Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://heritage.sai.msu.ru/history/arhyz/1_1.html
Дата изменения: Wed May 2 19:58:36 2007 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:01:14 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Вернуться к оглавлению |
Вернуться к предыдущей главе | Перейти к следующей главе |
ЧАСТЬ I. |
ГЛАВА 1.1. КАРАЧАЙ И ТАИНСТВЕННЫЙ КРАЙ АРХЫЗА |
Задние копыта лошади, сверкая подковами, делали последние усилия,
упираясь в упругую кочковатую траву, но я поспешил ее обогнать, чтобы
первому, преодолев последний подъем, выйти на перевал. Едва я на него
ступил, как Кунак, ведший лошадь в поводу сорвал свою мохнатую кубанку с
головы и махая ей в воздухе закричал шутливо: "Архыз город, Архыз!".
Действительно, под нами внизу, и несколько влево, среди буйного дремучего леса, в сочной темной зелени пихтового леса расстилался аул Архыз - предмет наших давних стремлений, наша мечта. Конец прошлого лета и всю зиму вставал передо мною в мечтах этот девственный и тогда не легко доступный край Кавказа, еще так мало изученный и манящий своими красотами и неизведанными препятствиями. Вся весна прошла в деятельной подготовке к этому путешествию. Оно было самодеятельной экспедицией, чем-то средним между настоящей экспедицией и самодеятельным туризмом. Архыз - тогда самый молодой, но самый глухой и западный аул Карачая в верховьях реки Большой Зеленчук, непосредственный сосед большого Кавказского заповедника с его богатым животным миром, Архыз, где лучшие на Северном Кавказе пихтовые леса окаймляют последние к Западу крупные ледники Главного Хребта. Архыз или Старое Жилище - местность некогда населявшаяся неизвестными племенами греческой культуры, Архыз - по преданию колыбель Карачаевского народа. Старое Жилище, - наконец мы добрались до тебя!... Препятствия часто лишь разжигают желание, а препятствия к проникновению в урочище Старое Жилище, где незадолго до этого возник аул Архыз, были. С окончанием разрухи, вызванной гражданской войной, с 1926 года стал оживать на Кавказе и маленький горный курорт Теберда, известный до революции очень немногим. Расположенный на р.Теберде, притоке Кубани, в 30 км от Главного Кавказского хребта, он выделялся своей мягкой природой и многочисленными возможностями для туристов и альпинистов.С постройкой Военно-Сухумской ВЬЮЧНОй дороги в 188З году в Теберду, привлеченные красотой местности и ее лесными богатствами пришли первые русские поселенцы - Кондратьев, Фитингоф и Кузовлев. Они построили здесь дачи, но вскоре А. Утяков купил дачу у Фитингофа и устроил на земле арендованной у казны смолокуренный заводик. В 189З году явился еще Ислам Крым-Шамхалов, заявившийся тем же делом. Пришельцы построили также дачи для сдачи их внаймы - стал возникать курорт. Их дачи были помечены на одноверстной карте, а сын А.Утякова после революции был известен многим посещавшим Теберду как экскурсовод и инструктор по альпинизму. До Великой Октябрьской революции через Теберду и Клухорский перевал по Военно-Сухумской дороге из Баталпатинска в Сухуми шли очень немногочисленные туристы. Еще слабее был развит русский альпинизм, и описания первых посещений окрестных перевалов и вершин принадлежали немецкому альпинисту Фишеру и обрусевшему немцу Фон-Менку. Еще меньше было известно о местах лежавших западнее, о параллельных Теберде ущельях Хосаут, Марух и Большой Зеленчук, за которым простирался бассейн верховьев Большой Лобы. Эти места были наскоро пересечены в конце прошлого века русскими учеными ботаником Бушем и зоологом Динником, да еще по Маруху, через Марухский перевал прошел в Абхазию турист Красильников. Этим практически и исчерпывались в литературе географические сведения о районе лежащем западнее Теберды, если не считать кропотливого труда военных геодезистов, составивших на рубеже XIX и XX веков одноверстные карты (одноверстная карта дает масштаб 1:42000 или 420м в сантиметре) главного Кавказского хребта. Советская власть сделала возможным пролетарский туризм, поощрила развитие широкого туризма трудящихся. Облегчился и транспорт в Теберду и по Военно-Сухумской дороге с 1925-26г.