Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/17.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:04:22 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Brigitte Pitarakis. Les croix-reliquaires pectorales byzantines en bronze. Paris, éd. A. et J. Picard, 2006 (Bibliothèque des Cahiers Archéologiques. XVI). 446 с. 112 ч/б илл. в тексте.
ISBN 2-7084-0771-6.

Монография Брижитты Питаракис посвящена бронзовым нагрудным крестам-реликвариям. В основе книги лежит докторская диссертация, защищенная в Сорбонне I. Книга состоит из двух частей: 1) Производство, использование и декор крестов и 2) Каталог, который включает 671 предмет. В конце книги помещены: библиография, перечень выставок, на которых выставлялись кресты, общий указатель географический и имен исторических лиц, а также список источников иллюстраций.

Первая часть состоит из 6 глав, Введения и Заключения. Во Введении рассмотрена история изучения крестов-реликвариев и некоторых других изделий из бронзы (процессионные кресты, кадила, лампы и др.), а также вопросы иконографии, прежде всего сцены Распятия. Работа основана на следующих источниках: каталоги выставок, публикации, а также обследование многих музеев Анатолии, Греции, Западной Европы, США и частных коллекций. Около 40% крестов, учтенных в Каталоге, ранее не издавалось.

В главе I рассмотрены формы. Формы средневековых крестов-реликвариев восходят к раннехристианским крестам, которые состояли из двух спаянных пластинок, возможно, предназначавшиеся для хранения частиц Честного Креста. Средневековые кресты-реликварии снабжались петелькой для подвешивания, которая соединялась с крестом шарнирами. Автор различает 10 типов креплений. Форма крестов также подразделяется на 10 типов.

Глава II посвящена материалу, технике изготовления и декору крестов. Здесь приводятся данные химического анализа некоторых крестов. Далее рассматриваются различные техники изготовления рельефных крестов: в двусторонней форме из глины или из камня, а также "литье в песок" – самый древний способ. Типы декора различны. Самый ценный – перегородчатая эмаль, обычно на золоте, применялось также чернение, иногда в сочетании с серебряной инкрустацией. Более простые виды: гравировка и резьба по поверхности металла.

В главе III рассмотрена иконография. На протяжении VII–IX вв. наблюдается эволюция от Распятия исторического (Христос в колобии, прямостоящий, живой) – к Распятию догматическому (Христос со склоненной головой, с закрытыми глазами, постепенно колобий сменятся "препоясанием"). Увеличение производства крестов-реликвариев после иконоборчества не случайно: новая иконография Распятия подтверждала аргументацию иконопочитателей о двойной природе Христа. В XI–XII вв. Христос на лицевой стороне крестов чаще представлен "в препоясании", а Богоматерь на обороте – в типе Оранты или Одигитрии. Много крестов этого типа производилось в Киеве, на них встречаются надписи и греческие, и кириллические. Вероятно, киевские мастера использовали образцы, привезенные из Константинополя. Изображение Распятия встречается примерно на половине крестов, нередки также изображения различных святых. Больше половины известных объектов составляют гравированные кресты, иконография которых следует иконографии рельефных крестов, но в упрощенных формах. Группа крестов с аниконическими изображениями (геометрические мотивы, надписи) невелика.

В главе IV рассмотрены реликвии, которые вкладывались в кресты. Прежде всего это частицы Честного Креста, о чем говорит определение VIII Вселенского собора 869 г. После иконоборчества в кресты вкладывались различные реликвии святых, иногда мелкие камни из Святой Земли. В XI и XII вв. нередки случаи нескольких реликвий в одном кресте. В эту эпоху монастыри собирают целые коллекции мощей, паломничества способствуют распространению крестов-реликвариев. Эти наблюдения характеризуют почитание мощей как проявление "народного благочестия".

Глава V сдержит описание крестов, найденных во время раскопок в Константинополе и разных пунктах Малой Азии, в Сирии, Палестине, Египте, Греции, Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Албании, Румынии, Венгрии, Польше, а также в Западной Европе. Отмечено, что в Херсоне (Севастополь) в ходе раскопок 1964–1995 гг. был обнаружен 21 крест. Около 20% рассмотренных в работе крестов имеет археологический контекст, что помогает уточнить даты. В основном они датируются XI в. Кресты находили и на поселениях, и в могилах, последние составляют лишь незначительную часть от всех изученных. Крест-реликварий выполнял профилактическую функцию для живых, но как объяснить обычай класть его в могилу? По мнению Б.Питаракис, кресты хоронили с усопшими "для спасения их души". Однако захоронения с крестами не были массовыми. Неясна связь между идеей спасения души и намерением сохранять чтимую реликвию закопанной в землю. На рис. 78 видим карту распространения крестов-реликвариев в границах империи к 1025 г. Кавказ на ней отсутствует, хотя там такие кресты известны.

Глава VI посвящена производству и обществу. В этой главе Б.Питаракис намечает некоторые социально-экономические проблемы, однако для их более доказательного рассмотрения недостает письменных источников. По мнению Б.Питаракис, ведущим центром производства крестов была византийская столица, а не Палестина, как считалось ранее. Важным был весь малоазийский ареал, где было много рудников.

Заключение подводит итоги работы. Важнейшей частью книги является Каталог, в котором кресты расположены по группам по принципу техники исполнения. Статьи Каталога включают следующие сведения: место хранения, инвентарный номер, место производства, дата, размеры, происхождение, состояние, тип, описание предмета, библиография, сведения о выставках. Каждый предмет сопровождается иллюстрацией, среди которых, к сожалению, немало посредственных. Для этих случаев лучше было бы использовать прорисовки (они единичны). В Каталог включено значительное количество предметов древнерусского и балканского производства, что не вполне согласуется с названием монографии.

Библиография работ, использованных Б.Питаракис, обширна. Правда, в ней не видим капитальных работ последних лет о Кресте1 и Распятии2, где тема всесторонне рассмотрена и в иконографическом, и в богословском аспектах. Неудачным представляется прием, когда название работы, опубликованной на русском языке, приводится в переводе, но без указания на оригинальный язык: книги Г.Ф.Корзухиной и А.А.Песковой, А.Л.Якобсона и др.

Монография Б.Питаракис является фундаментальным трудом о византийских крестах-реликвариях. Она будет долгие годы служить источником ценной информации для искусствоведов и археологов – византинистов и славистов. В музеях хранится еще немало неизданных крестов-реликвариев. Большую коллекцию крестов Национального музея-заповедника "Херсонес Таврический" готовит к публикации Т.Ю.Яшаева.

Л.Г.Хрушкова.
Полный текст рецензии см.:
Хрушкова Л.Г. в: Византийский Временник. 2012. Т.71(96). С.334-337.


1 Dinkler E., Dinkler-von Schubert E., Galavaris G. Kreuz I, II // Reallexikon zur byzantinische Kunst. 1995. Bd.V. Sp.1-284.

2 Mrass M. Kreuzigung Christi // Ibid. Sp.284-356. Отметим важные работы, которые вышли одновременно с книгой Питаракис или позже: Heid St. Kreuz // Reallexikon für Antike und Christentum. 2006. Bd.XXI. Sp.1099-1148; La croce dalle origini agli inizi del sec. XVI. Atti del convegno internazionale di studi (Napoli, 6-11 dicembre 1999). A cura di B.Ulianich. Vol.I-II. Napoli, 2007; Frazer J.G. La Crociffissione di Cristo. Macerata, 2007.