Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/zavvav.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 20:40:18 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Это эссе без даты и названия находилось среди материалов Юлия Авраамиевича Завенягина (29.05.1924–27.01.1998), посвященных его противостоянию А. Т. Фоменко. Эти материалы были любезно предоставлены мне его сестрой — Евгенией Авраамиевной. Ю. А. Завенягин последние годы жизни серьезно занимался астрономией древнего Вавилона. gorm
При раскопках в Ассирии и Вавилонии археологи нашли огромное количество клинописных документов, в том числе и много таких, в которых описаны астрономические наблюдения. Принято называть «дневником» такой документ, в котором собраны разнообразные и многочисленные астрономические наблюдения, сделанные в течение одного вавилонского года, состоящего из 12 или 13 месяцев по 29 или 30 суток в каждом 1. Это были наблюдения солнечных и лунных затмений, соединений той или иной планеты с точно указанными звездами, или с другой планетой, или с Луной и др. Так вот, одних только вавилонских «дневников» относящихся к разным годам, найдено более двухсот. Каждый дневник содержит много наблюдений и поэтому может быть точно и строго однозначно датирован с помощью расчетов, сделанных по современным теориям движения небесных тел. Таким образом установлено, что самым древним из до сих пор найденных дневников является дневник для вавилонского года, начавшегося весной 652 г. до н.э. 2
Рассмотрим, например, дневник, составленный из астрономических наблюдений, сделанных, как написано в самом вавилонском документе, в 37-м году правления вавилонского царя Навуходоносора. Этот дневник, в частности, содержит записи моментов времени, когда вавилонские астрономы наблюдали три соединения Марса с определенными звездами, два соединения Венеры, одно соединение Меркурия и пять соединений Луны с точно указанными звездами. В дневнике имеются также девять записей моментов времени восхода и захода Луны, записи о положении Юпитера и Сатурна относительно звезд. Известный американский ученый Р. Ньютон проанализировал все эти наблюдения, сопоставив их с результатами расчетов по современным теориям 3. Он пришел к выводу, что эти наблюдения были сделаны на протяжении одного вавилонского года, начавшегося 22 апреля 568 г. до н.э. по юлианскому календарю. Эта датировка строго однозначна. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что на протяжении, скажем, последних десяти тысяч лет никакой другой год не подходит. И, наконец, учитывая, что рассматриваемый дневник составлен из наблюдений, сделанных в 37-м году правления Навуходоносора, можно заключить, что этот царь начал править в 604 г. до н.э.
Эта дата в точности совпадает с датой начала правления Навуходоносора, принятой в хронологии задолго до того, как начались археологические раскопки в Вавилонии и Ассирии. Действительно, еще хронологи XVII века получили эту же самую дату, исходя из того, что согласно составленному Птолемеем «Канону (списку) царей» Навуходоносор начал править в 144 году эры Набонасара, а также из того, что многочисленные наблюдения планет, Луны и Солнца, описанные в «Альмагесте» и датированные годами эры Набонасара, согласуются с современными астрономическими расчетами 4 только при условии, если считать, что первый год эры Набонасара начался в александрийский полдень 26 февраля 747 г. до н.э. по юлианскому календарю. Никакой другой год не подходит. Значит, для первого года правления Навуходоносора получаем 747−(144−1) = 604 г. до н.э., что в точности совпадает с датой, полученной выше из анализа вавилонского дневника. Поэтому даты начала правления царей, указанные Птолемеем в его «Каноне царей», заслуживают полного доверия. Такой вывод подтверждается и анализом других вавилонских дневников, в частности рассмотренного Р. Ньютоном дневника, относящегося к 7-му году правления древнеперсидского царя Камбиза, начавшемуся весной 523 г. до н.э.
Итак, анализ наблюдений, сделанных профессиональными вавилонскими астрономами (а не случайными некомпетентными наблюдателями, которые часто фигурируют в работах Н. А. Морозова и А. Т. Фоменко), убедительно доказывает ошибочность хронологических построений А. Т. Фоменко, отрицающего древность древней истории.
Несколько слов о вавилонском царе Навуходоносоре. Правильная форма его имени — Набу-кудурри-усур, что означает «бог Набу, охрани мои границы». Это имя оттиснуто на многих миллионах кирпичей, подвергшихся затем обжигу и находящихся ныне в развалинах Вавилонской башни, описанной Геродотом. Археологи раскопали также и знаменитую великолепную «дорогу процессий». Эта дорога вымощена огромными каменными плитами. На нижней стороне каждой плиты высечена надпись: «Я-Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Несмотря на все это, А. Т. Фоменко заявляет, что он не знает, где находился город Вавилон (правильная форма имени города — Бабилу 5, что означает «врата богов»). По мнению А. Т. Фоменко, Вавилон находился не то в Египте, не то в Италии. Птолемей имел гораздо более правильное представление о местонахождении Вавилона. В «Альмагесте» (IV.6) он считает, что разность между вавилонским и александрийским местным временем равна 50 минутам (правильная величина этой разности равна 58 минутам). Это означает, что по Птолемею Вавилон расположен на 12.5 градусов восточнее Александрии.
Такое утверждение мне кажется слишком категоричным. Вряд ли возможно оценивать методы Птолемея по критериям сегодняшнего дня. Скорее можно говорить не об умышленной фальсификации, а о подгонке и подборе некоторых наблюдений под разработанную теорию в попытке увязать многочисленные противоречивые данные. Большинство доказательств Р. Ньютона основаны на слишком точном согласии описанных наблюдений теории Птолемея, однако такое согласие легко объясняется тем, что параметры теории выводились именно из этих наблюдений. Нет никаких доказательств существования более ранних теорий, есть лишь некоторые попытки их реконструкции. gorm