|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Departments/RusHis19/Staff/shansky/speckurs.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 05:56:06 2012 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|
|
Предлагаемый спецкурс посвящен одному из малоизученных периодов истории России до XIX в., с легкой руки В.О. Ключевского получившего название 'период' или 'эпоха' 'дворцовых переворотов'. Поверхностная трактовка периода между смертью Петра I и Екатерины II до сих пор имеет место в компилятивных учебных пособиях по истории страны, особенно появившихся в конце XX - начале XXI в.
Задачей спецкурса является углубленное разъяснение студентам экономических, политических и культурных сдвигов
Спецкурс может быть полезен студентам, специализирующимся в области изучения социальной, экономической, политической и культурной истории XVIII в.
Лекция I. Вводная. Предмет и задачи спецкурса. Источники. Литература.
Лекция II. Состояние России после смерти Петра I. Предложения по выходу из кризиса 1726 - 1727 гг. и их реализация на практике в политике Петра II.
Лекция III. Социальная подоплека событий 1730 г. (т.н. 'затейка верховников'). Восшествие на престол Анны Иоанновны. Социально-экономическое состояние и культура страны в ее правление.
Лекция IV. События 1740 - 1741 гг. и восшествие на престол Елизаветы Петровны. Реформы, проведенные в ее царствование. Развитие науки, экономики и культуры. Первые признаки 'просвещенного абсолютизма'.
Лекция V. Петр III. Личности. Внешняя и внутренняя политика. Элементы 'просвещенного абсолютизма' в них. Разработка Манифеста о вольности дворянства; разработка секуляризации церковных земель.
Лекция VI. Переворот 28 июня 1762 г. и восшествие на престол Екатерины II. Первые реформы новой императрицы (1762 - 1767). Общее значение периода 20-х - 60-х гг. в русской экономике, развитии государственных учреждений и культуры.
1. Донесения английских посланников при русском дворе. Сб. Русского исторического общества. Тт. 66, 76, 80. СПб., 1889 - 1892.
2. 200-летие Кабинета Его Императорского Величества. СПб., 1911. Приложение.
3. Манштейн Х.Г. Записки Манштейна о России. СПб., 1875.
4. Миних Б.Х. Записки фельдмаршала Миниха. СПб., 1874.
5. Татищев В.Н. Записки. Письма. М., 1990.
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. М., 1986.
2. Градовский А.В. Высшая администрация России XVIII века и генерал-прокуроры.
3. История России XVIII - XX веков. Под редакцией академика РАН Л.В. Милова. М., 2006, раздел II., гл. 7-10.
4. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество. М., 1999.
5. Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота. СПб., 2001.
6. Соловьев С.В. История России с древнейших времен. Кн. X. М., 1963.
7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство. М., 1972.
Предлагаемый спецкурс призван глубже ознакомить студентов с одной из сторон многогранной личности русской императрицы Екатерины II (1762-1796). Если подавляющее большинство имеющихся исторических работ уделяют внимание главным образом социальной политике Екатерины, ее отношению к проблеме крепостного права, в меньшей степени - экономическим основам, на которой покоилась эта политика; наконец - такому специфическому явлению, как 'просвещенный абсолютизм', то историография в очень малой степени освещает роль Екатерины как деятеля русской культуры. При этом зачастую повторяются тезисы либеральной исторической науки второй половины XIX - начала XX в. Прилагаемый спецкурс имеет целью хотя бы частью заполнить имеющуюся историческую лакуну. Он может представить интерес для студентов, специализирующихся в области истории России XVIII в., ее деятелей и культурной среды этого времени.
Лекция I. Основные проблемы спецкурса. Степень разработанности темы. Источники и историография вопроса.
Лекция II. Причины и обстоятельства обращения Екатерины II к российской истории.
Лекция III. Философские и исторические труды, послужившие основой исторического познания для Екатерины II.
