Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/22.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:04:34 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Structures et dynamiques religieuses dans les sociétés de l'Occident latin (1179–1449). Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2010. 576 pp.

Одной из главных характеристик современной исторической науки во Франции является стремление не только находить новые области исследований, но и не менее значимая рефлексия над изменениями подходов к их изучению. Один из таких новых подходов к исследованию средневековой религиозности лег в основу коллективной монографии, озаглавленной "Религиозные структуры и динамики в обществах Латинского Запада (1179–1449)". Ее авторы стремились избежать изучения истории средневековой Церкви при помощи оппозиции "институции" и "религиозная жизнь", но имели задачей провести исследование того, как соединяются два аспекта средневекового христианства: "структуры" (основы, создающие устойчивость системы) и "динамики" в религиозной сфере. Этот новый подход, по мысли авторов, с одной стороны, позволяет избежать изолирования "институциональных основ" от теорий, которые определяли устройство и организацию церковных институций. С другой стороны, изучение религиозных "структур" и "динамик" может позволить найти связь имеющихся религиозных и социальных данных со всеми их совпадениями, расхождениями и противоречиями. Данный труд может быть интересен еще и тем, что он является своеобразной попыткой представления накопленных во французской исторической науке знаний по различным аспектам заявленной в заглавии широкой проблематики. В реализации этой попытки принимали участие специалисты из университетов различных городов Франции (Парижа, Лиона, Реймса, Анжера, Ренна, Безансона, Тулузы и т.д.), а сборник представляет собой классический пример коллективного труда, созданного французскими историками.

Несколько общих для всех авторов сборника принципов работы с объектами исследования могут быть выделены. Во-первых, большинству исследователей присуще стремление к систематизации имеющихся знаний по обширному региону, простирающемуся от Скандинавии до Испании и от Ирландии до Венгрии (региона, где в XII–XV веках католицизм был доминирующей религией). При этом ни одно из исследований данного сборника не является изучением отдельной "страны" или отдельного общества ("общества" в заглавии – это не национальные общества, но "социальные" – городское и сельское, элитарное и народное и т.д.). Наоборот, каждое исследование – попытка выявить сходные для всего европейского региона черты развития (с учетом специфики развития различных территорий этого региона). Однако, отметим, большинством авторов анализ проводился в основном с учетом данных, относящихся к таким странам, как Англия, Германия, Франция, Италия, страны же "периферии" упоминаются в сборнике лишь изредка. Во-вторых, во всех исследованиях анализируются реалии продолжительного периода с конца XII до середины XV веков, но принцип деления исследования по хронологии практически нигде не используется: внутреннее деление, за исключением раздела о развитии папства, – тематическое (как внутри разделов, так и внутри отдельных исследований). В-третьих, нам следует отметить, что, имея задачей представить синтез результатов по каждому отдельному сюжету, авторы данного сборника представляли результаты собственных исследований, выполненных на основе данных источников. То есть данная книга не представляет собой сборник статей по историографии вопроса, в ней вообще нет ссылок на мнения авторов, ранее занимавшихся рассматриваемыми темами, хотя к каждой статье прилагается краткая библиография.

Сборник состоит из 4 частей, каждая из которых включает в себя рассмотрение нескольких тем, исследуемых различными авторами. Заглавия четырех частей следующие: "Церковный институт", "Клирики и миряне", "Динамики религиозной жизни", "Церковь в средневековом обществе". Внутри четырех больших тематических линий авторами были рассмотрены следующие вопросы. В рамках изучения церкви как институции были выделены три уровня рассмотрения проблемы: a) уровень папской власти (являлся ли выбранный для изучения временной отрезок периодом кризиса папской власти или это был период ее апогея?); б) уровень епархий католической церкви (как изменялась структура епархий, увеличивалась или ограничивалась власть епископов, какую роль играли каноники); в) уровень приходов (является ли приход территорией, каковы были власть, обязанности и средства священников).

