Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/36.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:06:03 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 704 с.
ISBN 978-5-9950-0165-2.

Монография авторов Е.В.Беляковой, Н.А.Беляковой и Е.Б.Емченко "Женщина в православии" посвящена такому важному вопросу, как женское христианское служение, прежде всего с точки зрения церковного права. В разных исторических периодах выделена проблематика, которая, по мнению авторов, наиболее полно раскрывает заданную тему. Поэтому и спектр вопросов достаточно широк: это не только служение женщин в Церкви, но и их место в семье и в обществе.

Одна из основных проблем, рассматриваемых в монографии, - проблема диаконисс. Это категория женщин в Древней Церкви I-VIII вв., которые приняли посвящение и выполняли определенные церковные обязанности. В России начиная со второй половины XIX в. вопрос женского служения неоднократно обсуждается в церковных кругах, т.к. восстановление чина диаконисс позволило бы регламентировать и повысить статус женщины в Русской Церкви, а также вернуть в нее тех женщин, которые отошли от православия. Однако после революции 1917 г. в связи с изменением политического строя и вытеснением Церкви из всех сфер жизни общества проблема диаконисс перестает быть актуальной. Возрождение интереса к ней во второй половине XX в. связано прежде всего с развитием экуменизма и ростом феминизма на Западе, где с 70-х гг. неоднократно поднимался вопрос о женском церковном служении.

В реалиях современной России, по мнению авторов, "проблема женского служения в Церкви" заменена "проблемой критики идеи женского священства". Положение женщины в Русской Церкви сегодня мало чем отличается от положения в XIX в. В то же время возрождение чина диаконис способствовало бы привлечению женщин к церковному служению, а также к активному их участию в жизни общества, что, в свою очередь, помогло бы Церкви расширить границы своего влияния.

С темой диаконисс тесно связана история женского монашества и женских общин. Основываясь на архивных источниках, авторы дают сведения о численности монастырей, их функциях и социальном составе. После издания "Духовного регламента", ограничивающего возраст монашествующих, и секуляризации церковных земель женщины стали образовывать женские общины. В исследовании приводятся данные о некоторых из них, рассматривается их роль в религиозной жизни женщин. По мнению авторов, образование общин - "результат религиозной потребности женщин: пострижение которых было невозможно по существующему законодательству".

Отдельная глава посвящена женщине в старообрядчестве. Данные из источников Министерства внутренних дел позволяют авторам сделать вывод о преобладании в расколе женщин. Причину этого они видят в том, что в расколе женщина пользовалась большим почтением как носительница культуры и традиций и обладала большей свободой, могла участвовать в совершении таинств, т.е. фактически исполняла функции, которые в официальной Церкви исполняет священник.

Особое место в исследовании посвящено положению женщины в семье. Внимание авторов сосредоточено на проблеме браков и разводов, т.к. "именно в этой области можно проследить влияние христианства на русскую культуру". В главе "Женщины в церковной жизни Древней Руси" прослеживаются традиции, унаследованные из Византии, где тенденция к отстраненности женщин от церковной жизни возникла в эпоху иконоборчества. Эта тенденция получила большое распространение в Древней Руси, где даже посещение Церкви для женщин было необязательно. Наряду с этим авторы прослеживают еще одну тенденцию - имущественное положение женщин, защищенное существовавшим законодательством. Церковь запрещала самовольные разводы, настаивая на нерушимости брака и опять же защищая в первую очередь интересы женщин.

Глава "Изменение в правовом статусе женщины в русской семье в XIX - начале XX в." посвящена проблемам бракоразводного процесса в России XIX в. Сложность процедуры развода порождала рост внебрачных связей и как следствие - рост числа незаконнорожденных детей. Авторы приводят интересные данные: в 1867 г. каждый третий ребенок в Петербурге был незаконнорожденным. Нежелание родителей (одного или обоих) воспитывать детей, прижитых вне брака, приводило к росту количества детей-сирот. Попытки реформировать существовавший порядок не привели к каким-либо серьезным изменениям. Введение гражданского брака произошло только после революции. Однако упрощение процедур заключения и аннулирования брака сопровождалось вытеснением из повседневной жизни христианских ценностей.

В советский период, в жестких условиях гонения на Церковь многие верующие женщины не изменяли православной вере. В монографии рассматриваются разные виды женского служения в ту эпоху. Был фактически восстановлен чин диаконисс, наиболее распространенной формой благочестия стало юродство, было распространено черничество, женщины помогали епископам, священникам и монахам. Как всегда, в сложные для Церкви времена большинство защитников православия составляли женщины.

Монография завершается исследованием вопроса о положении православной женщины в современном обществе. Этот вопрос обсуждался во время работы Всемирного совета Церквей, на конференциях, посвященных правовому статусу женщин. Кроме того, проводились специальные дискуссии о женском служении в Церкви. В работе рассматриваются многие проблемы, касающиеся верующих женщин в современной России: это кризис традиционной семьи, потеря женщиной воспитательной функции в семье, церковная невостребованность женщины и как следствие утрата женщиной правового статуса в Церкви (она может быть только монахиней или сотрудником церковных структур). Такое положение, по мнению авторов, не соответствует православной традиции.

Поставив задачу рассмотреть все формы христианского служения женщины в разные периоды истории, авторы коснулись многих проблем, которые могли бы стать источником отдельного исследования. При таком объеме трудно было уделить достаточное внимание каждой проблеме, поэтому не все вопросы удалось осветить полно. Например, в главе о старообрядцах приводятся данные только о беспоповцах, а на основе этих данных делаются выводы о старообрядцах в целом. В работе наблюдается некоторая раздробленность тем. Например, вопросы брака и развода в разные периоды разделены рядом других тем. То же можно сказать о теме диаконисс: авторы так или иначе возвращаются к ней в разных главах. Это объясняется тем, что в основу структуры монографии положен хронологический принцип. Такая разделенность вопросов, затрагивающих одни и те же проблемы, мешает целостному восприятию монографии.

Однако эти замечания нисколько не умаляют достоинств данной работы. Монография представляет собой фундаментальное научное исследование. Написанное доступным языком, оно будет интересно не только узкому кругу специалистов, но и всем интересующимся рассматриваемой темой.

М. Игнатова, студентка кафедры истории Церкви.