Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/bd3.doc
Дата изменения: Fri May 15 14:26:58 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:35:00 2012
Кодировка: koi8-r

Занятие 3 (28 апреля).

Часть 1 (теоретическая). Проектирование баз данных.
Нормализация
. Зависимости между атрибутами;
. Нормальные формы и нормализация таблиц БД;
. Декомпозиция. Первая нормальная форма;
. Вторая НФ;
. Третья и третья улучшенная НФ.

Диаграммы "сущность- связь" (ER-диаграммы)
. Основные понятия;
. Этапы проектирования;
. Правила формирования отношений.


Часть 2 (методическая). Логическая модель БД в MS Access.
Запросы
Запросы, изменяющие структуру и состав базы данных:
. запрос на создание таблицы (по образцу),
. запрос на обновление,
. запрос на добавление,
. запрос на удаление.

Формы
. Назначение форм;
. Автоформа, виды автоформ;
. Мастер форм, связанные формы;
. Главная и подчиненная формы;
. Создание формы в Конструкторе, области формы;
. Использование элементов управления.

Отчеты
. Сохранение формы как отчета;
. Конструктор отчетов, зоны отчета;
. Параметры печати отчетов;
. Экспорт отчетов в различные форматы.


Часть 3 (практикум).
. Конструирование запросов на создание, изменение, добавление и
удаление.

. Создание автоформы.
. Создание формы с помощью Мастера.
. Создание формы в Конструкторе.

. Создание отчета.


Упражнение 4 (нумерация начинается на занятии 2).

Запросы по базе данных duma_1906.
1. Сконструировать запрос на создание таблицы "новая" по образцу таблицы
"депутаты" с двумя полями - "имя" и "номер". Скопировать в новую таблицу 10
первых записей таблицы "депутаты".
2. Сконструировать запрос на обновление таблицы "новая": для депутата с
номером 1 обновить поле "имя" (заменить прежнее значение на "Иванов").
3. Сконструировать запрос на добавление записей в таблицу "новая" из
таблицы "депутаты": добавить сведения о депутатах с номерами 21-25.
4. Сконструировать запрос на удаление записей из таблицы "новая": удалить
запись с номером 8.
5. Сконструировать запрос на удаление всех записей из таблицы "новая".

Упражнение 5. Создать автоформу "Депутаты" (база данных duma_1995) на
основе соответствующей таблицы на вкладке "Таблицы" с помощью графической
кнопки.
1. Открыть таблицу «Депутаты» базы данных duma_1995.
2. Нажать на панели графических кнопок "Новый объект: автоформа".

Упражнение 5а. Создать автоформу "Депутаты" (база данных duma_1995) на
основе соответствующей таблицы, пользуясь вкладкой "Формы".
1. Перейти на вкладку "Формы" в списке объектов основного Окна базы данных.
2. Нажать графическую кнопку "Создать".
3. В появившемся окне Новая форма выбрать из списка "автоформу в столбец").
4. Задать "Источник данных" - таблицу "Депутаты".

Упражнение 6. Создать форму "Депутаты 1" с помощью Мастера форм.
1. Перейти на вкладку "Формы" в списке объектов основного Окна базы данных.
2. Нажать графическую кнопку "Создать".
3. В появившемся окне Новая форма выбрать из списка "Мастер форм".
4. Задать "Источник данных" - таблицу "Депутаты".
5. Перейти в диалоговое окно Создание форм и выбрать поля "номер", "ФИО",
"место рождения" и "образование".
6. Выбрать представление данных в столбец.
7. Выбрать стиль оформления "официальный".
8. Задать имя формы - "Депутаты 1".

Упражнение 7. Создать форму "Депутаты 2" с подчиненной формой "Образование
2".
1. Обратиться к "Мастеру форм".
2. В окне Мастера в качестве источника данных задать таблицу "Депутаты" и
выбрать поля "номер", "ФИО" и "образование".
3. В том же диалоговом окне в качестве источника данных задать таблицу
"Образование" [1] и выбрать поля "учреждение" и "специальность".
4. В следующем диалоговом окне указать, какая из двух выбранных таблиц
будет главной, а какая - подчиненной.
5. В следующем диалоговом окне задать внешний вид подчиненной формы -
табличный. 6. Выбрать стиль оформления главной формы - "официальный".
7. В завершение дать имена главной и подчиненной форме ("Депутаты 2" и
"Образование 2").

Упражнение 8. Создать форму "Депутаты 3" в режиме Конструктора.
1. Перейти на вкладку "Формы" в списке объектов основного Окна базы данных.
2. Нажать графическую кнопку "Создать".
3. В появившемся окне Новая форма выбрать из списка "Конструктор".
4. В области заголовка формы разместить надпись и вписать название формы
("Депутаты 3"), выбрав подходящий шрифт, цвета, выравнивание.
5. В области данных подключить источник записей - таблицу "Депутаты".
6. Из списка полей выбрать "ФИО", "Год рождения", "Место рождения" и
"Образование", "перетаскивая" их мышкой в область данных формы.
7. Выделить в области данных поле "Образование", вызвать контекстное меню и
выполнить команду "Преобразовать элемент в.".
8. Создать запрос "Образование-категории" на базе таблицы "Депутаты",
включить в шаблон запроса поле "Образование" и добавить групповую операцию
"Группировка"
9. Выбрать элемент "Поле со списком".
10. В контекстном меню для этого "поля со списком" выбрать команду
"Свойства" и в качестве "источника строк" указать имя созданного запроса.

Упражнение 9. Создать в форме "Депутаты 3" кнопку для перехода по записям.
1. В режиме Конструктора выбрать на панели элементов управления пиктограмму
"кнопка" и "перетащить" ее в Область данных.
2. В окне Мастера Создания кнопок выбрать категорию "Переходы по записям",
а в этой категории - действие "Следующая запись".
3. Выбрать внешний вид кнопки (рисунок стрелки на кнопке).
4. Дать имя кнопке.

Упражнение 10. Создать автоотчет на основе таблицы "Депутаты" с помощью
графической кнопки.
1. Открыть таблицу "Депутаты".
2. Выбрать пиктограмму "Новый объект: автоформа" и в списке вариантов -
строку "автоотчет".
3. Готовый автоотчет выводится в режиме "предварительного просмотра".

Упражнение 10а. Создать автоотчет на основе таблицы "Депутаты", пользуясь
вкладкой "Отчеты".
1. Перейти на вкладку "Отчеты" в списке объектов основного Окна базы
данных.
2. Нажать графическую кнопку "Создать".
3. В появившемся окне Новый отчет выбрать из списка "автоотчет в столбец".
4. Задать "Источник данных" - таблицу "Депутаты".

Упражнение 11. Создать отчет "Депутаты 1" с помощью мастера отчетов.
1. Перейти на вкладку "Отчеты" в списке объектов основного Окна базы
данных.
2. Нажать графическую кнопку "Создать".
3. В появившемся окне Новый отчет выбрать из списка "Мастер отчетов".
4. Задать "Источник данных" - таблицу "Депутаты".
5. Выбрать поля "номер", "ФИО", "место рождения" и "образование".
6. Задать группировку по уровню образования.
7. Отсортировать записи по номеру депутата в порядке возрастания.
8. Выбрать вид макета - "ступенчатый".
9. Выбрать стиль документа - "деловой".
10. Задать имя отчета - "Депутаты 1".

-----------------------
[1] Порядок выбора главной и подчиненной таблицы не имеет значения.