В главе, посвященной клирикам и мирянам, сначала рассматривается социальная история "белого" духовенства (при этом история а) пап и кардиналов, б) епископов, в) каноников и архидиаконов, г) приходских священников рассматриваются по отдельности). Второй раздел этой главы посвящен "миру монахов": бенедиктинцам, монашеским орденам и госпитальерам, нищенствующим орденам. В третьем разделе рассматривается история мирян в контексте изменений, происходивших с церковью (как статус "мирянина" приобретал вес в средневековом обществе, как миряне начинали контролировать жизнь своего прихода, в чем состояли особенности братств как религиозных структур).

В рамках изучения "динамик" религиозной жизни рассматриваются три сюжета. Первый из них – развитие и распространение доктрин. Три темы были затронуты в рамках данной проблематики: история средневековых университетов, схоластическая теология, феномен проповеди. Второй сюжет – верования и практики с точки зрения устойчивых и изменяющихся связей элементов. В рамках данного сюжета изучаются: а) доктрина спасения; б) "прогресс" христоцентризма; в) культ Девы Марии; г) святые, реликвии и паломничества; д) человек перед лицом смерти. Третий сюжет – еретические движения и их трактовка: сначала они рассматриваются как неформальный протест, затем представлена эволюция еретических движений с XII до начала XIV вв., еще одна статья посвящена еретическим движениям в XIV–XV вв., заканчивается раздел статьей о "подъеме" колдовства в Средние века (был ли такой "подъем" мифом или реальностью).

Наконец, Церковь рассматривается как институция, существующая в рамках средневекового общества. Четыре аспекта вопроса о месте Церкви в этом обществе были выделены. Сначала рассматриваются взаимоотношения между Церковью и светскими властями. Первая из статей посвящена изменению места монарха в средневековом обществе: выходя из положения sub Ecclesia, он постепенно становится монархом in Ecclesia. Во второй статье раздела рассматриваются те опасности, которые таила для Церкви защита сеньоров. Третья статья посвящена проблеме увеличивающегося вмешательства городских обществ в дела Церкви. Затем изучается вопрос о финансовой составляющей власти церковного института: рассматриваются история сборщиков налогов римских пап; процессы, происходившие с церковной собственностью и способами управления ею в связи с эволюцией денежных систем; вопрос отношения к коммерции и кредиту (их "реабилитация при определенных условиях"). В данном разделе также изучаются различные аспекты проблемы того, как Церковь влияла на личную жизнь средневековых людей: "Тело и духовность", "Женоненавистническая Церковь?", "Упорядочивание и контроль института брака" – таковы названия статей данного раздела. Наконец, изучению отношений Церкви и религиозных меньшинств также уделено внимание: вопросу о том, можно ли рассматривать историю иудеев на средневековом Западе как путь к их исключению и изгнанию, посвящена первая статья данного раздела сборника. Во второй статье рассматривается история взаимоотношений христиан и мусульман. В третьей статье затрагивается история крестовых походов (в частности, констатируется наличие сложности для историков дать определение слову "крестовый поход" и в то же время значимость этого феномена для консолидации Средневекового Запада).

Отметим, что данная книга представляет собой лишь первый шаг в выявлении (конструировании) религиозных "структур" и "динамик": их выявление ограничивается рамками уже изученных и/или изучаемых аспектов религиозной жизни в Западной Европе. При этом у автора каждой из статей данного сборника эти "структуры" и "динамики" свои в зависимости от объекта, выбранного для изучения. Поиск глобальных "структур" и "динамик", пронизывавших различные общества на всех уровнях, не ведется (что является частным примером общей тенденции в современной французской историографии). Именно этим объясняется и отсутствие обобщения в виде заключения в конце монографии. Однако, подчеркнем, книга представляет собой не сборник отдельных case studies, но собранные под одним заглавием исследования максимально большого количества различных аспектов общей проблематики, по мысли составителей – М.-М. Де Севан и Ж.-М. Маца, все вместе эти исследования "частей" и позволяют сконструировать "целое".

Е.А.Шелина, соискатель аспирантуры кафедры истории Церкви.