г. потекли многолюдные плановые экскурсии туристов. В 1927 году, живя летом впервые в Теберде, я услышал от местного учителя восторженные описания Архыза, где его отец ведал маленьким лесопильным заводом. Он так заманчиво описывал этот край, где еще не ступала нога туриста и так звал туда отправиться, что я только и стал об этом мечтать. Учитель уверял, что перевалив через нетрудный Мухинский перевал в недавно возникший аул Красный Карачай там можно будет по дешевке достать верховых лошадей а на них, шутя, еще через два перевала добраться до Архыза. Но лето было дождливое и мы долго ждали возможности выступить. Наконец мы выступили, но сразу за Мухинским перевалом попали в дождь, который шел и следующий день, а главное, оказалось что вздувшиеся от дождей реки Хасаут а Марух снесли все мости и переправиться через них было нельзя даже верхом. Говорят, что когда одного военного спросили, "почему же Вы не стреляли", он ответил: "Во-первых у меня не было снарядов, во-вторых...", на что прервав его, начальник сказал: "можете не продолжать". Так и я мог бы после этого не продолжать рассказа о том, почему я в том году не попал в Архыз. Все же я скажу что было "во-вторых". Итак, во-вторых, за лошадей брали на по 1/2 рубля, как обещал учитель, а по 6 рублей в сутки, что нам было не по средствам, а в-третьих,... лошадей вообще нанять оказалось невозможно. Посему, несолоно хлебавши, снова под дождем, мы и вернулись в Теберду, но на будущий год я решил пробраться в Архыз обязательно, а решив, разыскал по своему обыкновению всю литературу касавшуюся этого района, чтобы заранее знать, что там достопримечательного Однако, оказалось, что о верховьях Зеленчука известно крайне мало и это еще больше разожгло мой интерес к Архызу. Выяснялось, что есть смысл даже со своими скромными возможностями устроить туда не простую туристскую поездку, а небольшую краеведческую экспедицию , которая могла бы принести некоторую пользу науке. Поэтому я принялся за научную подготовку к намеченному путешествию Можно было прежде всего собрать новые материалы, для геоморфологии Кавказа, науки изучающей формы земной поверхности (название происходит от греческих слов - гео /земля/, морфа /форма/ и логос /слово, познание/). Горные области особенно интересны в этом отношении, где очень отчетливо видно, какое влияние на рельеф оказывают или оказывали современные и древние ледники, размывание гор водою и выветривание Между рельефом и другими элементами природного ландшафта: климатом, почвой, растительностью, поверхностными и подземными водами существует тесное взаимодействие. В разных поясах горных стран на разной высоте существует разный климат, разная растительность, разный животный мир. Но все это зависит от расположения гор и ущелий по странам света, по отношению к местоположению моря и степей. Все большее влияние не только на ландшафт, но и на рельеф оказывает со временем деятельность человека. Изучение рельефа имеет и практической значение, так как элементы ландшафта являются естественными производительными силами, которые человек использует для своих хозяйственных нужд. Нет нужды объяснять что изучение ландшафта и рельефа, в частности, необходимо для более глубокого использования природы, в нашем случае для развития транспорта и сообщений, для развития промышленности и сельского хозяйства, для разумного использования лесов и рек, для развития туризма и спорта и т.д. С научной точки зрения представляет большой интерес генетическая морфология, выясняющая происхождение, возраст и динамику непрерывных изменений форм земной поверхности. В частности, весьма интересны следы прежнего, более значительного оледенения Кавказа. Но и в нашу эпоху происходят изменения ледникового покрова. Ледники отступают - уменьшаются или наступают. В какой мере это является общим явлением, каков его характер, - необходимо выяснить широкими повторными наблюдениями ледников по всему Кавказу, так как в отдельных местностях возможны отступления от общего хода развития. С точки зрения геоботаники интересно распространение различных растений, в частности по высоте. Полезно было определить также высоты возможно большего числа пунктов. Для этого я воспользовался высотомерами - альтиметрами в форме барометров- анероидов. Но при пользовании ими, помимо определения их поправок, необходимо учитывать изменения атмосферного давления, связанные с изменением погоды и надо привязывать определения высот к отсчетам альтиметра в местах, высота которых известна по карте. Одноверстная карта Кавказского хребта, составленная армией геодезистов-топографов, позволила Подозерскому выполнить важную работу для изучения оледенения Кавказа. Однако, как указывали многочисленные исследователи, и, как мы убедились сами, эти карты нередко содержат заметные ошибки. Кроме того само время вносит изменения в рельеф и в другие детали карты. Было полезно отмечать в чем именно сейчас имеются расхождения о картой. Вместо трудоемкой съемки, можно было попросту вносить исправления в самую карту. Большую пользу монет принести уточнение и исправление географических названий, выяснение дебета воды в реках, установление их главных истоков и т.