Лекция IV. Цели исторического знания в системе екатерининской концепции воспитания 'нового человека'. Реформы образования 80-х гг. XVIII в. в России и место истории в наборе предметов для обучения в создавшихся учебных заведениях.
Лекция V. Концепция истории России в исторических трудах Екатерины II.
Лекция VI. Отражение исторических взглядов Екатерины в ее литературных произведениях.
Лекция VII. Путешествие Екатерины по старинным русским городам. ее отношение к памятникам старины. Содействие консервации и реставрации памятников старины.
1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.- Л., 1952.
2. Бильбасов В.А. История Екатерины II. (Любое издание.)
3. Брикнер А.Г. История Екатерины II. СПб., 1885.
4. Дмитриев Л.А. История первого издания 'Слова о полку Игореве'. М.- Л., 1960.
5. Екатерина II. Записки касательно российской истории. СПб. 1787 - 1794 или любое другое издание.
6. История русской культуры XVIII в. Т. III - IV. М., 1985 - 1987.
7. Пештич С.Л. Русская историография XVIII в. Ч. 3. Л., 1971.
8. Подражание Шекспиру. Историческое представление без сохранения обыкновенных театральных правил из жизни Рюрика: СПб., 1792.
9. Степанов В.П. Екатерина II. // Словарь русских писателей XVIII в. Вып. I. М., 1988.
В предлагаемом спецкурсе исследуются некоторые малоизученные и дискуссионные проблемы этого явления, оставшиеся в значительной степени за пределами исторической литературы. Их решение, на наш взгляд, может способствовать более четкой и полной оценке этого феномена в контексте общего взгляда на просвещенный абсолютизма Европе XVIII столетия.
Выходы за хронологические рамки XVIII в. делаются лишь в тех случаях, когда это обусловлено потребностями исследования, а упоминания о достаточно изученных проявлениях просвещенного абсолютизма обусловлено необходимостью сохранения целостности исторической картины. Естественным является то, что спецкурс не претендует на то, чтобы являться истиной в последней инстанции и устранить дискуссионность некоторых вопросов: это нарушило бы научность принципов исследования феномена.
Спецкурс может быть полезен для интересующихся социальной, экономической, политической и культурной историей России середины-конца XVIII в.
Лекция I. Постановка проблем. Терминология. Источники. Историография.
Лекция II. Элементы просвещенного абсолютизма в деятельности Елизаветы Петровны. Начало регулярных культурных контактов с западноевропейскими просветителями. Возникновение Московского университета как проявление политики просвещенного абсолютизма.
Лекция III. Некоторые моменты просвещенного абсолютизма в политической деятельности Петра III. Значение Манифеста о вольности дворянства 1762 г. и подготовки секуляризации церковных владений.
Лекция IV. Первый период правления Екатерины II до второй половины 70-х гг. XVIII в. Философские основы и истоки Екатерининской социальной политики этого времени.
Лекция V. Попытки всестороннего изучения страны для нужд политики (академические путешествия, анкетирование, создание ВЭО его деятельности, созыв Блаженной комиссии 1767 - 1768 гг. и ее работа).
Лекция VI. Законодательные реформы Екатерины II 70-х - 80-х гг. XVIII в. Реформы образования 80-х гг. как продолжение политики просвещенного абсолютизма.
Лекция VII. Отход от принципов просвещенного абсолютизма в конце 80-х гг. XVIII в., его причины. Итоги данной политики в социально-экономическом и культурном развитии России XVIII столетия.
1. Абсолютизм в России (XVII - XVIII в.). Л., 1964.
2. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. М., 1986.
3. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке. М., 1999.
4. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII. М., 1972.
5. Лаппо-Данилевский А.С. И.И. Бецкой и его система воспитания. СПб., 1904.
6. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. Заключение.
7. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1-4. М., 1985-1990.
8. Путешествия русских людей за границу в XVIII в. Сост. К.В. Сивков.
9. Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России. // Вопросы истории. 1970. ? 9.
10. Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (XVI - XVIII вв.).// Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981.