Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Departments/OI2/teach/clergy.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 15:12:51 2016 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|
Не подлежит сомнению факт, что РПЦ играла весьма значительную роль в истории дореволюционной России. Между тем, отношение ее многомиллионного населения к церкви зависело не только от распоряжений Св. Синода или деятельности высших церковных иерархов, но и от белого духовенства, с которым это население непосредственно сталкивалось в повседневной жизни. При этом надо признать, что на настоящий момент история белого духовенства изучена явно недостаточно, хотя в последнее время стали появляться серьезные работы, посвященные истории наиболее значительной части этой категории лиц - приходскому духовенству. Значительно меньше внимания уделяется военному духовенству, а придворное и заграничное духовенство пока вообще остаются вне поля зрения исследователей.
Цель спецкурса состоит в освещении истории белого духовенства в синодальный период. Выход за пределы XIX в. объясняется тем, что именно преобразования Петра I определили принципы государственной политики в церковном вопросе, которые в основе своей оставались неизменными вплоть до 1917 г. А это, в свою очередь, существенно влияло на эволюцию духовного сословия в целом, и белого духовенства, в частности.
В спецкурсе будет прослежена эволюция правового статуса и материального обеспечения белого духовенства, изменение его образовательного уровня и круга возлагаемых на него обязанностей. Освещение этих вопросов даст также возможность коснуться некоторых аспектов взаимоотношения церкви и государственной власти, а также взаимоотношения церкви и населения России (т.е. образованного общества и народных масс).
Спецкурс основан на широком круге разнообразных по характеру источников; в том числе и хранящейся в архивах приходской документации, которая на настоящий момент крайне мало используется в работах современных исследователей.
Лекция 1. Вводная.
Определение предмета, задач и хронологических рамок спецкурса. Периодизация и общая характеристика политики правительства в церковном вопросе в синодальный период.
Обзор источников.
Лекции 2-6. Приходское духовенство.
Лекция 2. Приход - как низшая административная церковная единица.
Классификация приходов по численности и сословному составу прихожан.
Динамика численности приходов; причины образования новых и упразднения старых приходов.
Методы регулирования правительством численности приходского духовенства (введение новых штатов, разборы, предоставление возможности выхода из сословия). Решение проблемы 'крестцовых попов'..
Лекция 3. Правовой статус и материальное обеспечение приходского духовенства.
Изменение правового статуса священно- и церковнослужителей.
Характеристика различных статей материального обеспечения приходского духовенства. Обсуждение вопроса о казенном жаловании и пенсиях для священно- и церковнослужителей.
Лекция 4. Профессиональная подготовка священно- и церковнослужителей.
Складывание и развитие системы духовных учебных заведений. Реформа 1808 - 1814 гг. и ее влияние на духовное сословие.
Учебные программы учебных духовных заведений.
Лекции 5-6. Прохождение службы.
Определение на священно- и церковнослужительские вакансии; перемещения из одного прихода в другой.
Круг повседневных обязанностей. 'Особенные должности' (благочинные, миссионеры, духовные следователи, депутаты училищных и епархиальных съездов; учительская деятельность).
Система награждения и штрафов.
Лекции 7-9. Особые категории белого духовенства.
Общие и отличительные черты данных категорий белого духовенства и приходского духовенства (определение на священно- и церковнослужительские вакансии; уровень образования; круг обязанностей; уровень материального обеспечения).
Лекция 7. Придворное духовенство.
Лекция 8. Заграничное духовенство.
Лекция 9. Военное духовенство.
Лекция 10. Взаимоотношения населения России и белого духовенства.
Отражение отношения общества к духовенству в источниках личного происхождения, публицистике, художественной литературе.
Лекция 11. Заключительная (подведение итогов и определение задач, стоящих перед исследователями)
Общая характеристика историографии данной темы. Основные направления исследований на современном этапе.
Рекомендуемые источники и литература:
В начало
О кафедре
Сотрудники
Научная работа
Учебный процесс
Новости