д. Немало и других интересных и полезных наблюдений можно было бы сделать имея даже элементарные познания в географии и топографии. Наконец, нельзя игнорировать человека, общество населяющих данный район. Бывает, что туристы остаются равнодушны к нравам и обычаям местного населения. Меня весьма интересовало изучение мало еще тогда изученных карачаевцев и их быта. С установлением Советской власти шло быстрое улучшение их материального быта, их политического сознания. Пережитки старого быта, старого уклада горской жизни отмирали у меня на глазах и с исторической точки зрения было интересно подметить черты этого быта, национальные и другие черты горских народов. Мои интересы ряд лет сосредотачивались на изучении Карачая, занимающего значительную область к Северу от главного Кавказского хребта. С востока эта область начинается у отрогов гиганта Эльбруса, а на запад доходит до бассейна Большой Лабы, притока Кубани. Северная граница Карачая опускается к степным районам прилегающим к Армавиру и к предгорьям около Кисловодска. До завоевания Карачая русскими войсками в 1828 году, население Карачая в основном было сосредоточено всего лишь в трех больших аулах, находящихся на Уллу-Каме, как называется исток Кубани вытекающий из под Эльбруса. Эти три аула были: Кхарт-Джюрт, Учкулан и Хурзук. Это так называемый Большой или Старый Карачай. Через полвека после завоевания края, карачаевцам было добавлено земель к северу и к западу от БОЛЬШОГО Карачая и там выходцы из него основали ряд новых аулов, получивших в целом название Новый или Малый Карачай.В 1868 году возник Верхне Тебердинский аул, в 1870 Нижне Тебердинский (Сенты), в 1873 Каменномостский и другие. К 1895 году инженером Суходольским была закончена Военно-Сухумская дорога через Теберду и через перевал Клухор. В 10км выше Верхне- Тебердинокого аула стал возникать скромный курорт Тебарда. Район Большого Карачая был некогда богат лесом, но неразумное его истребление сделало окрестности этих аулов совершенно голыми и безлесными. В Малом Карачае лес не успели еще истребить и его природа поэтому несравненно мягче и живописнее. Советская власть, улучшая быт Карачаевце, сразу же основала еще ряд новых аулов, среди них на текущих параллельно Теберде реках: на Хасаутэ-Кзыл или Красный Карачай и на Большом Зеленчуке с его истоком Архызом аул Архыз (1923г.). До основания этих аулов здесь столетиями никто не жил, и окрестности пребывали в своей девственной красоте. Они оставались и до недавнего времени самыми нетронутыми лесистыми районами Карачая. Происхождение самого названия Карачай и происхождение Карачаевского народа являются предметом гипотез. Например, производят название Карачай от слов тюркского происхождения "Кара" - черный и "чай" река, а по легенде карачаевцев это название идет от их легендарного предка Карчи, якобы выселившегося со своими приверженцами из Крыма. В пользу связи с Крымом, кроме этой легенды, можно привести только фамилию старейших карачаевских князей Крым-Шамхаловых. Язык карачаевцев, сходный с татарским, конечно ничего не говорит, так как народностей говорящих на тюркских языках очень много. Хотя свои скудные познания крымско-татарского языка я мог применить с успехом в Карачае, язык карачаевцев и их соседей балкарцев относят к тюркским языкам кипчакской группы. Кипчаки или половцы были, как известно, степными кочевниками, тревожившими своими набегами Киевскую Русь до 13-го века. Возможно, что от монголов, в 13 веке нахлынувших на кипчаков и на Русь, кипчаки ушли в горы Северного Кавказа. У самих карачаевцев существует такая легенда о своем происхождении. Лет шестьсот тому назад Карча с товарищами по какой-то причине выселился из Крыма. Двигаясь по Кавказу на восток, они перешли в верховья Большого Зеленчука и осели в районе Старого жилища или