской империи
(законодательные акты, описания, статистика)», «Россия и мусульманский
мир», «Императорская Россия и мусульманский мир», «Мусульманские депутаты
Государственной Думы России» и др.[i]
III. Историография.
В историографии изучения истории дореволюционного отечественного
«мусульманства» можно выделить три этапа:
1) Досоветский этап.
Здесь следует отметить работы представителей научного востоковедения
академиков В.В. Бартольда и А.Е. Крымского.[ii] Эти ученые подчеркивали
ответственность России за решение судеб населения подвластных Петербургу
«частей мусульманского мира» - Поволжья, Крыма, Кавказа, Туркестана. Для
Бартольда и Крымского была характерна высокая степень религиозной
терпимости. Особое значение для изучения положения ислама в царской России
имели труды видного этнографа С.Г. Рыбакова, который являлся в последние
годы правления Романовых ведущим экспертом по «мусульманским делам» в
имперском МВД.[iii]
Советский этап
В советское время широкое распространение в литературе получило
гиперкритическое отношение ко всей истории ислама, причем какое-то время
вообще отрицалось само существование пророка Мухаммада и реальность его
проповеди.[iv] С середины 50-х гг. ХХ в. в СССР постепенно возродилось
более объективистское изучение исламской тематики, но оно происходило в
основном на зарубежном материале. Лишь с середины 80-х гг. ХХ в. стала
активизироваться работа по изучению отечественного «мусульманства, итогом
которой прежде всего стала публикация достаточно фундированных справочников
«Ислам» (1988 и 1991 гг.).[v]
Постсоветский этап
Среди общих справочных работ данного времени следует выделить словарь
«Ислам на территории бывшей Российской империи».[vi] В трудах по истории
отечественного ислама этих лет вычленяются три группы: 1) Обобщающие
отечественные работы по истории ислама в России в целом (работы Р.Г. Ланды,
А.В. Малашенко, Д.Ю. Арапова, В.О. Бобровникова и др.[vii]; 2)
Отечественные работы по истории ислама в различных районах Российской
империи (книги Д.Д. Азаматова, Г.Б. Фаизова, А.Б. Юнусовой о Поволжье и
Приуралье, П.П. Литвинова о Туркестане и др.[viii]; 3) Работы зарубежных
историков (исследования А. Франка, А. Каппелера, М. Кемпера и др.).[ix]
IV. Возможные темы докладов и сообщений.
1. Ислам при первых Романовых.
2. Ислам при Петре I.
3. Политика Екатерины II по отношению к мусульманскому миру.
4. Исламская политика Александра I.
5. Ислам в царствовании Николая I.
6. «Мусульманский вопрос» в России в конце XIX - начале ХХ вв.
7. Ислам в оценке С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
8. Мусульмане России и первая мировая война.
Примечания
-----------------------
[i] Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания,
статистика). Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001;Россия и мусульманский мир //
Сборник Русского Исторического общества. М., 2003. Т. 7 (153);
Императорская Россия и мусульманский мир. Сб. мат. Сост. Д.Ю. Арапов М.,
2006; Мусульманские депутаты Государственной Думы России. Сб. док. Сост.
Л.А. Ямаева. Уфа, 1998.
[ii] Бартольд В.В. Ислам; он же, Культура мусульманства // Бартольд В.В.
Сочинения. М., 1966. Т. VI; Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1904.
[iii] Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман
России. Пг., 1917. Данная работа переиздана в кн.: Ислам в Российской
империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001.
[iv] Климович Л.И. Содержание Корана. М., 1929.
[v] Ислам; М., 1988; Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
[vi] Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический
словарь. М., 1998-2003. Вып. 1-4.
[vii] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Малашенко А.В. Исламское
возрождение в современной России. М., 1998; Арапов Д.Ю. Система
государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть
XVIII - начало ХХ вв.). М., 2004; Bobrovnikov V. Islam in the Russian
Empire // The Cambridge History of Russia/ Cambridge. 2006. Vol. II.
[viii] Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце
XVIII-XIX вв. Уфа. 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в
Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа.
1999.
[ix] Frank A.J. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. Leiden-
Boston-Koln 2001; Каппелер А. Россия - многонациональная империя:
возникновение, история, распад, М., 2000; Кемпер М. Суфии и ученые в
Татарстане и Башкортостане (1789-1889). Исламский дискурс под российским
господством. Казань. 2008.