Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://herba.msu.ru/russian/biostantion/tezis/39.html
Дата изменения: Mon Nov 2 16:34:52 2015 Дата индексирования: Sun Apr 10 07:30:38 2016 Кодировка: koi8-r |
Роль биологических станций педвузов в охране и многолетнем мониторинге фауны и населения животных.
В.М.Константинов, А.О.Шубин
Московский педагогический государственный университет
Успех сохранения биоразнообразия в условиях современного экологического кризиса зависит не только от активности природоохранных организаций, но и от экологической образованности широких масс населения. Первостепенный вклад в формирование экологически образованного члена общества вносит преподавательская деятельность сотрудников высшей и средней школы.
Непременным условием качественной подготовки студентов-биологов педвузов к своей профессиональной деятельности служит овладение ими методами полевых биологических исследований. Поэтому в программе подготовки учителей биологии предусмотрено проведение полевых практик по ботанике, зоологии и экологии. При многих педвузах для этого созданы специальные биологические станции. На биостанциях студенты получают навыки полевой биологической работы, постановки полевых экспериментов, анализа полученных результатов.
Помимо учебной работы на биостанциях проводятся длительные научные исследования, в которых принимают участие преподаватели и студенты. Так, на агробиологической станции МПГУ в Павловской Слободе (Истринский р-н, Московской обл.) за период 1953-2001 гг. накоплен большой фактический материал о флоре, фауне, населении и динамики состояния растительности и животного мира окрестностей биостанции. Результаты осуществляемого многолетнего мониторинга использованы при подготовке Красной Книги Московской области и нескольких монографий. Собранные материалы обсуждались на 3-х конференциях “Охрана редких видов птиц Центрального Нечерноземья”.
Для того чтобы проведение полевой практики, которая включает длительные наблюдения и коллектирование растений и животных не вступало в противоречие с охраной природы на агробиостанции принят специальный регламент по ее использованию: сохранение заповедных участков, создание списков особо охраняемых видов растений и животных. Практическим результатом деятельности преподавателей и студентов, нацеленной на сохранение биологического разнообразия, стало создание бессрочного заказника целевого учебного назначения. Это способствовало охране редких видов в условиях интенсивной хозяйственной деятельности вблизи крупнейшего мегаполиса.
Опыт проведения полевых практик и его тиражирование для педвузов Российской Федерации поддержан проектом РОЛЛ-2000 Института устойчивых сообществ (грант N 14-6).