Архыза, где и до них были поселения народа, принявшего от греков христианство, - вероятно алан. Теснимые абазинцами карачаевцы перешли на Джегуту, но эпидемии побудили их переселиться на Баскан. Жившие ниже по течению кабардинцы обнаружили по щепкам плывший по реке, что выше кто-то самовольно отроит сакли. Тогда кабардинский князь Кази наложил на карачаевцев дань. Через некоторое время Карча не захотел больше платить дань и, вместо нее послал Кази связанную старую собаку. Кази бросился наказать оскорбителей, но карачаевцы скрывшись в горах призвали на помощь сванов с южной стороны гор и, не пускаясь в бой, захватили обширные стада Кази. Не имея возможности быстро отбить свои стада, Кази согласился на условия мира, назначенные Карчей: признание независимости, возвращение скота отнятого кабардинцами и оплату сванетского войска. Переговоры с кабардинцами они вели через Крым-Шамхана. Так как на последнее условие мира Кази не согласился, а Карча не очень надеялся на победу над многочисленными кабардинцами, он увел свой народ с Баксана на верховья Кубани - Уллу Кам. Ему расхвалил эту местность охотник Боташ, который нашел здесь богатые леса и много дичи. Перед возвращением домой Боташ и другие охотники посеяли у слияния Уллу-Кама и Хурзука зерна ячменя, а вернувшись на следующий год увидели, что ячмень дал богатый урожай. Соблазненные рассказами Боташа, карачаевцы основали здесь селение Кхарт Джюрт, а потом размножившись, создали аулы Учкулан и Хурзук. Еще позднее, лет триста назад, в ущелье Даут возникли аулы Даут и Джазлык. Так и возник якобы Старый Карачай. При этом переводчик Крым-Шамхай женился на дочери Карчи и унаследовал его власть, а Боташ пытавшийся захватить слишком много земли в обнаруженной им местности был за это казнен общиной, сыновья же его, выселившись в Кабарду и Балкарию, поломили там начало родам Боташевых. С другой стороны, взамен двух умерших в плену карачаевцев, Карча получил кабардинских юношей Тохчука и Тамби, ставших родоначальниками двух разветвленных родов Карачая.По мнению академика Б.Миллера, происхождение фамилий часто является "иностранным" для карачаевцев, как показывает их звучание: Кумыковы, Калмыковы, Эбзеевы (Эбзе - сван по карачаевски). Урусовы и Семеновы по преданиям карачаевцев происходят якобы от беглых русских солдат урусов. Может быть какой-нибудь такой Семен и был сначала "Кавказским пленником"? Несомненно, что современная карачаевская народность сформировалась при участии крови многих других соседних народов. Магометанство карачаевцы-язычники приняли только 150-200 лет назад под влиянием Крыма или Бухары. По в Карачае еще сохранились памятники язычества. Так, против устья речки Черен Кол лежит большой камень, называемый Байрам Таш (Божий камень). Поддерживаемая царизмом национальная рознь на Кавказе нередко приводила к стычкам между карачаевцами и их соседями - сванами, абхазцами, черкесами и др. Советская власть окончательно утвердилась в Карачае к 1921 году, но не сразу ленинская национальная политика могла умиротворить край. Неправильное решение земельного вопроса руководством существовавшей тогда Горской республики привело к форменным сражениям между карачаевцами и кабардинцами в 1922 году, Карачаевцы издавна арендовали в Кабарде пастбища прирезанные царской администрацией за помощь оказывавшуюся ей кабардинскими феодалами. Карачаевцы мечтали теперь о закреплении за ними этих земель. Но Горское правительство разрешило кабардинцам самим очистить эти земли от карачаевцев. Ночью 600 верховых кабардинцев "удалым налетом" произвели "очистку" и, в качестве трофеев, угнали 10000 голов карачаевского скота. Это разожгло старую вражду карачаевцев, которой воспользовались контр- революционные и бандитские элементы. Карачаевские джигиты сделали ответный удар и угнали из Кабарды скот в двухкратном размере, взяли в плен людей и захватили атакой один кабардинский аул. Эти земельные неурядицы были урегулированы личным вмешательством товарищей Куйбышева и Ворошилова. Таким образом, наше путешествие в самый глухой аул Карачая происходило всего лишь на шестой год после этих событий и на седьмой год существования там Советской власти. Это следует иметь ввиду, читая наше описанио тех условий, которые мы нашли в Архызе во время своего путешествия. |
Вернуться к оглавлению |
Вернуться к предыдущей главе | Перейти к следующей главе |