Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Departments/RusHis19/seminar/19.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 15:44:39 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
В современной медиевистике назрела необходимость нового 'тотального' взгляда на средневековое общество. Вопросы, которые в свое время поставили перед исторической наукой французские медиевисты 'школы Анналов', привели к 'раздроблению' научно-исторического поиска на множество направлений (история ментальностей, повседневности, гендера, ритуалов и т. д.), разработка которых принесла новые интересные результаты, требующие теперь обобщения в новой перспективе. Особенно остро ощущается дефицит синтетического подхода к социальной истории России в отечественной историографии, оказавшейся в глубоком кризисе после крушения советских идеологем.
Свою новую книгу "Бояре, отроки, дружины: Военно-политическая элита Руси в X-XI вв." (М., "Индрик" 2012) П. С. Стефанович представил как попытку нащупать пути к выходу из этого кризиса. Опираясь на сравнительно-исторический подход и опыт западной медиевистики XX - начала XXI в., автор в этой книге описал социальную структуру Киевской Руси, а в особенности, верхние социальные слои в понятиях, принятых в современной науке для описания разных архаических (раннесредневековых) обществ, - знать, элита и др. Большое внимание он уделил понятию дружина, признав, что оно пригодно для описания архаических догосударственных военных объединений, но не сложной и дифференцированной социальной структуры Руси X-XI вв. На нескольких летописных свидетельствах он показал, какие именно социальные группы и на каких основаниях можно зачислить в элиту Руси этого времени - знать (боярство), военные (профессиональные) слуги (гридь или отроки), купечество. Все три группы в той или иной мере обладали тремя важнейшими признаками элиты: 1) власть, 2) богатство (капитал), 3) авторитет (престиж).